Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество22 июля 2014 23:30

«Карьеристы на БАМе долго не выдерживали!»

Один из руководителей агитпоезда «Комсомольская правда» Вера Лукошина - о том, как жили, влюблялись и взрослели на легендарном «красном эшелоне» [фотогалерея]
Вера Лукошина сохранила о своей работе на БАМе самые теплые воспоминания.

Вера Лукошина сохранила о своей работе на БАМе самые теплые воспоминания.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Мы уже писали о знаменитом агитпоезде «Комсомольская правда», история которого обросла мифами и легендами. Недавно в редакцию позвонила Вера Лукошина (Егорычева), которая в течение 5 лет была одним из руководителей «красного эшелона». В ее архиве - сотни снимков, рассказывающих о героической истории строительства БАМа.

Умная, образованная, как сказали бы в ту пору - перспективная, к тому же дочь высокопоставленного сотрудника одной из очень серьезных структур, Вера имела все шансы сделать карьеру в Москве. Но взяла и рванула на БАМ. И теперь, спустя 40 лет, она по-прежнему уверена: те годы были лучшими в ее жизни. Вот, что рассказала нам Вера Лукошина о себе и о легендарном агитпоезде «Комсомолки», колесившем по БАМу.

Агитпоезд "Комсомольская правда" на станции БАМа.

Агитпоезд "Комсомольская правда" на станции БАМа.

Поехала на БАМ в костюме Levis

История моей поездки на БАМ началась с шутки. Шла весна 1976 года. Я тогда работала в Отделе пропаганды и агитации Московского горкома комсомола. Отдел пропаганды ЦК ВЛКСМ обратился с просьбой подобрать кандидатуру для работы в агитпоезде «Комсомольская правда», желательно члена партии, имеющего опыт работы в комсомоле, высшее образование, без семьи. Ну, и еще целый список требований… И вот мы сидим в отделе, обсуждаем просьбу ЦК, и я в шутку говорю: «Ну, ребята, я подхожу по всем критериям, почему бы мне не поехать?». Поговорили и забыли. И вдруг через несколько дней наш секретарь горкома комсомола вызывает меня в кабинет и говорит: «Кто тебя тянул за язык?! Тебя вызывают в ЦК комсомола. Иди и разбирайся, в чем дело!».

Я шла туда, ноги подкашивались. И там мне вдруг сообщают, что решили командировать меня на агитпоезд «Комсомольская правда» на БАМ в качестве заведующей лекторской группой. Мол, им понравилось мое личное дело. Ну, еще бы: отец у меня – сотрудник КГБ, мама – авиаконструктор, сестра с мужем –дипломаты.

На размышления дали один день. Коллеги по горкому комсомола перед отъездом на БАМ подарили мне супермодный джинсовый костюм «Ливайс», в нем я и поехала в Сибирь. Не кто-нибудь, а москвичка приехала, в фирменном костюме (смеется).

Поезд в то время стоял в Тынде. Это была наша основная точка приписки. На весь год был расписан график работы художественно-пропагандистских групп из союзных республик, в составе которых были депутаты Верховного совета, известные ученые, врачи, творческие коллективы. А мы уже для них организовывали встречи с трассовиками. Это было очень важно, ведь ребята работали по 10 - 12 часов в сутки, жили в палатках, без телевидения и радио.

На БАМе не было посторонних людей, которых пригнали палкой. Да, у всех были разные мотивы. Кто-то говорит: ехали за деньгами! А почему, собственно, нет?

Я проработала на агитпоезде «Комсомольская правда» 5 лет - как говорили бамовцы, 5 зим. А потом еще полтора года на агитпоезде «Молодогвардеец» на всесоюзной ударной стройке Тюмень - Сургут.

Вера Лукошина. В вагоне агипоезда

Вера Лукошина. В вагоне агипоезда

В гостиницах за время работы поезда мы не останавливались ни разу, даже когда стояли лютые морозы, все время жили и работали в поезде с минимумом условий, но с азартом и осознанием личной сопричастности к великой стройке века.

Маленькая деталь: на стоянках пользоваться туалетом было категорически запрещено, все удобства только на вокзале. Если стояли вдали от городов, то на улице строили туалеты-времяночки, а в баню ходили в поселки. Я до сих пор помню все железнодорожные депо, где можно было найти горячую воду…

Книги меняли на продукты

Семья к моей поездке на БАМ отнеслась абсолютно спокойно. Никто ведь не знал, насколько это трудно. Родители мною очень гордились. Мне было 26 лет, и я отвечала за коллектив в 130 и больше человек, в зависимости от того, сколько человек было на агитпоезде. Я, как член Штаба агитпоезда, отвечала за их жизнь, безопасность, питание, организацию встреч со строителями трассы.

Спустя 8 месяцев я ненадолго прилетела в Москву и не успела сообщить об этом родителям. Летела из Благовещенска, чуть ли не с восемью пересадками. Звоню из аэропорта и кричу: «Папа, я в Москве!», а он мне: «Тебя выгнали или ты сбежала?» Ни здравствуй, ничего… Я говорю: «Нет, я в командировку приехала, я есть хочу!»

Дома мама накрыла замечательный стол, мы выпили шампанского и решили с папой покурить. Курила я давно, в горкоме мы тогда почти все курили. Папа и говорит: «Ладно, дочка, кури!». Мама о моей привычке не знала, но с тех пор я стала курить легально. На БАМе было все, кроме легких сигарет. Были только крепкие вроде «Беломора». Папа посылал мне блоки сигарет и писал на них: «Дочка, кури на здоровье!». Папа был человеком с очень хорошим чувством юмора.

На БАМе мы все были хорошо одеты и обуты. И зарплата была очень хорошая. Как-то мы работали в Бурятии, и за нами не пришел автобус. А у меня группа артистов и лекторов из 30 человек, которых я должна накормить и доставить к поезду. И на свою зарплату я совершенно спокойно могла привести в столовую 30 человек, заплатить за их полный обед, нанять автобус и привезти на агитпоезд. Но материального богатства я с БАМа не привезла. Зато привезла роскошную библиотеку. У нас был бамовский народный книжный магазин, куда издательства присылали лучшие книги, чтобы мы их продавали населению - у нас был книжный киоск в агитпоезде. Сотрудники агитпоезда тоже подписывались на эти издания.

По нескольку месяцев мы работали, то на западном участке БАМа, то на восточном, то на центральном. Иногда продукты вовремя доставить не удавалось, и тогда я звонила местным чиновникам и говорила: «Приходите, посмотрите, какие у нас есть чудесные книги!». А хорошие книги тогда были дефицитом. Представляете, в те времена иллюстрированный двухтомник о творчестве Левитана или книга об эпохе Ренессанса, люди же такого вообще не видели. И местные руководители сразу становились лояльнее. Мы продавали им книги, а нам разрешали из резерва приобрести мешок крупы или муки.

В вагоне агитпоезда

В вагоне агитпоезда

Социолога перепутали с сексопатологом

В мае 1976 года агитпоезду «Комсомольская правда» исполнилось 3 года. За это время он прошел почти 80 тысяч километров. На нем побывали 44 пропагандистско-художественные группы из всех союзных республик страны. Полторы тысячи профессиональных и самодеятельных артистов, поэтов, писателей, художников выступили во всех городах и поселках строящейся магистрали.

В составе агитпоезда был вагон-клуб, в котором мы показывали кинофильмы и, конечно, мультфильмы для ребятишек поселков. А вечерами, если в поселке еще не было вместительного клуба. мы проводили дискотеки с цветомузыкой. Мы часто привозили на трассу известных артистов:Олега Видова, Бориса Токарева, Людмилу Зайцеву, Валентину Телегину, Иосифа Кобзона, ансамбли «Верасы», «Самоцветы» «Пламя», «Песняры», даже американского певца и киноактера Дина Рида.

Эдуард Ханок, Владимир Шаинский были нашими добрыми друзьями. Ребята из ЦК комсомола рассказывали, что двери у них не закрывались, все артисты мечтали выступить на БАМе. Это было патриотической эпидемией. К тому же престижно и неплохо влияло на карьеру.

Однажды к нам приехала читать лекции психолог, ученица Владимира Леви, доктор философских наук Евгения Черняк. Она рассказывала о сущности семьи, личностных взаимоотношениях. Читала вначале общую лекцию, а потом отдельно для мужчин и женщин. Об «этом» ведь ничего не знали, даже средств личной защиты никаких не было, никто из министерских голов почему-то не подумал о том, что люди- то на БАМе живые, у них строятся отношения. И вот как-то поздно вечером стук в дверь вагона. Открываем, там офицеры в мокрых плащ-палатках: «Где у вас лектор-сексопатолог?». Я говорю: «У нас только психолог, социолог, доктор наук». «Не важно, мы там жен собрали, им втолковать надо!».

Или вот кому бы сейчас пришло в голову в 30-ти градусный мороз, ночью, за 12 километров прийти на лыжах, чтобы послушать искусствоведа из Эрмитажа, которая привезла репродукции картин великих мастеров: это и портрет Моны Лизы, и Пикассо, и Ренуар. Слушали почти всю ночь, потом 12 километров назад, а утром шли работать на отсыпку пути.

КСТАТИ

Как был оборудован спецпоезд

В архиве «Комсомолки» сохранились уникальные записи от 18 сентября 1975 года, подробно рассказывающие, как выглядел и чем был оснащен легендарный «красный эшелон» КП.

«Агитпоезд автономен в работе. Мощный дизель вмонтирован в головной вагон и, словно сердце, будет питать поезд энергией, светом и теплом. Рабочих отсеков в поезде – два. Клуб и читальный зал. Как и полагается, клуб с кинозалом. Перед экраном небольшое возвышение – сцена.

Все, что делалось в этот день в агитпоезде, было впервые. И сам агитпоезд на БАМ – тоже первый. В читальном зале надо разместить самый дорогой груз – книги, экспонаты выставок, записи популярных песен, кинофильмы, копии знаменитых картин из Третьяковской галереи. Строители БАМа по вечерам смогут посмотреть телевизионную программу «Орбита», послушать магнитофонные записи, почитать свежие газеты, журналы. В планах у библиотекаря Зои Пановой встречи бамовцев с известными писателями, композиторами, артистами. Дискуссии на рабочие и комсомольские темы, обсуждения книг, фильмов… В жилых отсеках максимально учтены насущные нужды обитателей поезда».

Продолжение следует.