Премия Рунета-2020
Ярославль
+14°
Boom metrics
Общество12 апреля 2010 14:25

Историк Андрей Васильченко: «Многие мифы о фашизме просто смехотворны»

Корреспондент «Комсомолка» встретился с ярославским писателем, который считается уникальным в России специалистом по истории, идеологии и культуре Германии времен Третьего рейха

Прошедшие телевыходные ознаменовались сразу двумя скандальными проектами о нацистской Германии. На НТВ вышел проект Алексея Егорова «Гитлер. Враг № 1», в котором выдвигается версия, что фюрер мог благополучно скрыться в Аргентине, а на 5-м канале показали документальный фильм «Темные братства» об увлечении Гитлера оккультизмом. «Комсомолка» встретилась с историком и писателем Андреем Васильченко. Он считается уникальным в России специалистом по истории, идеологии и культуре Германии времен Третьего рейха.

- Я посмотрел оба фильма. С точки зрения историка, это дилетантский ужас. В первом нарезали компиляцию из непроверенных слухов, примонтировали какого-то аргентинского безумца и посадили непрофессионалов комментировать. Чисто коммерческий проект, имеющий цель сыграть на интересе зрителя к сказкам. Что касается второго, то там все еще запущенней: ссылаются на какие-то секретные отделы, которых и в помине не существовало. Как говорится, любые средства хороши, лишь бы «пипл хавал».

- Андрей, а с вашей точки зрения, где грань между правдой и вымыслом в таких подачах нацизма?

- Мне пришлось лично убедиться, что многие мифы о фашизме просто смехотворны. Первая серия моих книг так и называлась «III Рейх. Мифы и правда», она была посвящена самым спорным и даже скандальным сюжетам в германской истории. Вот, например, Гиммлер совсем не был марионеткой в руках Гитлера, а сам вынашивал планы по реорганизации Рейха. И после завершения строительства Великой Германской империи планировал создать «эсэсовский Ватикан» - государство в государстве, живущее по законам новой идеологической религии. И стать его первым «папой». Также проект по воспитанию расово чистого поколения «Лебенсборн» («Источник жизни») многие считают нацистским борделем, хотя на самом деле (и это признано в Нюрнберге) это были просто воспитательные заведения. А проект «Анненербе», в задачи которого входили поиск легендарных сокровищ и раскрытие многих исторических, оккультных и целительских тайн, отнюдь не был высоко бюджетным и приоритетным. Многие сотрудники нанимались на работу в музеи смотрителями - настолько была низкая зарплата.

- Какие тайны Третьего рейха не дают вам покоя? Какую бы хотелось открыть?

- По большому счету проблема тайн - это проблема сведений о них. Долгое время только ленивый не писал статьи и не снимал телефильмы про Тибетскую экспедицию СС. Все эти пассажи завершались выводами о том, что большинство сведений покоятся где-то в архивах и простым смертным до них не добраться. Люди просто не пытались добраться до них. Сейчас у меня дома находится целая подборка документов и книг (включая легендарные «Тайны Тибета», которые были изданы 1943 году в Германии), которые мне позволили едва ли не по дням описать, что происходило во время этой экспедиции. Во время учебы в аспирантуре я по гранту получил разрешение для работы в архивах Германии. Кстати, немцы ничего не скрывают, но и особенно не афишируют позорные страницы своей истории. В отличие от нас.

- Ваша книга «Секс в Третьем рейхе» наделала много шума и стала бестселлером. Неужели интимные отношения в Германской империи как-то отличались от таковых в СССР или США?

- Конечно. Советская идеология, как могла, обходила эту тему. А вот в Третьем рейхе секс был, только жестко отрегулированный. При вермахте создавались так называемые армейские бордели. Они могли выступать в роли поощрения, так как командиры частей выдавали для их посещения специальные талончики. Тот, кто полагал, что контакты с девушками являлись его личным делом, глубоко ошибался. Он некоторое время находился под контролем гигиенической службы. Извиняюсь за подробность, но даже для снятия использованного презерватива существовали определенные регламенты.

- То есть проституция была узаконена?

- Нет, официально проституция в Третьем рейхе была запрещена. Но это не касалось заведений, которые курировались СС, в частности воспетого Тинто Брассом «Салона Китти». Он был нашпигован прослушивающей техникой, что позволяло следить за его клиентами. Но когда в «Салон» с проверкой приходил Рейнхард Гейдрих, начальник Главного управления имперской безопасности, то вся прослушивающая техника отключалась.

- С интимной жизнью жителей империи все понятно. А с культурной составляющей?

- Здесь много общего с нашей историей. Из всех искусств важнейшим тоже являлось кино. На звезд даже постулаты Гитлера не распространялись. Большинство кинозвезд национал-социалистической Германии, кстати, не были немками по национальности. Если посмотреть на кинодив студии «УФА», то мы обнаружим, что Зара Леандер и Кристина Зедербаум были шведками, Марика Рекк и Кете фон Надь - венгерками, Лилиан Харвей - англичанкой, Ольга Чехова прибыла в Германию из России, Лида Баарова - из Чехии, Кирстен Хайберг - из Норвегии. Ильза Вернер выросла в Джакарте, а Лил Даговер - на Яве.

- Кроме Ольги Чеховой и Марики Рекк, остальные имена мало что нам говорят. Немецкое кино тоже варилось в собственном соку?

- Отнюдь. Большинство фильмов немцы регулярно вывозили в Венецию на фестиваль. Кстати, там произошел курьезный случай. Актриса Кристина Зедербаум в большинстве фильмов, в которых снималась, гибла в озерах или реках, за что и заслужила прозвище «имперская утопленница». Так заканчивался и одни из первых цветных немецких фильмов «Золотой город». Премьера «Золотого города» состоялась 3 сентября 1942 года в Венеции. Геббельс же использовал этот повод для собственных целей. Он специально прилетел из Берлина в Венецию, чтобы присутствовать на премьерном показе фильма. Поздно вечером началось специально подготовленное представление, которое можно было бы назвать «парадом гондол». В первой гондоле сидел Геббельс, рядом с ним Кристина Зедербаум. Геббельс спровоцировал актрису: «А вы ведь не прыгнете в воду, так как боитесь ее». Кристина сбросила с себя одежду и прыгнула. Геббельс пребывал в отличном настроении от этого купания. Но на следующее утро от былого благодушия не осталось и следа. Он ругался по поводу безответственных артистов: «Без одежды - и в воду! И это в присутствии имперского министра! Более того, за границей! Судя по всему, им безразлично, что подумают о нас».

- А как насчет телевидения? Оно ведь появилось в Третьем рейхе раньше советского. Считается, что это был сугубо идеологический рупор.

- Те, кто так считает, мягко говоря, ошибаются. Немецкое ТВ во многом предопределило все современное телевидение. Именно немцы стали впервые осуществлять прямые трансляции футбольных матчей. Но если говорить о действительно впечатляющих открытиях национал-социалистического телевидения, то это была передача, которая продолжала пользоваться популярностью даже в послевоенные времена. Речь идет о программе «Криминальная полиция предостерегает», ведущим которой был Фриц Швигк. По сути, она стала прототипом всех нынешних криминальных телевизионных передач. В 1938 году было официально признано, что немецкое телевидение стало одним из инструментов, которые полиция использовала для раскрытия криминальных преступлений. Кроме этого, надо упомянуть передачи о жизни животных и спортивные программы. На немецком телевидении даже появился некий аналог «Утренней зарядки». Точнее, подобных передач было две: «Физические занятия для женщин» и «Гимнастика для смотрящих телевизор». Если говорить о спортивных передачах обзорного типа, то наибольшей популярностью у зрителей пользовались репортажи о верховой езде и парусном спорте. Но не стоит забывать, что культ тела, присущий национал-социалистической Германии, имел явно воинственную окраску. Кроме этого, можно утверждать, что именно на немецком телевидении появилось первое ток-шоу. В мае 1939 года в телестудию были приглашены знаменитые артисты, которые должны были обсуждать вопрос: «Действительно ли вы целуетесь на сцене?»

- И цензуры не было? Что-то не верится…

- Конечно, была. Создание телевидения в Третьем рейхе курировалось несколькими ведомствами: Имперской почтой, министерством авиации и министерством пропаганды. Это был редкий случай, когда Геббельс был готов поделить свою сферу деятельности с кем-то еще. Говорят, что он не уделял развитию телевидения большого внимания из-за неприятного происшествия на выставке 1933 года. Инженер Худек установил почти при самом входе в затемненный телевизионный зал свою «трубку», аналог современного кинескопа. Как только в зал вошел Гитлер, раздался хлопок и трубка взорвалась. Поднялся переполох, который закончился следствием.

- Много ли исторических неточностей вы замечаете в фильмах в изображении германских реалий?

- Я пытаюсь не смотреть исторические фильмы, предпочитаю старые комедии, в том числе так называемые «трофейные фильмы». Но, как человеку подкованному, сразу бросилось в глаза, что в фильме «17 мгновений весны» служащие СД в марте 1945 года ходят в черной форме, хотя на самом деле они должны были ходить в серой. И таких ляпов много, несмотря на обилие консультантов.

- Вас нередко обвиняют в том, что вы присваиваете себе авторство чужих книг.

- Однажды кто-то сказал: «Он был настолько ничтожным, что не имел не только поклонников, но даже завистников». Не знаю, есть ли у моего творчества, точнее, моих изысканий поклонники в Ярославле, но нескольких анонимных завистников я точно приобрел. Наверное, это тоже признак успешности. На самом деле завидовать нечему. У меня очень жесткий график. Начинаю работать в полвосьмого. Делаю в районе 15 часов перерыв на прогулку. Завершаю работу около 11 часов вечера. Одни день в неделю посвящаю просмотру кинофильмов.

- Какие книги сейчас в проекте?

- В ближайшее время читателям надо ждать книги про немецкую эстраду и немецкий кинематограф. Вообще, серия «Элегантная диктатура» говорит о банальности зла. Ведь немцы отнюдь не всегда слушали марши и патриотические песни, они не всегда смотрели «Триумф воли» и антисемитские фильмы. Самыми кассовыми фильмами Третьего рейха были комедии и мелодрамы. Собственно, через эту повседневную жизнь немцев я пытаюсь показать, как происходила манипуляция их сознанием.

- Как вы относитесь к современному возрождению фашизма в России, Прибалтике и на Украине?

- Оживление ультраправых и националистических движений в России во многом связано с провалом внешней политики страны в эпоху перестройки. Вообще, радикализм - это цепной пес общества. Он поднимает голову, если в социуме что-то не в порядке. Появление в конце 90-х - начале 2000-х годов массовых русских националистических движений явилось заторможенной реакцией на то, что Россия (на тот момент) утеряла статус супердержавы. Сейчас Россия медленно, но неуклонно этот статус себе возвращает, а потому я прогнозирую, что, если вдобавок ко всему будет взвешенной миграционная политика, ксенофобия в России пойдет на спад. Наши бывшие союзные республики являют собой совершенно иную картину, возрождение местечковых фашизмов направлено именно против укрепления России как сверхдержавы. За этим кроется не просто попустительство местных властей, не исключаю, что возрождение местечкового фашизма может финансироваться некоторыми структурами Запада, которые прямо заинтересованы в дестабилизации обстановке в России.

СПРАВКА «КП»

Андрей Васильченко. Родился в 1975 году в Ярославле. Закончил ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Защитил диссертацию по теме «Школьная политика германского национал-социализма». Автор 25 книг по истории Германии и Второй мировой войны, в том числе бестселлеров: «Штрафбаты Гитлера», «Тибетская экспедиция СС», «Оккультный миф Третьего рейха» - которые выдержали не одно переиздание. В ближайшие дни из типографии должна выйти книга «Лили Марлен и другие», посвященная эстраде эпохи фашизма. Книга примечательна тем, что будет содержать в себе «музыкальные иллюстрации».