Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
Дом. Семья30 января 2018 8:02

История страны, рассказанная через историю семьи

Маленький мир глухой татарской деревушки вдруг перерастает для главной героини Зулейхи в мир огромный
Обложка издания «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА».

Обложка издания «ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА».

Три крупнейшие российские литературные премии, переводы на множество иностранных языков, мощный залп аплодисментов дебютному романа автора и чутью Елены Шубиной, редакция которой в издательстве «АСТ» не первый год собирает самый большой урожай премиальных романов и восхищенных отзывов критики.

«ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА»

«АСТ», 2017

Премии отшумели, пора спокойно прочесть книгу и сделать выводы возможно не о ней даже, а о премиях. История страны, рассказанная через историю семьи, сообщества, группы людей или даже попутчиков поневоле – сегодня это модная литературная тенденция и не только в России. Переосмысление трагических эпизодов истории ХХ века всегда будет пронзительным, хотя бы потому, что еще живы некоторые очевидцы и очень сильны семейные мифы и саги. Маленький патриархально-угрюмый мир глухой татарской деревушки вдруг перерастает для главной героини Зулейхи в мир огромный. Огромные расстояния, огромное человеческое горе, огромные реки и леса. Спустя первые десять страниц вы перестанете читать эту книгу, вы начнете смотреть этот текст как фильм. Помните «Тени исчезают в полдень»? В книгофильме Гузель Яхиной всё конечно ярче и лишено идеологической «правды» советского кинематографа. Потрясающе яркое описание национального татарского быта, быстрое погружение читателя в характер главной героини, что является таким же быстрым ответом на вопрос: как же советский поневоле народ выдержал всё это: раскулачивание, репрессии, освоение Сибири и Дальнего Востока в режиме тюремных рабов. Величайшее смирение-терпение, внутренняя воля к жизни, умение не сдаваться – вот характеристика народонаселения нашей страны в независимости от национальности и социальных групп.

Гузель Яхина очень часто использует глаголы в настоящем времени. Любопытный прием стирает временные рамки. Всё что происходит в книго-фильме, происходит сейчас. Не сложный, но очень эффективный способ создать ощущения присутствия. Эпоха боли в одной секунде, одной минуте, в сиюминутной эмоции. Зулейха сейчас открывает глаза. Так бывает в кино и так бывает во время кухонных посиделок, когда рассказчик начинает своё повествование с зачина: «Представляете?…».

Что же в итоге? Читатель становится свидетелем и проживает иной сценарий жизни вместе с героями, отправленными советской властью в Сибирь, по тысяче придуманных этой властью причин. Яркое, драматическое путешествие в историю своей страны. Смотреть этот сценарий – настоящее удовольствие. Не попсовое, разумеется, а удовольствие, с которым смотрят на экране и на сцене серьезные драмы и трагедии. Как беллетризованный сценарий – это просто бомба! Главная цель – мощные, глубокие и яркие эмоции у читателя-свидетеля-зрителя – достигнута. Может быть, именно кинематографические приемы, это то, что сейчас нужно книгам с успешной судьбой. И было бы справедливо дать кинематографическую премию за роман-сценарий «Зулейха открывает глаза».