Премия Рунета-2020
Ярославль
+11°
Boom metrics
Новости Интересное22 октября 2013 7:02

Главный конструктор ОАО «Автодизель» Николай Шамаль: «Наши легенды - в именах и судьбах»

Ярославское дизелестроение отмечает 55-летие. Более полувека назад в России и за рубежом стала известна марка ЯМЗ, а затем «Автодизель»
Источник:kp.ru

Сегодня это уже устойчивый бренд, знак качества со своей уникальной историей и перспективами развития. Для большинства из нас само слово двигатель означает отлаженный рабочий механизм с множеством деталей. Но ведь за этим механизмом стоит труд его создателей: рабочих и конструкторов. Сегодня, накануне юбилея, корреспондент «Комсомольской правды» беседует с директором инженерно-конструкторского центра - главным конструктором ОАО «Автодизель» Николаем Шамалем.

- 55 лет производства двигателей. Насколько велик этот опыт в международном и российском масштабе?

- Есть бренды и постарше. Но это, если учитывать международный опыт. А на постсоветском пространстве и даже в странах СЭВ, «ЯМЗ – «Автодизель» - старейшая марка в тяжелом дизелестроении, да и вообще в дизелестроении. Мы с гордостью говорим сегодня о том, что ЯМЗ – это не просто узнаваемая марка на международном рынке. Это устойчивый бренд. А бренд – признак определенной стабильности, признак того, что наш продукт востребован, доступен, прост в обслуживании и надежен.

- 55 лет – дата, когда производственные успехи прошлых лет начинают обрастать легендами. Есть ли такие легенды у «Автодизеля»?

- Я уверен, что наша сила в людях. И легенды наши – тоже в именах и судьбах. Есть свои герои среди рабочих, среди менеджеров и среди инженеров.

- Назовите их, пожалуйста.

- Мне лично, как инженеру и человеку еще молодому, ближе новейшая интеллектуальная история нашего предприятия. И, тем не менее, это уже история. Вспомнить хотя бы тяжелые для отечественной промышленности девяностые годы, когда не только предприятие, но и сама отрасль была на грани выживания. И выстояли мы благодаря нашим старейшинам, истинным патриотам своего предприятия и своего дела. Я искренне горжусь тем, что, как молодой специалист соприкасался в работе с такими профессионалами, как Субботин Юрий Григорьевич, Цигоев Эдуард Павлович, Гальговский Владимир Рудольфович. Это целая плеяда конструкторов, в том числе главных конструкторов, идеи которых помогли сохранить завод и его уникальную тематику во времена перехода от увядающего социализма к молодому капитализму. Несмотря на сложности, они сумели достучаться до правительства и акционеров и убедить их в том, что развитие конструкторских идей – это наше будущее, наш спасательный круг. Именно тогда, в условиях нехватки оборотных средств, невыплаты заработной платы были созданы экологические двигатели класса Евро-2. Они и стали фундаментом наших сегодняшних успехов.

- Николай Леонидович, ваш рассказ – яркая иллюстрация к утверждению о том, что кадры решают все. Как на заре отечественного тяжелого дизелестроения решался вопрос с кадрами. Откуда приходили, где обучались, у кого перенимали опыт первые конструкторы?

- Большинство наших учителей, да и почти все старшее поколение конструкторов «Автодизеля» - выпускники Московского автомеханического института (МАМИ), называемого сейчас Московский государственный машиностроительный университет, некоторые приезжали по распределению из Харькова. Ведь в Ярославле тогда вообще не было профильных высших учебных заведений, да и средних тоже. Только потом появился автомеханический техникум, и открылась кафедра ДВС в политехническом институте. Именно ЯГТУ в последние 20 лет является основной кузницей инженерных кадров для нашего завода. А сейчас к нам приходят также молодые ребята с кафедры ДВС тутаевского филиала РГАТУ и даже из МГТУ им. Баумана.

- У каждого производства свои этапы развития, часто понятные в своей уникальности только для специалистов. Можно ли выделить основные этапы истории производства ярославских двигателей, которые определили развитие предприятия и российского дизелестроения?

- В 1916 году на этом месте располагалось авторемонтное предприятие, выросшее в автомобильный завод. А вот уже в 1958 году специальным постановлением Правительства в Ярославле было создано дизелестроительное предприятие – Ярославский моторный завод. Все, что оказалось на тот момент непрофильным, было передано в Кременчуг и Минск. Это и есть «майл стоун» отечественной и ярославской истории дизелестроения.

Далее вехи развития предприятия определяются этапами создания отдельных видов продукции марки ЯМЗ. В их числе можно назвать: семейство тяжелых рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей ЯМЗ-650; дизельные электроагрегаты и силовые установки на базе двигателей ЯМЗ мощностью 60-475 кВт; два семейства V-образных 6-, 8- и 12- цилиндровых дизельных двигателей. О V-образных двигателях хочется сказать особо. Это семейство насчитывало 60 базовых моделей в двухстах комплектациях. Это наша легенда: 10 лет подряд наши V-образные двигатели помогали российской команде выигрывать гонки «Париж-Дакар». Спортивную тему мы продолжаем с нашим партнером МАЗом. Сейчас новый спортивный мотор находится у нас на специальной доработке.

Каждый новый заказчик, каждый новый вид техники – это веха в развитии предприятия. А наши двигатели стоят более чем на трехстах видах техники: тяжелой грузовой, специальной дорожной, на установках для ремонта нефтяных скважин и газопередающих магистралей, на тракторах и другой сельскохозяйственной технике, на автобусах, военной тяжелой технике и др. Мы обычно шутим, что «Автодизель» не присутствует только в небе и под водой.

-С какими профильными КБ сотрудничает «Автодизель» чтобы обеспечить своевременное конструктивное обновление свой продукции. Используется ли зарубежный опыт?

- Прежде всего, это конструкторские бюро наших сильных партнеров, которые динамикой своего развития заставляют нас постоянно стремиться к более высокому уровню инженерно-конструкторских решений, к повышению качества выпускаемой продукции, к оптимальному балансу соотношения цена-качество. Это МАЗ, УРАЛ, ГАЗ. Они задают нам общий вектор движения, как поставщику большого и значимого компонента автомобиля. Для решения конкретных задач, мы, естественно, привлекаем ведущие отечественные институты и зарубежные инжиниринговые компании. Сейчас в списке наших партнеров много зарубежных компаний. В технологической цепочке нашего нового двигателя ЯМЗ-530 представлены, практически, все бренды и производители автокомпонентов, известные в мире. Мы также ведем многолетнее стабильное сотрудничество с такими инжиниринговыми компаниями, как AVL (Австрия) и «Рикардо» (Великобритания).

- Сколько инженеров-конструкторов работает в Инженерно-конструкторском центре?

- Инженеров-конструкторов у нас порядка 130 человек. По возрастному составу это либо уже опытные сотрудники солидного возраста, либо совсем молодые выпускники ВУЗов. В любом КБ, на любом предприятии сейчас ощущается острая нехватка специалистов 35-45 лет. Тех, кто еще не исчерпал свой творческий потенциал и уже приобрел определенный опыт. Но мы делаем ставку на молодых, растим собственный кадровый потенциал.

- Как происходит привлечение молодых специалистов на предприятие? Общеизвестно, что сегодняшние абитуриенты потеряли интерес к техническим специальностям.

- Я надеюсь, что этот и следующий годы станут переломными: именно такие прогнозы делают преподаватели ВУЗов. Но дело ведь не только в притоке студентов, но и в адаптации их на конкретном производстве, в практическом применении их знаний. На это уходит по три-четыре года, а для динамично развивающегося производства это очень большой срок. Зарубежные партнеры начинают работать со студентами уже с первых курсов. Мы учли этот опыт, и в последнее время стали предлагать временное трудоустройство наиболее перспективным четверокурсникам. Некоторые из них, почувствовав вкус к решению конкретных производственных задач, остаются у нас после получения дипломов, становятся настоящими инженерами.

- Над чем еще сейчас работают конструкторы ОАО «Автодизель»?

- Как это всегда бывает, перед нами стоит множество задач, и выделить среди них приоритетные и второстепенные, практически невозможно. Это, как я уже говорил, расширение продуктовой линейки ЯМЗ – 530: каждую модификацию надо не только сконструировать, но еще и испытать, и получить на нее всю необходимую документацию… Мы продолжаем развивать и линейку V-образных моторов, в сжатые сроки сделали его версию «Евро-4». В планах следующего года доведение показателей моторов семейства до уровня «Евро-5».

Серьезные работы предстоят по улучшению экологических требований к двигателю ЯМЗ-530. В нем этот потенциал заложен, и есть клиенты с подобными запросами. Например, одна из задач - ставить «Евро-5» на городские автобусы крупнейших городов России.

Сейчас нашей команде доверена новая серьезная задача, проект совершенно нового семейства двигателей по Госзаказу. О подробностях пока говорить рано, но новый двигатель мы должны получить уже в этом году.

ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Инженер-конструктор ОАО «Автодизель» Владимир Новосельцев – яркий представитель молодого поколения инженерного корпуса предприятия. На завод он пришел всего два года назад, отслужив в армии. И сразу ему, вчерашнему выпускнику РГАТУ, был доверен серьезный проект.

Специально для производства новых двигателей ЯМЗ-530 он создал сложный программный продукт, позволяющий оперативно разрабатывать техническую и эксплуатационную документацию. Когда его работа уже прошла практическое «крещение» в производственных условиях, Владимир выступил с докладами по этой теме на VI Международной конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России» в МГТУ имени Н.Э. Баумана и на «Байкальском научном форуме». Научным сообществом была дана высокая оценка инициативам ярославского инженера, и домой он вернулся победителем. На предложения столичных профессоров заняться научными разработками Владимир ответил отказом. Как он признался нашему корреспонденту, для него наибольший интерес представляет практическая работа. Продолжая работать над внедрением в производство информационных технологий, он уже готовится выйти к руководству с новой идеей, связанной с дистанционным обучением персонала, которая, по его мнению, будет востребована.