2017-04-19T13:49:10+03:00

Пропавшая картина знаменитого художника через 100 лет нашлась в провинциальном музее Ярославской области

На портрете, выполненном Альбертом Эдельфельтом, изображены дети великого князя [фото]
Сергей Овсянников, сотрудник Рыбинского музея, кандидат искусствоведенияtrue_kpru
Картина "Дети" в Рыбинском музее-заповеднике. Фото: Сергей ОВСЯННИКОВ.Картина "Дети" в Рыбинском музее-заповеднике. Фото: Сергей ОВСЯННИКОВ.
Изменить размер текста:

В финском искусствоведении в эти дни происходит важное открытие, даже, пожалуй, сенсация. Неожиданно нашлась работа одного из известнейших художников Финляндии, исчезнувшая сто лет назад в революционной России.

Альберта Густава Аристида Эдельфельта (1854-1905) при желании можно считать и финном, и русским (Финляндия в его годы была автономией в составе России) но более всего европейским мастером, признанным членом многих художественных академий, в том числе и российской Императорской Академии художеств. Начав с исторических полотен, он со временем перешел к бытовому жанру и портретам. Пользовался большим успехом у русского художественного общества. «Мы буквально висели на Эдельфельте, в наших глазах его голова была окружена ореолом парижского признания», - вспоминал Александр Бенуа, а его антипод в искусстве критик Стасов заявлял: «Лучше всех их финляндцев, конечно, Эдельфельт», отмечая «здоровый, свежий реализм и жизнь» его полотен.

В 1881 году молодой академик живописи написал портрет детей президента Академии художеств великого князя Владимира Александровича. И на художника обрушился вал заказов от российского царского двора. Ему позировали и Александр III и, позднее, Николай II. Большинство этих работ хранятся в собрании Эрмитажа. А вот та, первая, портрет детей великого князя, считалась пропавшей.

Набросок к картине "Дети". Атенеум.

Набросок к картине "Дети". Атенеум.

Все это время она находилась в коллекции Рыбинского музея-заповедника. Привезенная из революционного Петрограда в 1920 году вместе с десятками полотен других мастеров, она утратила свое имя, получив условное название «Дети».

Последнее, пожалуй, было к лучшему. Если бы в 1930-х годах стало известно, кто конкретно изображен на картине, она бы вряд ли уцелела. Но догадаться было трудно, тем более, что миловидных деток в платьицах (так одевали малышей в то время) все принимали за девочек. И картина не раз представала перед зрителями, даже публиковалась. Более того, в последние годы рыбинские музейщики были уже практически уверены, что на картине изображены дети великого князя Владимира Александровича, маленькие, но все равно великие, князья: четырехлетний Борис Владимирович и пятилетний Кирилл Владимирович. Кстати, персонажам картины тоже повезло: в 1917 году они сумели спастись, а в эмиграции Кирилл Владимирович объявил себя российским императором в изгнании. И все же, несмотря на сходство с фотографиями (тоже в платьицах) сыновей великого князя оставалась доля сомнения. И совершенно не догадывались сотрудники музея, какое значение придают этой симпатичной работе финские коллеги.

Эдельфельт. Картина "Дети".

Эдельфельт. Картина "Дети".

Но несколько дней назад финский искусствовед Сани Конттула-Веб привезла доказательства наших предположений. В музее Атенеум – главном художественном музее Финляндии - хранятся эскизы нашей картины. На одном из них герои даже подписаны: «Вел. Кн. Кирилл Владимирович» и «Вел. Кн. Борис Владимирович». Рыбинскую картину Сани нашла в Интернете (хорошо, что Рыбинский музей принципиально держит всю коллекцию на своем сайте). Для нее, занимающейся русско-финскими художественными связями, это стало замечательным открытием. И не только для нее. Не прошло и нескольких дней, как в музей приехал корреспондент финского государственного телевидения Yle.

А в смелых планах на будущее – поездка рыбинской картины на историческую родину ее автора.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также