Премия Рунета-2020
Ярославль
-1°
Boom metrics
Общество14 октября 2022 8:30

Каждая седьмая пачка сигарет в ЦФО – нелегальная. Рекорды по контрафакту бьет Ярославль

Разрыв в ставках акцизов на табачную продукцию в России и государствах-членах Евразийского экономического союза, падение реальных располагаемых доходов потребителей, а также ряд других факторов привели к кратному росту нелегального рынка табачных изделий
Круглый стол по борьбе с контрафактной табачной продукцией организовал ИД «Комсомольская правда» в Ярославле при поддержке информационного портала «Стоп нелегальный табак». ФОТО: Тамара Смирнова

Круглый стол по борьбе с контрафактной табачной продукцией организовал ИД «Комсомольская правда» в Ярославле при поддержке информационного портала «Стоп нелегальный табак». ФОТО: Тамара Смирнова

Сегодня контрафакт и контрабанда, составлявшие чуть больше 1% рынка в 2015 году – превышают гигантскую цифру в 1,3 млрд пачек или 12,1% всего объема рынка сигарет, продающихся в России ежегодно.

Ситуацию помогут исправить взвешенная акцизная политика, дальнейшее совершенствование законодательства в области противодействия нелегальному обороту табачной продукции, а также перераспределение части табачных акцизов в региональные бюджеты для стимулирования регионов к борьбе с нелегальной торговлей. Такие выводы сделали участники круглого стола по борьбе с контрафактной табачной продукцией в центральной России, организованного ИД «Комсомольская правда» в Ярославле при поддержке информационного портала «Стоп нелегальный табак».

Черный рынок: Россия и ее регионы

Национальный научный центр компетенций (ННЦК) по поручению министерства промышленности и торговли во 2 кв 2022 года провел исследование табачного рынка. Цифры свидетельствуют: доля нелегального оборота сигарет в ЦФО выросла на треть – до 14,1% по сравнению с 10,6% в прошлом году. Это значит, что ситуация с «черным» рынком табака в центре России хуже, чем в среднем по стране, где доля нелегальной продукции выросла до 12,1% (это свыше 1,3 млрд пачек контрафактных и контрабандных сигарет).

- Правительство и Счетная палата РФ поддержали сенаторов в борьбе с нелегальным рынком табака и внесли табачную продукцию в перечень стратегически важных товаров, - отметил, выступая на круглом столе в Ярославле, первый заместитель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

- Это позволяет нам принимать решения по ужесточению правил, в том числе административных и уголовных наказаний», - сказал сенатор.

- Счетная палата также поддержала Совет Федерации и в том, чтобы зачислять 15% от доходов от акцизов на табак в региональные бюджеты, - подчеркнул Сергей Рябухин.

- Это будет дополнительный административный ресурс, который позволит нам наводить порядок в торговле табачными изделиями, - заявил сенатор.

- Правительство и Счетная палата РФ поддержали сенаторов в борьбе с нелегальным рынком табака и внесли табачную продукцию в перечень стратегически важных товаров, - отметил, выступая на круглом столе в Ярославле, первый заместитель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.К сожалению, Ярославская область – один из антилидеров по нелегальному табаку в стране. Согласно отчету ННЦК, результаты которого представила директор Центра Ирина Бушина, доля нелегальных сигарет выросла почти в два раза: до рекордных 34,1% против 20,6% в прошлом году. В Костромской области доля нелегальной продукции выросла в 2,5 раза – до 29,2% (в 2021–12,4%), а в Ивановской области табачной контрабандой и контрафактом заняты 17,6% регионального рынка.

Главное дело

При этом в Ярославской области, согласно исследованию ННЦК, во 2-м квартале 2022 года снизилось число возбужденных дел, выявленных нелегальных точек продаж и сократился объем конфискованной табачной продукции. Меньше нелегальных точек продаж выявили и в Костромской области. В Ивановской области также снизилось количество возбужденных дел и выявленных нелегальных точек продаж. Очевидно, что для борьбы с нелегальным рынком необходимо усиление правоприменительной практики на местах. По мнению правоохранительных органов, для повышения эффективности работы они нуждаются в расширении инструментария и совершенствовании законодательства, в частности представители МВД обратили внимание участников круглого стола на несоразмерность размера штрафов и заработка от нелегального табака. По их мнению, необходимо увеличивать штрафы для нарушителей закона.

Для стимулирования борьбы с черным рынком в регионах заместитель председателя комитета Ярославской областной Думы по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления Василий Бобков поддержал предложение «перераспределить часть доходов от акцизов на табак между федеральным и региональными бюджетами». Полученные в результате средства могут быть направлены на организацию контрольно-надзорных мероприятий, привлечение общественных организаций, проведение экспертиз, считает он. По мнению Бобкова, на табачном рынке необходимо ужесточение ответственности аналогично тому, как это было сделано на алкогольном рынке.

Потери бюджета, общества и бизнеса

По оценке Игоря Черкасского, руководителя отдела по борьбе с нелегальной торговлей группы компаний «БАТ», потребителями нелегальной табачной продукции в России уже являются 4 миллиона человек. Эксперты прогнозируют, что при доле нелегального рынка в 12,1% потери госбюджета от недополученных налогов (акцизы и НДС) за 2022 год достигнут 113 млрд рублей. По данным Ассоциации малоформатной торговли, законопослушная розница теряет от нелегального табака еще порядка 10 млрд рублей недополученной маржи в год. А значит, тоже платит налогов меньше, чем могла бы, заключил глава ассоциации, Владлен Максимов.

Менеджер по работе с органами государственной власти JTI Россия Роман Трошкин на круглом столе отметил необходимость активизации деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов в регионах и важность использования ими новых инструментов и полномочий, появившихся в рамках совершенствования законодательства в последние годы. В частности – введение единой минимальной цены, включение сигарет в перечень стратегически важных товаров и другие изменения на законодательном уровне.

Критическая ситуация наблюдается не только на рынке традиционной табачной продукции – внимания заслуживает и новые категории никотинсодержащих продуктов. По экспертным оценкам доля нелегального оборота на рынке вейпов превышает 90%, а бюджет недополучает до 57 млрд рублей ежегодно. Управляющий по защите торговых марок (ЕАЭС) «Филип Моррис Интернэшнл» в России Владимир Васильев подчеркнул: «Мы считаем необходимым и далее продолжать и усиливать контрольно-надзорные и правоохранительные меры по пресечению нелегального оборота всей никотинсодержащей продукции в рамках действующего и будущего законодательства. Кроме этого, мы приветствуем и однозначно поддерживаем тот факт, что введение обязательной маркировки жидкостей для электронных систем доставки никотина, в том числе безникотиновых, в картриджах, капсулах, а также в составе электронных систем доставки никотина одноразового использования планируется досрочно - с 1 декабря этого года. Это важно прежде всего с экономической точки зрения – очевидно, что такое решение позволит обеспечить дополнительные налоговые поступления для государственного бюджета».

Также нужно отметить, что нелегальный табак делает сигареты доступными для подрастающего поколения – ведь уже нарушившим закон нелегалам все равно кому продавать свой товар. При этом председатель Общественного Совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская отметила: «Обелению табачного рынка очень мешает мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, действующий с 2022 года. К тому же срочно необходимо принять меры для досудебной блокировки сайтов, занимающихся торговлей нелегальными сигаретами и никотинсодержащей продукцией, и ввести серьезные штрафные санкции для владельцев таких сайтов».

Что поможет

Участники круглого стола сошлись во мнении, что в последние годы государство сделало многое для того, чтобы вывести табачный рынок из тени. Однако доля «черного» рынка продолжает расти. В связи с этим необходима активизация деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов и применение на практике всего арсенала инструментов, предусмотренного действующим законодательством для противодействия нелегальному обороту табачной продукции. Кроме того, органам власти необходимо сконцентрироваться на дальнейшем совершенствовании законодательства, прежде всего, сбалансированной акцизной политике внутри страны и ускорении гармонизации акцизов на пространстве ЕАЭС, решении проблемы прерванного транзита и псевдо-экспорта, а также стимулировании регионов к борьбе с нелегальным оборотом табачной продукции и совершенствование нормативно-правовой базы для расширения возможностей правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

О том, что государство решительно настроено на борьбу с нелегальным рынком свидетельствует тот факт, что в проекте бюджета на 2022-2025 гг. отдельной строкой появился доход от улучшения собираемости и администрирования акциза. Правительство планирует собрать дополнительно 100 млрд рублей, что возможно только за счет кардинального сокращения объемов нелегальных сигарет и никотинсодержащей продукции на рынке.