Общество26 июля 2011 16:15

Багряниковская агрошкола: главное в жизни - любимая профессия

У некоторых из этих ребят есть биологические родители, забывшие о своих кровинушках, а большинство воспитанников имеют юридический статус сирот. Мамами и папами для них стали работники Багряниковской школы-интерната

Официальное название школы - «Государственное образовательное учреждение Ярославской области Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии». Основана она в 1942 году как детский дом, в 1959 году реорганизована в школу-интернат, в 1989 году стала коррекционной, а в 1994 году при поддержке департамента образования администрации Ярославской области реорганизована в агрошколу.

Сейчас здесь обучается и воспитывается 112 детей. 25 из них - дети-сироты, 87 человек остались без попечения родителей, 13 - дети-инвалиды.

Учитывая ограниченные возможности учеников школы, здесь пересмотрели учебную программу. Своей основной задачей педагоги школы считают социальную реабилитацию своих воспитанников, которая невозможна без серьезного освоения ими какой - либо профессии.

С этой целью старшеклассникам предоставлена возможность получить на выбор одну из шести профессий, подготовка по которым ведется на основании государственной лицензии, аттестации и аккредитации: «Швея», «Обувщик по ремонту обуви», «Пекарь», «Плодоовощевод», «Рабочий по уходу за животными», «Тракторист-машинист». Сельскохозяйственное направление выбрано приоритетным, так как большинство воспитанников - выходцы из сельских районов области, и 70 процентов выпускников школы реализовывают себя именно в сельском хозяйстве.

Процесс социальной и профессиональной адаптации начинается уже с первого класса. В начальной школе, помимо общей коррекционной работы, выявляются индивидуальные профессиональные возможности каждого ребенка за счет активного привлечения к ручному труду в различных сферах.

В среднем звене воспитанники получают общеобразовательную подготовку, имеющую практическую направленность, а также допрофессиональную подготовку, в процессе которой они знакомятся с содержанием труда по всем шести профессиям и имеют возможность выбрать наиболее доступный и привлекательный для себя род занятий. Все воспитанники получают навыки самостоятельной работы и включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских и в подсобном хозяйстве.

И уже в старших классах воспитанники проходят профессиональную подготовку по выбранной специальности, а то и по двум сразу, и получают соответствующие «корочки».

Помимо теории ребята имеют возможность пройти прекрасную практику по выбранным специальностям прямо на территории агрошколы. С этой целью здесь создано современное разнопрофильное учебно-производственное хозяйство, в состав которого входят обувные и швейные мастерские, школьный магазин, животноводческий комплекс, мини-пекарня, цех по переработке молока.

В собственности и в аренде у агрошколы имеются также сотни гектаров земли, на которой выращиваются овощи, заготавливаются корма для крупного рогатого скота. На вооружении имеется 6 единиц сельскохозяйственной техники с полным набором разнообразных прицепных агрегатов.

Помимо профессиональной адаптации выпускников и обеспечения школьной столовой овощами, мясом, молоком, собственное производство позволяет агрошколе получать дополнительные доходы. Заработанные ребятами деньги идут на приобретение спортинвентаря, новых костюмов для школьных артистов, организацию увлекательных поездок, проведение различных мероприятий.

Еще одним направлением социальной реабилитации воспитанников Багряниковской агрошколы стала работа над проектом «Собственный дом», суть которого заключается в проживании разновозрастных групп детей в условиях благоустроенного жилого дома на территории школы-интерната, с приусадебным участком и небольшим подворьем.

Апробация его прошла еще в 1999 году, но первыми жителями такого дома были мальчишки, но не нашлось достаточного количества воспитателей-мужчин. В 2005 - 2007 годах в домиках поселились девочки, и проект заработал на полную мощность.

Сейчас в агрошколе 4 таких дома, в которых живут девочки самых разных возрастов. Они сами готовят еду по выходным и в каникулы (в учебное время они, как и все, едят в школьной столовой), прибираются, стирают и гладят белье, выращивают овощи, ухаживают за кроликами. Даже ремонт девочки делают сами, а где нужны мужские руки - зовут мальчишек и школьного мастера.

Построены дома собственными силами - вместе с работниками агрошколы в работе участвовали мальчишки. Это стало для них прекрасной плотницкой и слесарной практикой.

Вместе с девочками в домике живут работающие по сменам педагоги-воспитатели, которые не вмешиваются, а очень деликатно направляют кипучую энергию маленьких хозяек в нужное русло.

Подобное проживание в собственном доме помогает «казенным» детям познакомиться с семейными традициями и моральными устоями традиционной ячейки общества.

Еще одним отличием учебной программы в Багряниковской агрошколе является увеличение часов для занятий физкультурой и спортом, что способствует формированию физической выносливости ослабленных ребятишек. Эта работа не проходит бесследно: ученики школы успешно участвуют в соревнованиях и спартакиадах в различных видах спорта не только районного, областного и всероссийского, но и международного уровней. Так, за последние 10 лет спортсмены трижды в составе сборной команды России выступали в США, Словакии, Швеции. Из 200 медалей разного достоинства 35 - международные. Самыми ценными наградами здесь считают медали за победу в настольном теннисе (1995 год, Нью-Хевен и 2003 год, Дублин, Ирландия), бадминтоне (1999 год, Северная Каролина), хоккее на полу (2001 год, Аляска).

Не менее успешно учащиеся выступают в районных, областных и межрегиональных смотрах-фестивалях детского художественного творчества. Ежегодно в школу-интернат съезжаются детские художественные коллективы из 16 школ и домов-интернатов всех видов Ярославской области для участия в областном смотре-конкурсе «Планета детства». С 2005 года на базе школы проводятся областные конкурсы профессионального мастерства «Юная швея» и «Юный столяр». Воспитанники агрошколы занимают в них призовые места.

- Такая организация досуга дает нашим детям возможность общения со сверстниками за пределами школы, - рассказал директор Муса Ванцаев. - Это развивает умение вести себя в обществе, чувствовать себя полноценными гражданами.

Работая с детьми, педагоги школы-интерната стараются научить их добру, дружбе, уважать труд, самим трудиться, быть самостоятельными, вести здоровый образ жизни и уметь полноценно отдыхать. Целенаправленность и системность работы в этом направлении дает возможность заложить твердые основы внутренней культуры воспитанников.

ОбразованиеИнтересное