Премия Рунета-2020
Ярославль
+10°
Boom metrics
Общество8 сентября 2011 12:55

Конструкторское бюро «Луч»

Самолет «Луч» - ударный, русский, беспилотный
Источник:kp.ru

На юбилейном десятом Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2011», прошедшем 16 - 21 августа в подмосковном Жуковском, рыбинские конструкторы представили свое новое детище - беспилотный летательный аппарат «Луч». О работе выставки и о новинке рыбинских конструкторов - наше интервью с генеральным директором ОАО КБ «Луч» Михаилом Шебакпольским.

- Михаил Феликсович, какие новинки самолетостроения смогли увидеть посетители шоу?

- Международный авиационно-космический салон представляет собой крупнейшую выставку летной техники во всей Восточной Европе. На нынешнем юбилейном авиасалоне прошло несколько поистине мировых премьер в этой отрасли.

Помимо развернувшейся борьбы гигантов мировой авиаиндустрии «Boeing» и «Airbus», которые представили свои новинки - Boeing и A-380, интерес специалистов привлекли полеты истребителей пятого поколения.

Еще две новинки в области военной авиации представил концерн «Вега». На выставке демонстрировался наш ударный беспилотник «Луч», а также самолет Ту-214 авиационной системы наблюдения «Открытое небо» концерна «Вега», в который входит наше предприятие.

На выставке был заключен целый ряд контрактов на поставку авиационной техники. Но, что гораздо более важно, нынешний салон показал: крупнейший российский перевозчик наконец-то заинтересовался новинками не только мирового автопрома.

Еще одно важное событие салона - это инициатива предприятия «Авиакор» по программе утилизации старых самолетов.

В целом нынешний авиасалон традиционно порадовал экспертов новинками военной и гражданской техники, а простые любители авиации смогли насладиться красочным зрелищем.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей новинке.

- Наш беспилотный летательный аппарат рассчитан на среднюю дальность полетов, его максимальная скорость - 270 километров в час. Машина способна находиться в воздухе почти двадцать часов, причем на предельной высоте - 7 километров.

Новинка предназначена для изучения боевых позиций противника, расположенных далеко от командного пункта, а также для патрулирования труднодоступных участков местности.

Также самолет способен вести видеосъемку и передавать данные диспетчеру. И главное - при необходимости «Луч» может ударить: его боезапас составляет около полутора центнеров.

В полном снаряжении беспилотник весит 800 килограммов и может быть полностью сложен одним человеком всего за несколько минут. Работает же новинка на обычном автомобильном бензине: мощность двигателя «Луча» составляет 115 лошадиных сил.

- «Луч» уже готов подняться в воздух?

- Для того, чтобы научить самолет летать, необходимо проделать огромную работу: отработать пилотную версию, отрегулировать режимы взлета и посадки, насытить «мозги» летательного аппарата необходимыми знаниями о нем самом.

Все это довольно дорогостоящее удовольствие, которое возможно лишь после получения специального тендера от Министерства обороны, в котором мы приняли участие среди других предприятий оборонной промышленности. В случае победы после проведения целого ряда работ и испытаний мы уже весной сможем поднять «Луч» в воздух.

Пока что это лишь образец технологии, для которого нужны заказ на опытно-конструкторскую работу, необходимая документация, сертификация, проведение испытаний. Тем не менее, это прототип высокой готовности, на который уже есть чертежи, начальная документация, и его можно изготавливать для испытаний и отрабатывать на нем все режимы.

- Представляет ли ваш беспилотный летательный аппарат интерес для гражданской промышленности?

- Безусловно, спектр его применения очень широк. Беспилотники могут быть интересны ФПС, МВД, МЧС, геологам, энергетикам, другим ведомствам.

«Михаил Шебакпольский  ( справа ) на МАКС - 2011

«Михаил Шебакпольский ( справа ) на МАКС - 2011

Эти робототехнические авиационные комплексы интегрируют в себе множество современных технологий таких, как цифровая связь, широкополосный обмен информацией, вычислительная техника, оптика и оптические устройства, тепловидение, цифровое телевидение высокой четкости. Это также очень сложное программное обеспечение, которое касается как управления комплексом и решения стоящих при этом задач, так и обработки поступающей информации.

Наш новый беспилотный летательный аппарат предназначен для несения 170 килограмм полезной нагрузки, а это значит - на него можно установить любые камеры наблюдения, радиолокаторы, датчики, многоспектральные стабилизированные и нестабилизированные камеры, аэрофотоаапараты, лазерные локаторы, другую аппаратуру. Беспилотник может долго и высоко летать над наблюдаемым объектом, что невозможно в случае с пилотируемыми летательными аппаратами.

К примеру, актуальной темой является отслеживание лесных пожаров, причем на ранней стадии возгорания. Охотоведы легко могут вычислить численность популяций того или иного зверя. Не буду говорить, как это удобно при проведении кадастровых работ, геологоразведке, мониторинге состояния многокилометровых линий электропередач.

У нас разработана целая линейка беспилотных летательных аппаратов весом от 2 килограммов до тонны, все они находят широкое народнохозяйственное применение.

-Наверно, нелегко выдерживать конкуренцию на рынке высоких технологий?

-В области хайтек сегодня работает большое количество отечественных и зарубежных фирм. Конкуренция здесь достаточно велика, ведь скорость смены поколений техники в области радиоэлектроники, телекоммуникаций, электронных систем управления, в которых мы работаем, измеряется несколькими годами.

То, что еще вчера казалось несбыточным сном, сегодня оказывается безнадежно устаревшим и проигрывает конкурентную борьбу. Появляются новые методы обработки информации, новые материалы, новые конструкции, и этот кипящий котел невозможно остановить.

Мы ведем непрерывный процесс разработки и буквально на ходу выпускаем и реализуем новую продукцию. Изделий, которые разработаны более 10 лет назад, у нас в производстве не найдешь. Оставшиеся по некоторым причинам образцы подвергаются модернизации.

Экспозиция КБ «Луч» на «МАКС-2011»

Экспозиция КБ «Луч» на «МАКС-2011»

Процесс этот достаточно затратный, но он позволяет поддерживать творческий потенциал фирмы и коллектива в нужном тонусе. Благодаря постоянному самоусовершенствованию, мы успешно конкурируем на общемировом уровне, а в нашей стране мало предприятий, способных работать так же комплексно, организуя взаимодействие систем совершенно различного технического наполнения.

- Какие предприятия нашей страны являются вашими партнерами?

- Поскольку мы выпускаем очень сложные системы, нам требуются самые различные комплектующие. У нас сотни партнеров по сей стране: оптических, электронных, механических и многих других предприятий. С некоторыми мы ведем совместные разработки, для кого-то делаем отдельные комплектующие, как, например, для Рыбинского НПО «Сатурн», куда поставляем свои электронные изделия.

Среди наших партнеров такие известные предприятия, как ОАО «Компания «Сухой», РСК «МиГ», ОАО «Вертолеты России», в том числе Московский вертолетный завод им. МИЛЯ, фирма «Камов», Уральский и Красногорский оптико-механические заводы и многие другие. Современные методы кооперации куда более эффективны, нежели замкнутый производственный цикл. Кроме того, мы входим в концерн «Вега», в котором собраны предприятия самой различной направленности, что также помогает нам развивать кооперационные связи.

Невзирая на кризис, мы удержались в прежних объемах производства и имеем хорошие перспективы роста производительности труда. В планах: перевооружение, без которого невозможна работа в области высоких технологий, размещение на собственных площадях цеха по производству композитов конструкций, расширение лабораторной стендовой базы, которые нам нужны для исследований и проведения разработок. Поскольку мы работаем в области хайтек, на приобретение нового оборудования и строительство новых мощностей мы вкладываем до 25 % оборотных средств. Наша задача - выйти в лидеры отрасли.