Премия Рунета-2020
Ярославль
+25°
Boom metrics
Общество28 мая 2022 9:04

«Для меня наставничество - это протест»: волонтер из Ярославля рассказала, что значит быть наставником для девочки из детдома

Помочь ребенку из детского дома адаптироваться в этим мире может практически каждый
Источник:kp.ru
Ксения и Аня "сотрудничают" уже два года. ФОТО: предоставлено фондом

Ксения и Аня "сотрудничают" уже два года. ФОТО: предоставлено фондом

Ксения - волонтер-наставник благотворительного фонда «Дети наши». Уже два года она общается с выпускницей детского дома Аней (имя изменено - прим.ред.), с которой познакомилась, когда та еще была в учреждении. Ксения рассказала, как проходит ее наставничество и что ей и Ане дает их сотрудничество.

"Однажды мы пошли кататься на катамаране, вышли на воду, и вдруг набежали тучи, поднялись волны, началась настоящая гроза. А мы посреди водохранилища. Мне в этот момент стало страшно, потому что я несу ответственность не только за себя, но и за человека рядом, Ане тогда еще 18 не было.

Волонтер и наставник - на совместных занятиях. ФОТО: предоставлено фондом

Волонтер и наставник - на совместных занятиях. ФОТО: предоставлено фондом

Но она отреагировала так, как я сама бы, наверно, отреагировала, если бы за нее не волновалась. Ей понравилось: и этот адреналин, и красота волн в грозу. Кто-то другой на ее месте, возможно, расстроился бы, что вот, такая прогулка испорчена, теперь будем все мокрые… Но не Аня. Я прямо видела ее восхищение!

Мы добрались до берега, промокшие насквозь. Высушились, пообедали. Я думала, она захочет возвращаться, но мы еще погуляли. Это был отличный, насыщенный день!

Вообще, мы обычно гуляем. Особенно, когда на улице не слишком холодно. Гуляем по набережной, загораем, купаемся… Занимаемся вместе растяжкой, потому что Аня хочет сесть на шпагат. А если погода плохая, можем посидеть, выпить чаю, просто поболтать.

Наставничество для меня стало очень интересным опытом. Вот представьте, вы идете по жизни, и всегда в вашем окружении люди, с которыми вы во многом пересекаетесь - во взглядах, по ценностям, интересам, целям. Можно сказать, с детского сада, где у вас общие игры и воспитатель, до университета и работы, где у вас, в прицепе уже во многом в жизни определившихся, довольно много общего.

А тут встречаются два человека из совершенно разных возрастных поколений.Человек, переживший что-то сильно неприятное в детстве, оказавшийся в детском доме. И я для нее - что-то новое, необычное, в момент нашего знакомства, еще что-то непонятное.

Как взаимодействовать? Как выстраивать отношения?

И в первое время мы искали точки соприкосновения, что-то общее, что нас объединяет, что нам обеим интересно. И нашли. Я чувствую, это мой человек, человек, которому я могу доверять. И, я надеюсь, что и она может доверять мне.

Да, Аня младше меня, но нам интересно друг с другом.Она интересуется моим мнением, задает вопросы обо мне, о моей жизни, а потом оказывалось, что это было не просто так, что она что-то там обдумывала. И потом пришла к каким-то своим выводам, как-то применила для себя мои ответы и мой опыт.

В первое время наставник и подопечная искали точки, которые их объединяют - и нашли их. ФОТО: предоставлено фондом

В первое время наставник и подопечная искали точки, которые их объединяют - и нашли их. ФОТО: предоставлено фондом

Например, с вопросом выбора профессии. Аня учится в колледже на повара. Когда я спросила о ее выборе, она ответила, что ей всегда нравилось готовить. В принципе, логично. Но, как я понимаю, им в детском доме, конечно, не рассказывали обо всем многообразии профессий. Дали варианты на выбор и все. Аня выбрала то, что ей нравилось, но выбрала бы она то же, если бы видела больше вариантов?

Она начала расспрашивать меня о моей работе. Я проектировщик, показывала ей свои наработки, 3D модели. Начали с ней размышлять, а что было бы ей интересно. И в результате пришли к выводу, что Ане понравилось бы работать с цифрами. Ей было бы интересно заниматься, например бухучетом, быть банковским работником или кем то еще в данной сфере.

Я рассказала ей о том, как, в связи с одним из своих хобби, поступила в колледж, на факультет физической культуры. В результате я не закончила, просто ни сил, ни времени в тот период не хватило. Но для Ани стало открытием, что на одном образовании жизнь не заканчивается, что она вполне может выбрать совершенно другое направление и поступить, и отучиться и стать тем, кем захочет!

В этом я вижу свою функцию, как наставника, старшего друга. У меня уже есть некоторый опыт, багаж знаний. Я не могу прожить за Аню ее жизнь, да и не нужно это. Каждый должен совершить свои ошибки и через это чему-то учиться. Но человеку в начале жизненного пути нужна поддержка. Нужен кто-то, кто может предостеречь.

Наставник может помочь достичь «финиша» чуть более безболезненно, подсказать, как разрешить какие-то ситуации, показать другую точку зрения, другое видение, взгляд с другой стороны.

Мне кажется, сейчас такое время, когда человеческое отношение уходит на второй план, а важнее всего становятся деньги, пиар. Меня такое положение вещей не устраивает. И для меня наставничество - это протест.

Для меня быть наставником - просто по-человечески относиться к другому человеку и помочь ему разобраться с его сложностями, опираясь на свои жизненные примеры. Это не так много. Но это совсем не мало!

Чтобы стать наставником, не нужно быть каким-то особенным. Я думаю, нужно в первую очередь быть человеком. Ну и, конечно, быть открытым, поддерживающим. Это тоже нужно".

Благотворительный фонд «Дети наши» с 2019 года работает на территории Ярославля и Ярославской области. Проекты фонда направлены на помощь воспитанникам и выпускникам детских домов в подготовке к самостоятельной жизни за стенами учреждения.

Узнайте больше о деятельности фонда на сайте и в социальных сетях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

«Он совсем не похож на детдомовца»: волонтер-наставник рассказал о своей работе и дружбе с воспитанником детского дома

Сейчас 10 ребят из детских домов Ярославля и Ярославской области ждут своих наставников (подробнее)