Премия Рунета-2020
Ярославль
+27°
Boom metrics
Интересное27 июня 2022 13:35

Ростовский кремль раскрывает секреты

В Ростовском кремле для посетителей открылась новая выставка «Икона и народные промыслы». А десятки специалистов из России и Белоруссии провели конференцию «Иконопись и народные промыслы: их связь и взаимное влияние»
Сейчас Конюшенный двор вновь оправдывает свое название – здесь разместилась удивительная коллекция колесных экипажей и саней. ФОТО: из архива музея.

Сейчас Конюшенный двор вновь оправдывает свое название – здесь разместилась удивительная коллекция колесных экипажей и саней. ФОТО: из архива музея.

Центром событий стал недавно реконструированный Конюшенный двор 17 века (единственный из сохранившихся в России!), находящийся через дорогу от стен Ростовского кремля.

- Мы впервые в таком формате – совмещение выставки уникальных экспонатов и представительной научной конференции - подняли вопрос о взаимосвязи и взаимном влиянии друг на друга декоративного искусства и канонов иконописи, - говорит Александр Морозов, кандидат исторических наук, заместитель директора государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» по научной работе. – На конференции представлены 47 докладов, с которыми выступили историки и искусствоведы, культурологи. Все они будут изданы отдельным сборником. Наши коллеги представляют, в частности, университеты, государственные и частные музеи, фонды и коллекции. Географический охват – от Сибири до ближнего зарубежья.

В новых залах Конюшенного двора – новая выставка «Икона и народные промыслы». Она будет действовать до ноября. ФОТО: из архива музея.

В новых залах Конюшенного двора – новая выставка «Икона и народные промыслы». Она будет действовать до ноября. ФОТО: из архива музея.

Подготовка к конференции велась с осени прошлого года – она вошла в серию проектов Ферапонтовского общества сохранения и изучения памятников древнерусского искусства и приурочена к Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. В Ростовском кремле нацелены на то, чтобы конференция здесь стала ежегодной – не случайно ведь древнейший город Руси считается ее духовным центром, столицей!

Похоже, организаторы приятно удивили гостей.

Ольга Афанасьева – хранительница коллекции старообрядческой православной иконописи Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Белоруссия). ФОТО: из архива музея.

Ольга Афанасьева – хранительница коллекции старообрядческой православной иконописи Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Белоруссия). ФОТО: из архива музея.

- Я впервые приехала в Ростов Великий, и первое ощущение – здесь очень красиво, уютно и комфортно. Что касается конференции, то радуют доброжелательная атмосфера и при этом - высокий уровень докладов. – рассказала нам Ольга Афанасьева, представившая на форуме Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова (Белоруссия). – Прекрасно, что создана замечательная среда для общения, здесь много специалистов, обладающих уникальными знаниями и готовых делиться ими с коллегами. Очень важно и то, что в ходе конференции происходят взаимные консультации, появляются новые профессиональные контакты, возникают или укрепляются товарищеские отношения.

В своем музее Ольга Афанасьева – хранительница коллекции старообрядческой православной иконописи, поскольку в XVII - XVIII веках Ветка - один из самых крупных духовных центров старообрядчества, где сложилась своя яркая и разнообразная иноконописная школа, особая культура. Кстати, Ветку (тогда это было Великое княжество Литовское) основали староверы, бежавшие из Москвы, из центральной России.

Возвращенные к жизни предметы вновь могут предстать перед посетителями музейных экспозиций и выставок. ФОТО: из архива музея.

Возвращенные к жизни предметы вновь могут предстать перед посетителями музейных экспозиций и выставок. ФОТО: из архива музея.

Открывшаяся в Конюшенном дворе выставка «Икона и народные промыслы» даже обычному туристу наглядно демонстрирует связь между традиционными народными промыслами и русской иконописью. Здесь можно увидеть прялки, санки, посуду, шкатулки и прочую домашнюю утварь, а рядом – иконы. И воочию убедиться, как переливаются между ними техники, излюбленные мастерами сочетания цветов, мотивы… Палех, Мстера, Холуй, Гжель, Хохлома, Жостово, Павловский Посад, Абрамцево, Талашкино, Городец, Семенов, Сергиев Посад, Гуслицы – везде свой уникальный стиль, яркой нитью вплетающийся в роскошную ткань общей русской культуры! Да что говорить – ведь и всем известная ростовская финифть началась и изготовления предметов церковного обихода.

Организаторами выставки стали государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Музей народного искусства (Ростов Великий), музей «Невьянская икона» (Екатеринбург) и Ферапонтовское общество.

Для журналистов КП неожиданным и прекрасным подарком стало приглашение директора ГМЗ «Ростовский кремль» Александра Филяева окунуться в обычную рабочую жизнь музея – посетить заседание Реставрационного совета. Ведь каждый может увидеть экспонаты в экспозиции, а вот как их возрождают, сохраняют для будущих поколений? Это невероятно интересно!

Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Александр Филяев в свое время закончил художественно-промышленный университет имени Строганова. ФОТО: из архива музея.

Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Александр Филяев в свое время закончил художественно-промышленный университет имени Строганова. ФОТО: из архива музея.

На Реставрационном совете реставраторы Ростовского кремля в день открытия выставки и конференции отчитывались друг перед другом о работе, выполненной за квартал. На столы были выложены старинные замки и поддужные колокольчики, ризы для икон, шитые бисером старинные дамские кошелечки и головные уборы, украшения, предметы из коллекций графики и живописи, документы... Реставраторы рассказывали коллегам о примененных технологиях, обменивались мнениями, предложениями и замечаниями, сравнивали полученные результаты с фотографиями предметов, сделанными до их реставрации, планировали новые задачи.

Наверное, старые мастера не поверили бы своим глазам, увидев, с какой любовью, терпением, филигранным искусством и владением самыми современными технологиями их потомки возвращают к жизни их изделия, как обращают время вспять, сохраняя свидетельства русской истории и культуры!

Ну, а мы, отметив, как увлеченно общаются между собой музейщики, поинтересовались, какие впечатления от работы в Ростовском кремле получает директор музея, возглавивший его год назад.

На Реставрационном совете в Ростовском кремле профессионалы оценивают результаты работы коллег. ФОТО: из архива музея.

На Реставрационном совете в Ростовском кремле профессионалы оценивают результаты работы коллег. ФОТО: из архива музея.

- До этого долгое время я занимался реставрацией памятников культурного наследия. В этой сфере и в реставрации музейных предметов существуют общие принципы, касающиеся обращения с камнем, металлами, деревом, тканями и другими материалами. Помогает и базовое образование – художественная школа, а потом художественное училище и университет, Строгановка. Одним словом, работа реставраторов мне понятна и близка, мы разговариваем на одном языке, - пояснил Александр Филяев. - Больше новизны для меня было в научной деятельности музея, и я понял, что ее нужно усилить, упорядочить. Сейчас мы с коллегами разрабатываем стратегию развития ГМЗ «Ростовский кремль» по всем направлениям – формируем свое видение того, каким хотим видеть наш музей через 5-6 лет, планируем, как будем идти к своим целям. Радует, что в это активно включился коллектив – специалисты здесь великолепные, я восхищаюсь их знаниями, высочайшим профессионализмом и ревностным отношению к делу! Уверен, что каждый год гости Ростовского кремля вслед за нами будут узнавать здесь много нового, получать яркие впечатления, заряжаясь красотой, позитивным восприятием мира и своего Отечества. Так что приезжайте – в Ростове вас ждут открытия!