Премия Рунета-2020
Ярославль
+25°
Boom metrics
Общество29 мая 2024 8:14

Ивановскую школу в Ярославской области поддержала Валентина Матвиенко

Спикер Совета Федерации изумлена ростом населения и рождаемости в сельской агломерации
Дмитрий Скобелев
Владимир Мартышин и сегодняшний руководитель школы Федор Божков, в прошлом – врач из Москвы. ФОТО: из архива школы

Владимир Мартышин и сегодняшний руководитель школы Федор Божков, в прошлом – врач из Москвы. ФОТО: из архива школы

Ивановская сельская школа в Борисоглебском районе вызвала фурор на Первом Всероссийском форуме тружеников села. Растить и учить своих детей в село Ивановское едут люди со всей России.

Свою историю Ивановская сельская школа ведет с 1861 года. Среди ее выпускников – и святые Русской православной церкви, и Герои войн и труда. Но участников Всероссийского форума поразило не это, а результаты работы школы в настоящей русской глубинке, в когда-то умиравшем селе.

Для пользы дела

Из выступления и.о. директора Ивановской школы Ярославской области Федора Божкова на пленарном заседании Первого Всероссийского форума тружеников села, проведенного на площадке Совета Федерации РФ председателем верхней палаты российского парламента Валентиной Матвиенко:

– Я не только руководитель сельской школы, но еще и отец шестерых детей.

Хотел бы представить вам уникальный опыт и результаты нашей работы на протяжении последних, очень непростых для России, 30 лет.

Наша школа выжила в сложных условиях, умножила количество учеников, решила кадровую проблему. Благодаря школе возродились окрестные села и деревни. Школа стала центром притяжения, гарантом благополучного роста и развития большого числа многодетных семей. Село по-настоящему ожило!

При этом здания школы (некоторым из них более 100 лет), ее коммуникации и инфраструктура полностью выработали свой материальный ресурс. Всем селом мы поддерживаем нашу школу, будем делать это и впредь. К сожалению, никакой ремонт не поможет увеличить необходимую нам как воздух площадь классов. В результате ремонта не появятся актовый и спортивный залы, которых, к сожалению, у нас нет.

Увы, мы не можем рассчитывать на господдержку по программе комплексного развития сельских территорий, так как не являемся опорным пунктом. Но я верю (и, надеюсь, коллеги меня поддержат), что жизнь многогранна, она не всегда укладывается в критерии федеральных программ и стандартов, а судьбоносные решения могут быть найдены.

Валентина Ивановна, искренне признателен вам, Совету Федерации за этот форум, за возможность выступить здесь. Вижу в этом признание заслуг нашей школы. Возможно, мое сегодняшнее выступление поможет нам найти нестандартное точечное решение, чтобы проекты, которые реализуются в нашей школе и имеют глубокое содержание, обрели достойные стены!

От редакции. Реакция Валентины Матвиенко была такая:

- Коллеги, это тот случай, когда школа просто необходима, потому что есть перспектива дальнейшего роста этого села, численности населения. Смотрите, какая там рождаемость! Средний коэффициент рождаемости в России составляет 1,4 ребенка на женщину, а у них в селе – 4,6! За это нужно награждать и мотивировать на дальнейшее повышение рождаемости!

В ответ на слова представителя федерального министерства просвещения о том, что Ивановская школа с ее 160-летней историей действительно уникальна и ситуация будет взята на контроль, Валентина Матвиенко с улыбкой уточнила:

- На контроль возьму я, а вы будете отрабатывать и решать. Это вам поручение от имени нашего форума. Месяца вам достаточно, чтобы это нашло отражение в бюджете следующего года?

Представитель министерства ответил: «Да».

Добавим, что у предусмотрительных селян уже есть заранее выбранный проект новой школы, включающей в себя и интернат для кадетского корпуса.

В чем же рецепт успехов Ивановской школы?

Школьники и молодежь составляют большую часть прихожан храма пророка Илии, построенного 20 лет назад, ФОТО: из архива школы

Школьники и молодежь составляют большую часть прихожан храма пророка Илии, построенного 20 лет назад, ФОТО: из архива школы

Сила селян – школа и храм

Над входом в длинное одноэтажное здание школы – нанесенная краской надпись: «С миром принимаем!». Почти три десятка лет назад сделал ее недавний москвич Владимир Мартышин. Сейчас в свои 70 лет он – первый заместитель директора школы и священник.

– Когда мне было 63 года, я принял священнический сан и служу в храме Илии Пророка, который построили своими силами. Прежний большой храм был снесен в 1960 году, а новый – деревянный – мы возвели 20 лет назад, установив две стены на прежнем фундаменте. Строили и думали, что будем молиться впятером – сами да соседки постарше (до этого приходилось ездить на службы в церковь за десяток километров). Но теперь прихожан в церкви много, причащаем их из двух чаш, поскольку к причастию подходят по 60-70 человек, – говорит Владимир Мартышин.

В молодости Владимир Сергеевич жил с семьей в Москве, работал в очень популярном «толстом» литературном журнале «Москва» редактором отдела очерка и публицистики. Редакция – на Арбате, командировки по всей стране. Но… Сначала обзавелся в Борисоглебском районе дачным домом, а потом семья решила и вовсе перебраться в деревню – подальше от столичной суеты. Сын Мартышиных тогда, в начале 1990-х, был шестиклассником, дочь – первоклассницей, а младшей дочке исполнилось всего полгода.

На фоне тех возможностей для детей, которые позволяла Москва (сын занимался в школе олимпийского резерва прыжками в воду, а старшая дочь – фигурным катанием), все в Ивановском выглядело удручающе. Сельская школа пребывала в упадке, в ней не было устойчивого коллектива, один за другим сменились 5 директоров, насчитывалось всего 56 учеников. Но больше всего Мартышина поразило, что система образования не озадачена развитием личности детей, а жители почти ничего не знают об истории своего родного края, которая и привлекла его в Борисоглебский район. Сам он о здешних преданиях и исторических фактах может рассказывать почти бесконечно:

– Вот вы проезжали через деревню Вертлово. Считается, что там жила княгиня Улита, жена великого князя Андрея Боголюбского, участвовавшая в заговоре против своего мужа. Улита была сестрой бояр Кучковичей. У князя, как и у его отца Юрия Долгорукого, были конфликты с Кучковичами, на чьих прежних землях выросла Москва. Сестра, по преданию, встала на сторону братьев, организовавших убийство князя. В той же деревне, по легенде, обитал князь Весель, который ходил в поход на половцев с князем Игорем в 1185 году. А еще там жил любимец Ивана Грозного архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский Никандр… И все это лишь в одной маленькой деревушке, каких вокруг множество! Кто-то скажет, что это лишь предания. Но на народных и семейных преданиях многое строится, в том числе наше восприятие жизни и любовь к Родине.

Коллектив на треть состоит из педагогов в возрасте 25-40 лет; 35% - мужчины; 30% учителей – многодетные родители. ФОТО: из архива школы

Коллектив на треть состоит из педагогов в возрасте 25-40 лет; 35% - мужчины; 30% учителей – многодетные родители. ФОТО: из архива школы

Простота и сложность

Переезжая, Мартышин предполагал, что будет вести в сельской школе какой-нибудь кружок. Но, осмотревшись, стал преподавать детям историю и литературу. Учителем он стал отчасти по необходимости – более десятка предметов в Ивановской школе вели девушки, окончившие лишь 11 классов, только два учителя имели высшее педагогическое образование.

Начав преподавать, Владимир Мартышин почувствовал вкус к этой работе. Позже стал директором, защитил магистерскую диссертацию как педагог, читал студентам курс по своей авторской школе на педагогическом факультете Ярославского государственного университета.

Сейчас в Ивановской школе стало втрое больше учеников, чем когда-то, да и ситуация с кадрами полностью изменилась. Дело в том, что в деревни и села, окружающие школу, переехали жить более пятисот человек, свыше ста семей. Родителям хочется, чтобы их дети росли в атмосфере добра и внимания.

– Сейчас нам легко работать, поскольку люди приезжают и приходят к нам целенаправленно, чтобы жить здесь, рожать и растить детей, – говорит Владимир Мартышин.

Школа в своем сегодняшнем формате работает уже 30 лет, с 1994 года.

– По большому счету концепция нашей работы проста, хотя с педагогической и философской точки зрения описать ее непросто, – объясняет Владимир Сергеевич. – А мы любуемся графическим изображением этой концепции, похожим на цветок. В центральном круге – дух школы (личность, семья, общество, сотворчество, соборность, традиционализм), его окружают, соприкасаясь, лепестки – направления работы (от базовой школьной программы до краеведения и школьных мастерских).

Президент России поставил перед системой образования задачи, которые были изложены сначала в его указе, а 7 мая 2024 года – и в выступлении, прозвучавшем сразу после инаугурации. Практически по каждому пункту педагоги Ивановской школы могут сразу ответить Владимиру Путину: «Выполнено, товарищ Президент!». Они три десятилетия строили школу нравственного воспитания и патриотизма, 20 выпускников которой сейчас выполняют боевые задачи в зоне СВО, половина из этих бойцов – добровольцы, есть и профессиональные военные. Большинство этих солдат, сержантов и офицеров были кадетами Ивановской школы.

– Эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей – всеми этими направлениями мы начали заниматься еще в 1994 году, когда приняли модель школы целостного развития. Я не придумывал ее, а изучил опыт русской и советской педагогики, постарался взять из него все лучшее, написал книгу «Веду я отроков по русскому пути», в которой описаны наша философско-педагогическая концепция, методология. Сегодня пришло осознание необходимости изменения парадигмы российского образования. И мы видим, что во многом предлагается реализовывать то, к чему мы в своей сельской школе пришли 30 лет назад, – говорит Владимир Мартышин.

Сегодняшние кадеты хорошо знают: 20 выпускников их школы сегодня защищают Родину в зоне СВО. ФОТО: из архива школы

Сегодняшние кадеты хорошо знают: 20 выпускников их школы сегодня защищают Родину в зоне СВО. ФОТО: из архива школы

Путь добра и творчества

В 1996 году департамент образования Ярославской области заключил с Ивановской школой договор на разработку научной продукции – концепции школы целостного развития и ряда предметов, таких как «Отечествоведение». Преподавание построено по методике Песталоцци, которую очень высоко оценил наш великий педагог и земляк К.Д. Ушинский. Нужно сказать, что Константин Дмитриевич отзывался о своем швейцарском предшественнике так: «Идея развивающего обучения – великое открытие Песталоцци».

«Отечествоведение» преподается в Ивановской школе с 1-го по 10-й класс уже три десятилетия, главный принцип – расширение горизонта. Сначала дети изучают свой школьный двор (даже фасад школы, украшенный мемориальными досками в честь ее выдающихся выпускников, – это своего рода музей), свою семью, деревню, село, затем – Борисоглебский район, Ростовский уезд, Ярославскую губернию, народный календарь, мир русской деревни, курсы «сеятели-хранители» и «русский народ».

Был разработан и предмет «Добротолюбие», рассчитанный на 1-е -11-е классы. По сути, это история духовности народа России, рассказ о ее носителях – от святых до воинов, ученых, героев. Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Юрий Гагарин – все они в ряду людей, воспитанных на традиционных ценностях. Знакомят детей и с духовно-нравственными основами семьи. «Добротолюбие» преподается и сейчас, 1 час в неделю в каждом классе.

– Мы смотрим на жизнь с точки зрения фундаментальных ценностей, свойственных нашему народу. Они и должны лежать в основе образования, воспитания детей. Думаем, что ничего нового мы тут не открыли, – говорит Владимир Сергеевич. – Работаем последовательно и только недоумеваем, когда другие этого не понимают и шарахаются из стороны в сторону.

Совсем недавно Ивановской школе присвоен статус экспериментальной площадки Российской академии образования, школа продолжит делиться с коллегами-педагогами своими наработками в сфере духовно-нравственного воспитания детей.

Изучают школьники и предмет «Твоя родословная» (Владимир Мартышин – автор первого такого в России учебника, которым пользуются во многих школах страны), христианскую эстетику, а в контексте русской культуры знакомятся со старославянским языком.

В начальной школе еще в 1994 году были введены такие предметы, как «Каллиграфия» и «Красноречие». А с 1993 года Владимир Сергеевич и его супруга начали приглашать школьников в хореографическую студию, чтобы заниматься народными и классическими танцами, с тех пор в школе проходят настоящие балы, к которым, конечно, с особым старанием готовятся девочки. Часто балы проводятся одновременно с погружением школы в определенные исторические эпохи, когда меняется ее интерьер, а в мастерских заранее шьются костюмы.

Есть ребята, которые прекрасно поют. Недавно вновь выступали в храме Христа Спасителя в Москве. Приглашающие знают, что школьники из Ивановского талантливые, умелые и дисциплинированные, никогда не подводят и обязательно выступят на хорошем уровне.

Кадеты. ФОТО: из архива школы

Кадеты. ФОТО: из архива школы

От кадета до бойца

Серьезное внимание в Ивановской сельской школе уделяется военному делу. В 2000-х при школе действовал кадетский отряд – ребята от каникул до каникул проживали в отдельном здании, с утра учились в обычных классах (но ходили в форме), а вторую половину дня проводили по особой программе, в соответствии с уставом. К сожалению, из-за несоответствия жилища нормам СанПиНа отряд после пятнадцати лет работы пришлось закрыть. При этом кадетское движение в школе остается сильным, а былые выпускники корпуса с благодарностью вспоминают годы учебы, приезжают в родную школу. Участники СВО спешат позаниматься с ребятами и мечтают возродить в селе кадетский корпус.

Владимир Мартышин, побывавший как священник в командировках в зоне СВО, замечает:

– Говорится, что «в окопах атеистов нет». Я исповедовал почти 650 бойцов. Некоторые исповедовались впервые, и я иногда спрашивал: «Вот ты как солдат живешь по уставу. А у Бога для нас устав есть?» Наших ребят мы очень давно знакомим с основами православия, и они хорошо знают, что устав от Бога – это его Заповеди. Если их соблюдать, жизнь становится лучше, светлее.

Патриотическое воспитание в Ивановской школе – это еще и занятия военно-прикладными видами спорта, различные экскурсии и, конечно, работа поискового отряда, который совершил уже 42 экспедиции в новгородские болота, под Ржев и Калугу, на Кавказ. А малыши осваивают работу поисковика неподалеку от школы – во время Великой Отечественной войны советский летчик сбил здесь фашистский бомбардировщик, и обломки «Хейнкеля-111» по сей день находятся в земле, в паре километров от села.

Кружок керамики. ФОТО: из архива школы

Кружок керамики. ФОТО: из архива школы

Как стать счастливым

От количества кружков, в которых могут заниматься ученики Ивановской сельской школы, голова идет кругом. Чего тут только нет: авиамоделизм, театр, музыка, программа «Дорога в небо», по которой школьники ездят к давним друзьям-космонавтам в Центр управления полетами «Роскосмоса». А еще – уникальное школьное лесничество, велоклуб, хоккей…

– Ребенок должен развиваться разносторонне, чтобы затем сделать осознанный выбор своего пути, выбрать главную цель и сфокусировать на ней свои способности. Это значительно увеличивает его возможности, – убежден Владимир Мартышин. И на прощание характеризует жизнь в селе Ивановском и его окрестностях:

– Мы порой вызываем удивление. А ведь на самом деле люди у нас живут нормальной человеческой жизнью, которой столетиями жили наши предки и от которой все просто как-то отвыкли. Трудятся, заботятся о своих семьях, о детях. Многие ходят в церковь. Среди женщин у нас престижно быть многодетной, и они всегда помогают друг другу. Мужчины тоже гордятся детьми. А я просто самый счастливый дед. Мои сын и дочери окончили вузы и уже давно перебрались со своими семьями в Ивановское. При мне мои дети, мои 18 внуков и внучек. И добрые люди вокруг.

Справка

Ивановская сельская агломерация сложилась более чем из 10 населенных пунктов. Растет она вокруг школы за счет горожан, приезжающих сюда со всей России. На этой территории уже действуют более 30 различных производств, в том числе современной линии фасовки различных видов чая на основе местного иван-чая, производства дорожек для игры в мини-гольф, мастерской по изготовлению деревянных конструкторов в виде русской избы для детских садов, питомника декоративных растений для ландшафтного дизайна, выработки разнообразной молочной продукции. Все эти предприятия открыты за последние 10 лет родителями учеников и выпускниками Ивановской образовательной сельской школы.

На территорию агломерации переехали уже более 100 семей, здесь построены свыше 40 домов, количество школьников за 30 лет выросло с 56 до 175, а доля многодетных семей в этом уголке Ярославской области составляет свыше 85%. Четверо и более детей – в 85% процентах семей.

Уровень преподавания в сельской школе очень достойный. За последние 10 лет из ее стен вышли 12 золотых медалистов, 3 выпускника стали кандидатами наук. Коллектив учителей на треть состоит из педагогов в возрасте 25-40 лет, а половине – 40-50 лет. 35% учителей – мужчины, а 30% педагогов являются многодетными родителями. 12 выпускников, получив образование и создав семьи, теперь сами учат детей в родной сельской школе.