Общество

Опять за парту

Для чего и как взрослым нужно получать еще одно образование

Сегодня, чтобы занять высокую ступень в своей профессии и сделать карьеру, зачастую одного высшего образования мало - нужны дополнительные знания и умения. Но каким должно быть это второе образование, и где его лучше получить? Об этом за «круглым столом» в пресс-центре «КП» говорили представители вузов Ярославля, учреждений дополнительного образования, крупнейших предприятий нашей области.

- Для чего нужно получать дополнительное образование в рамках своей профессии?

Евгений Бережной, ответственный секретарь приемной комиссии Ярославского государственного университета им.П.Г.Демидова:

- Даже в советские времена была такая форма, как повышение квалификации: раз в пять лет человек обязан был пройти обучение, чтобы его знания соответствовали требования времени. Ну а в нынешнее время ограничиться только базовым образованием просто невозможно. Информационные потоки, которые непрерывно поступают, требуют, чтобы человек постоянно учился.

Кроме того, сегодня жизнь диктует свои условия. Как правило, выбор профессии молодого человека по окончании школы в 16-17 лет основан на «интересе»: профессия в этот период популярна, родители посоветовали, за «компанию» с друзьями… Ну а выбор второго образования в более зрелом возрасте обусловлен обстоятельствами. Например, студент, окончивший факультет прикладной математики стал работать в вычислительном центре одной из силовых структур. Логично, что этот специалист придет снова в вуз за вторым высшим - юридическим. Однако не все образовательные программы можно успешно осваивать в любом возрасте. К примеру, мы пытались организовывать обучение в рамках получения второго высшего образования по программам «прикладная математика» и «физика» - не получилось. Поскольку для этого нужны базовые знания. Наибольшим спросом в университете в качестве второго высшего образования пользуются юриспруденция (в прошлом году принято 96 человек), экономика (80). Немало студентов учатся на специальностях «биология», «экология», «психология», «радиофизика и электроника»...

- Нужно сдавать ЕГЭ тем, кто идет на второе высшее?

Сергей Гудков, проректор по развитию дополнительного образования Ярославского государственного технического университета:

- Если это в чистом виде второе высшее, то сдавать ЕГЭ не нужно. Зачисление производится по результатам экзаменов, форму которых выбирает Вуз. Например, это может быть собеседование.

- Для получения второго высшего образования - предпочтительнее полный курс обучения или достаточно сокращенного? И вообще без второго высшего можно обойтись, чтобы получить новые знания по профессии?

Сергей Гудков:

- Все зависит от квалификационных требований, предъявляемых к конкретному специалисту работодателем. К сожалению, Вузы на сегодняшний день (особенно в технологической сфере) часто не имеют четко сформулированных работодателями компетенций, кого мы им должны подготовить. Перед тем как человек отправится за вторым образованием, работодатель должен четко сформулировать, чего он хочет добиться конкретно от этого специалиста. Расширения сферы его деятельности? Углубления знаний по основной своей специальности? Приобретение новой квалификации, не совпадающей с основной специальностью? В зависимости от этих целей и следует выбирать форму получения знаний. Это может быть что угодно: второе высшее образование, повышение квалификации, переподготовка с присвоением соответствующей квалификации и так далее.

В Техническом университете наиболее востребованными в качестве второго высшего образования являются экономические специальности по отраслям «Экономика в строительстве», «Экономика в химической промышленности», а также «Промышленное и гражданское строительство» и «Информационные технологии». Туда идут ребята, которые закончили наш вуз, трудоустроились куда-либо, и им сразу потребовались дополнительные знания по профессии. Учиться им, как правило, легко. Гораздо сложнее тем, кто уже отработал десяток - полтора лет. Для них самый реальный путь получения ими необходимых знаний - идти на профессиональную переподготовку.

- Трудно ли полностью переобучить человека?

- Это вполне реально, однако, в этом случае никакие краткосрочные курсы не помогут. Только высшее образование в полном объеме. (В крайнем случае - большие, качественные, с производственной практикой курсы переподготовки). При этом такое образование должно быть заочным, и ни о каком дистанционном обучении речи быть не может. А вот консультироваться во время учебы с преподавателями дистанционно, так сказать, «без отрыва от производства», - даже хорошо.

- Что дает человеку второе высшее образование? Трудно ли вузам организовать обучение специалиста так, что бы оно , соответствовало требованиям работодателя?

Татьяна Артеменкова, директор Института повышения квалификации «Конверсия» - Высшей школы бизнеса:

- Любое образование (первое ли, второе ли) дает человеку определенные статус, уровень, мировоззрение, квалификацию, компетенции. Другое дело, какие цели преследует человек, пришедший за образованием. Например, если он просто в юности выбрал «не ту» профессию, естественно, есть смысл получить другое (второе) высшее образование.

У любого образования должен быть заказчик. Сначала заказчиком выступает как сам человек («Для того, чтобы быть успешным, я вижу себя в этой профессии, с таким набором знаний и умений»). Далее заказчиком должен выступать работодатель, потому что в зависимости от специфики организации или предприятия, куда пришел выпускник вуза работать, требуются дополнительные или другие компетенции.

И вот тут у вузов проблема. Высшее образование (не важно - первое или второе) находится в жесткой системе аккредитации, а это государственный образовательный стандарт. Поэтому вузам очень трудно приспособиться под требования работодателя. Нашему институту в этом несколько проще. Мы пытаемся, делаем, но заказа от работодателей мало. А как только этот заказ поступает, приходится проводить очень серьезную работу, чтобы организовать обучение данных специалистов. Так как необходимо адаптировать этот заказ предприятия тем госстандартам, по которым мы обязаны выпустить специалиста. Сегодня наибольшим просом в нашем институте пользуются специальности: оценка недвижимости, земельный кадастр, менеджмент в строительстве, управление персоналом и традиционно - бухучет, анализ, аудит, юриспруденция.

И вот тут у вузов проблема. Высшее образование (не важно - первое или второе) находится в жесткой системе аккредитации, а это государственный образовательный стандарт. Поэтому вузам очень трудно приспособиться под требования работодателя. Нашему институту в этом несколько проще. Мы пытаемся, делаем, но заказа от работодателей мало. А как только этот заказ поступает, приходится проводить очень серьезную работу, чтобы организовать обучение данных специалистов. Так как необходимо адаптировать этот заказ предприятия тем госстандартам, по которым мы обязаны выпустить специалиста. Сегодня нибольшим спросом в нашем институте пользуются специальности: оценка недвижимости, земельный кадастр, менеджмент в строительстве, управление персоналом и традиционно - бухучет, анализ, аудит, юриспруденция.

- Отличается ли система лицензирования учреждений допобразования от основного?

- Ничем не отличается ни лицензирование, ни аккредитация. И опираемся мы на вузовские стандарты.

- Здесь присутствуют представители предприятий. Хотелось бы узнать: существуют ли на этих предприятиях программы корпоративного обучения специалистов?

Дмитрий Мокеичев, начальник отдела кадров ОАО «Радиозавод»:

- В рамках работы нашей службы управления персоналом есть сектор обучения, который занимается вопросами обучения, подготовки, развития персонала, переподготовки, так же у нас есть программа корпоративного университета. От работников мы очень часто слышим вопросы - могут ли они повысить свой образовательный уровень. При чем не просто ради образования, а именно в связи потребностями производства. И мы всячески этому содействуем.

- Как только поднимается тема высшего образования, работодатели говорят, что молодые специалисты приходят на производство не достаточно подготовленными их нужно либо доучивать, либо вообще переобучать… Чья вина?

- Вина не вуза, а сложившейся системы. Именно она должна быть пересмотрена. Вузы должны нормативно получить определенную степень свободы в своих образовательных программах, иначе совместить потребности в определенных специалистах работодателя и возможности в подготовке этих специалистов в вузах не удастся.

Ольга Терещенко, начальник развития ОАО «Автодизель»:

- У предприятия есть далеко идущие планы и цели. Бизнес есть бизнес. И под эти цели мы и развиваем систему подготовки наших специалистов. Например, сейчас мы на предприятии внедряем систему менеджмента качества ISO TS 16949. И, естественно, чтобы соответствовать требованиям системы, обучаем специалистов. Что касается второго высшего образования. Когда мне нужно повысить образование своего специалиста, я обращаюсь к тем программам подготовки, которые предлагают вузы. К сожалению, по большей части эти программы дают теоретические знания. В идеале нужно, чтобы преподаватель пришел на производство и проблему сам изучил на месте. На краткосрочное обучение нам формировать заказ вузу просто - цели близкие: работник после курсов должен прийти с определенным набором знаний и сразу их применить на практике. А на долгосрочное обучение (год, два, три) делать заказ труднее, ведь цели со временем меняются.

- Получается, замкнутый круг? У работодателя есть некие потребности, а вуз не может их удовлетворить, потому что есть госстандарт?

Татьяна Артеменкова:

- Никакого замкнутого круга нет. Если речь не идет о заказе, вуз вовсе не должен вуз готовить «узкого» специалиста, так как выпускник должен иметь право выбора - где работать, после окончания учебы. Задача высшей школы - дать базовые знания и научить учиться. А система дополнительного профобразования и создана для того, чтобы мобильно реагировать на насущные потребности и спрос конкретного предприятия. Где оптимальнее решить задачу предприятия подготовки кадров в вузе или на краткосрочных курсах - в каждом случае решаться должно индивидуально.

Где оптимальнее решить задачу предприятия подготовки кадров: в вузе или на краткосрочных курсах - в каждом случае решаться должно индивидуально.

- Аттестат МВА - это сегодня очень престижно. Но достаточно ли его одного, чтобы руководить предприятием? Надо ли иметь первоначальное высшее образование именно по той отрасли, к которой относится предприятие, которым ты руководишь?

Сергей Гудков:

- Недостаточно. Одним из примеров может служить Ярославский шинный завод. В определенный период времени, когда предприятием руководили люди, имевшие опыт администрирования, но не имевшие базового образования в шинной отрасли, произошло значительное сокращение ассортимента и объемов производства с одновременной потерей высококвалифицированных кадров. Иными словами, высокая квалификация руководителя предприятия как управленца - это не гарантия успеха. Идеальным для руководителя было бы сочетание базового высшего профессионального образования в той отрасли, которой он руководит, плюс МВА.

Реклама.

ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Лицензия А № 282139 рег. № 10058 от 02.04.2006 г.

Аккредитация АА № 001431 рег. 1398 от 23.06.2008 г.

ЯГТУ

Лицензия А № 166692 от 14.09 2006 г.

ИПК «Конверсия» - Высшая школа бизнеса

Лицензия А № 76242509/л 0074 от 24.04.2009 г.

Аккредитация № 25-2038 от 10.01.2006 г.