Великим счастьем было работать в нашем «красном эшелоне».
В год 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали вместе с непосредственными участниками тех событий, строителями-первопроходцами мы вспоминаем славные страницы истории. «КП» уже рассказывала о знаменитом агитпоезде «Комсомольская правда», колесившем когда-то по БАМу. В нем, в составе агитбригад, к строителям магистрали приезжали знаменитые артисты, космонавты, ученые. Копии своих картин привозили «Третьяковка» и Русский музей.
Мы очень благодарны одному из бывших руководителей агитпоезда Вере Лукошиной за предоставленные архивные фотографии и уникальные исторические документы и, конечно же, - за яркие воспоминания.
Здесь продолжение рассказа Веры Лукошиной.
РАЗОБРАЛИ РЕЛЬСЫ, ЧТОБЫ НЕ ОТПУСКАТЬ АГИТПОЕЗД
- Как-то зимой к нам приехал коллектив музыкантов - 17 скрипок Большого театра. Они отрезали от перчаток все пальчики и так играли. Выступали в отапливаемой военной палатке, но играть несколько часов на скрипке все равно было холодно. Но какой это был восторг! Они еще и уголь у нас грузили — для того, чтобы вагоны отапливать. Обычно этим занимались штатные сотрудники поезда, но скрипачи вызвались нам помогать.
Жили мы все одной семьей. У нас были замечательные традиции. Когда республиканские коллективы заканчивали свою работу в агитпоезде, то на прощанье готовили для всех в нашем вагоне-ресторане национальные блюда, например, узбекский плов. Чего у нас только не было! Молдаване привозили варенье, орехи; прибалты угощали знаменитыми «цеппелинами», а чудесная чурчхелла!
Каждый поселок строила своя республика и везде мы были самыми желанными гостями. Как же нас встречали в поселке Армбамстроя! Зима, мороз, мы выступили и вдруг вносят огромный стол, на котором лежат мандарины, апельсины, фейхоа, виноград, грецкие орехи, сладости, - стол ломился! Это был такой подарок!
И тут нам говорят: у нас завтра свадьба и очень просим, чтобы ваш вокально-инструментальный ансамбль на ней играл, а через три дня вы поедете дальше! Они разобрали рельсы, взяли и убрали два звена, и мы ни вперед, ни назад. Но все-таки, отыграв на свадьбе, на следующий день мы уехали, ведь нас уже ждали в другом поселке.
«Лицедеи» тоже приезжали на БАМ на агитпоезде «Комсомолки». Смотрите фотогалерею.
«ОПАСНОСТЬ ХОДИЛА РЯДОМ»
Мы были молодые веселые, беззаботные. Но строительство было часто сопряжено с опасностью.
Случалось, что люди гибли - в основном по трагической случайности: снежный заряд ударил, и трактор опрокинуло. На перевалах перепады высот до 40 метров на километр были. Я однажды спускалась на машине с ледника, его называли «тещин язык». Меня водитель перед поездкой спросил: «Ты грешница или нет?», а мы ехали по знаменитому Даванскому перевалу, и дверь я держала открытой. Водитель сказал: «Если что, сразу выпрыгивай!». На случай, если бы он не вписался в поворот. Страшно мне не было - молодость, азарт.
А когда мы съехали вниз, водитель – серьезный, взрослый мужчина достал лежавшую у него в машине пачку сахара и стал его жадно есть! Я такое видела впервые. Стоит, руки ходуном ходят. Он настолько волновался на перевале, что у него очень упал уровень сахара в крови. Вот так люди ежедневно и возили разные грузы по перевалам.
О ситуациях, когда кто-то куда-то полез по пьяни и погиб, я не слышала. Рабочие и сами это осуждали, говорили: зачем ты сюда приехал, если в бутылку заглядываешь?!
На трассе БАМа. Смотрите фотогалерею.
ВНУК КОЛЛОНТАЙ, СЫН ШМИДТА
Я ехала поработать на агитпоезд месяца на три, а все затянулось на пять лет. Я просто поняла, что мое место тут. Приехав через 8 месяцев в Москву, я пришла в свой любимый горком и увидела, что там ничего не изменилось: как будто и не было этих месяцев.
В ЦК комсомола не принято было общаться на личные темы. А на БАМе было невозможно сказать неправду, там не было принято хитрить: два пишем, три в уме. Или ты говоришь, тебе верят и принимают, или не принимают. Третьего было не дано. Но если тебя признали – твое место всегда у огня, всегда тебя ждет горячая еда, самое лучшее отношение, всегда тебе помогут и никаких проблем у тебя не будет.
Конечно, на поезде складывались и личные отношения, и свадьбы были. Иногда нам с руководителем поезда приходилось разрешать и конфликты. Был у нас один молодой человек из Москвы, который ни много, ни мало, выдавал себя за внука революционерки, первой в мире женщины-посла Александры Коллонтай. Он приехал на БАМ делать карьеру. При этом часто увлекался разными девушками. Мы с ним проводили беседы, совестили, а ребята однажды просто вывели его в тайгу и все объяснили. После этого проблем с ним не было.
Уникальный документ - страницы из бортового журнала агитпоезда за 31 декабря 1977 года. Кликни, чтобы увеличить.
Фото: Иван ВИСЛОВ
Вообще те, кто приезжал на БАМ исключительно делать карьеру, очень быстро уезжали, не выдерживали таких условий, когда ночью волосы примерзают к обшивке вагона.
У меня однажды тоже был очень сильный прокол. Между двумя нашими сотрудниками в то время развивался роман, о котором я ничего не знала. И однажды во время обеда девчонка взяла и в шутку высыпала своему возлюбленному на голову банку с перцем. Я ее за это очень жестко прилюдно отчитала. А потом вдруг поняла, что у меня с коллективом наметился холодок. Тогда я собрала всех и попросила объяснить мою ошибку. Мне все высказали. Было очень стыдно. Я публично извинилась, и после этого как рукой сняло.
Но я на всю жизнь это запомнила, и где бы я потом ни работала, никогда в жизни больше никому не делала прилюдных замечаний.
...Великим счастьем было работать в нашем «красном эшелоне», такая гордость была, и я росла вместе с новыми городами и великой магистралью. Я мечтаю, чтобы в истории нашей страны навсегда осталась легенда по имени «Агитпоезд «Комсомольская правда», потому что мы с ним породнились, в нем осуществились наши мечты, мы вместе строили БАМ.
Картинная галерея на колесах. Смотрите фотогалерею.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Рассказ о том, как был оборудован агитпоезд, сохранился в архиве «КП». Вот что писала наша газета 18 сентября 1975 года:
«...Рассказывает руководитель группы художников ассистента кафедры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское - Ред.) Акрам Гасан-заде:
- Внешне каждый вагон агитпоезда символизирует частицу истории комсомола, выкованную на ударных стройках пятилеток страны: Боярка, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре…, КамАЗ, БАМ! Проект агитпоезда мы обсуждали не один раз.
Предстояло учесть, чтобы экипажу было удобно в нем жить и работать, и, во-вторых, не менее важно, чтобы агитпоезд привозил с собой веселое настроение, располагал к домашнему уюту. Интерьер мы выбирали мягких тонов – это современно и прибавляет комфорта. В двухместном купе нам удалось «расставить» платяной и бельевой шкафы, полочки для книг, столик, кресло…»
Встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского в агитпоезде «Комсомольская правда».
СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ
Агитпоезд «Комсомольская правда» на БАМе. Часть 2