Премия Рунета-2020
Пермь
+8°
Boom metrics
Общество31 августа 2015 15:00

1 сентября известных пермяков

Чиновники, актеры, спортсмены и общественные деятели показали «Комсомолке», какими они сели за школьную парту

«УЧИЛСЯ ХОРОШО, НО ПОВЕДЕНИЕ ХРОМАЛО»

Алексей Попов, бывший игрок «Амкара»:

- Лето мы всегда проводили в деревне. И перед 1 сентября, когда я собирался идти в первый класс, дед побрил меня наголо! Мама была в шоке, вид ужасный!

Школа - это то место, в котором у меня осталось очень много знакомых и приятелей, школ я поменял больше, чем рабочих мест во взрослой жизни. Учиться было легко и беззаботно! Учился на «4», «5», правда, поведение хромало.

«ЖИЗНЬ НИКОГДА НЕ ЗАГЛЯНЕТ В ТВОЙ ДНЕВНИК»

Дмитрий Жебелев, координатор фонда «Дедморозим»:

- В школу меня провожала мама. И это был радостный день - хотя бы потому, что больше не надо ходить в детский сад. Последний был настолько ужасен, что я сразу полюбил учиться. Это же так классно, когда домой ты возвращаешься не вечером, а всего через несколько часов после начала уроков. И весь день можешь гулять, играть с друзьями во дворе в вышибалы и прочих солдатиков с ножичками. В общем, школе я был так рад, что, начав учебу троечником, третий класс уже окончил с одними пятерками. Дурацкая привычка учиться на отлично у меня сохранилась до окончания университета. Хотя на деле оказалось, что жизнь никогда не будет заглядывать в твои дневники и зачетки. У нее совсем другие оценки.

«СОХРАНИЛОСЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ВПЕРЕДИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧТО-ТО НОВОЕ И ИНТЕРЕСНОЕ»

Игорь Сапко, мэр Перми:

- Я отлично помню, как сам первый раз пошел в школу. В тот день в Соликамске была солнечная погода, нас вместе с двоюродной сестрой за руку привели мамы. Было очень светлое, позитивное, но вместе с тем и волнительное ощущение чего-то нового. Для меня это очень важный праздник. Я всегда в День знаний в школе - сначала приводил в лицей свою старшую дочь Дашу, а теперь младшую - Лизу. Она уже в третьем классе, хотя, казалось бы, совсем недавно я отвел ее в первый класс. Сейчас погода, конечно, стала похуже, первого сентября обычно дожди, но ощущение, что впереди обязательно будет что-то новое и очень интересное, остается по-прежнему.

У меня практически вся жизнь, так или иначе, связана со школой. Я очень любил историю, много читал, а первый опыт преподавания получил еще в 8-м классе. Если в школе учитель истории по каким-то причинам не мог провести урок, директор просил меня позаниматься с 5 - 6-ми классами. После окончания вуза работал учителем в школе № 125. Сейчас тоже нахожу время для преподавания в классическом университете на кафедре государственного и муниципального управления. Как глава Перми считаю, что одна из моих важнейших задач - поддержка и развитие отрасли образования в нашем городе. Причем это касается не только инфраструктуры, строительства школ и детских садов, оборудования учебных заведений современными обучающими технологиями, но и повышения качественного уровня преподавания. Будущее сейчас наступает очень быстро, и если не вкладывать средства в наших детей, то сложно говорить о перспективах города. Ресурсы, которые мы сейчас тратим на образование, вернутся в виде новых рабочих мест, налогов, которые будут платить образованные молодые люди. Я считаю, что сейчас важно создать в городе такие условия, чтобы мы могли с уверенностью смотреть в будущее.

«МНЕ ВЕЗЛО С УЧИТЕЛЯМИ»

Александр Башминов, директор баскетбольного клуба «Парма»:

- Свой первый день в школе я помню не очень отчетливо, но некоторые детали все же могу отметить. В первую очередь даже не сам поход в школу, а этап подготовки. Помню, как это было волнительно - подбирать с родителями, с мамой прежде всего, школьную форму, ранец, школьные принадлежности. Все было новым, как и для любого ребенка, очень интересным. Волнение не было боязнью, совсем наоборот, в школу я готовился и пошел с удовольствием и радостью.

К слову, мои ожидания не были разрушены действительностью, и все школьные годы я учился с удовольствием. С учителями мне всегда везло, и за всю школьную жизнь не было ни одного предмета, который был бы неинтересен.

«НАКАНУНЕ 1 СЕНТЯБРЯ Я ОБЪЯВИЛ РОДИТЕЛЯМ, ЧТО ВЗРОСЛЫЙ»

Сергей Федотов, художественный руководитель театра «У Моста»:

- Первый школьный день помню хорошо. Мне было интересно, что меня ждет впереди, волновался, конечно. Накануне даже объявил родителям, что раз теперь я взрослый, то вести за руку меня не надо! Мама сказала, что это наш общий семейный праздник и что родители в этот день обязательно ведут детей за руку. Но я все равно настоял на самостоятельности и сам гордо нес тяжелый букет гладиолусов и новенький портфель.

С порога школы меня встретила моя первая учительница. Первые три класса она была постоянно с нами. До сих пор ей за все благодарен, за первые школьные впечатления. Помню, она была очень добрая и внимательная, всегда улыбалась, много рассказывала интересных историй, часто нас с классом водила в театр и цирк. Никогда не забуду ее улыбку и добрые глаза.

Школа стала для меня стартовой площадкой в большую и интересную жизнь. Еще в школе я прочитал всего Гоголя и Булгакова. Когда настало время открывать свой театр, знал, в чем будет заключаться его уникальность: я решил поставить всех русских мистических писателей. С первой постановки «Панночки» журналисты назвали «У Моста» мистическим театром. В школе для меня существовал только театр. Все эти годы я мечтал стать артистом. И свою первую любовь я встретил также в школе, где-то в 8 - 9-м классе мы вместе увлеченно занимались в театральной студии в ДК Свердлова, ныне Солдатова. Как сейчас помню, играли в спектакле «Тысяча и одна ночь» и я завороженно любовался своей избранницей.

« И СЕЙЧАС ОБОЖАЮ КРАСИВЫЕ БЛОКНОТЫ»

Инна Билаш, балерина Пермского театра оперы и балета:

- Для меня первое сентября началось заранее, когда я пришла на репетицию этого праздника. Меня и еще двух девочек «наградили» торжественными стихотворениями. Стишок про новый портфель достался мне. Учителя сказали, что на выступление можно будет захватить свой красивый ранец - я была этому рада. Ранец был очень яркий, и каждый кармашек имел свой цвет. Однако носить его мне нравилось недолго - пока он не стал тяжеленным от учебников.

Зато любила и уделяла много внимания канцелярским товарам. Закупка всех этих мелочей перед новым учебным годом была для меня любимым занятием. Да что и говорить, я и сейчас обожаю красивые блокноты и записные книжки! На первой репетиции я очень волновалась и даже заплакала, но на линейке собралась, не подала виду, что волнуюсь, и произнесла все без запинки.

«ПОСЛЕ ТОГО КАК ПОШЕЛ В ПЕРВЫЙ КЛАСС, РОДНОЕ СЕЛО ЗАНЯЛИ ФАШИСТЫ»

Евгений Сапиро, бывший председатель ЗС Пермского края, экс-министр региональной и национальной политики РФ:

- Мое «самое первое» сентября как-то не сохранилось в памяти. Его заслонили более волнующие события. В первый класс я пошел в Макеевке в 1941 году. На Украине шли бои. Первого сентября фашистами еще не был захвачен Киев (это произошло 20-го), но 20 октября они уже вошли в Макеевку.

Мои самые яркие воспоминания конца августа - начала сентября.

Дня за три до начала учебы крутился вокруг людей, которые рыли укрытия от бомбежки, свалился в траншею, порезал правую руку настолько, что на много лет остался шрам.

- Погрузка в эшелон с заводским оборудованием, которое вывозили на Урал, и прощание с отцом. Он оставался взрывать на заводе то, что не поддавалось демонтажу. Помню огромную радость, когда, выйдя из окружения, он догнал нас уже на Урале.

Длинные, почти месяц, и голодные дни эвакуации по маршруту Макеевка - Нижний Тагил, включая бомбежку нашего эшелона на станции Дебальцево.

О макеевской школе ничего в памяти не запало, хотя к занятиям мы приступили.

В Нижнем Тагиле снова был первый класс. Учеба продолжалась месяца два. Не запомнил ничего, кроме того, что началась учеба, появились обязанности. Там же впервые вблизи увидел настоящее горе: моему однокласснику принесли похоронку (известие о гибели отца на фронте).

В конце декабря нас погрузили в вагон-«теплушку», и проснулся я утром первого января 1942 года на заводском переезде в Чусовом. Сразу же пошел в школу № 8: но вскоре ее забрали под госпиталь. Часть класса и меня в том числе перевели в школу № 2, большинство моих новых друзей - в «седьмую». «Вторая» и новые одноклассники чем-то не понравились. Через неделю я совершил первый в своей жизни самостоятельный поступок: пришел к директору «семерки» и попросился к ним. Перевели!

Как минимум с тремя одноклассниками сорок второго года я закончил в 1951 году Чусовскую школу № 7, которой благодарен всю свою жизнь. Учителям - за фундамент знаний и отношение к жизни. Друзьям - за чувство локтя и обучение богатейшему чусовскому фольклору, включая нецензурный.

Недавно, перебирая архив, сам удивился: оказывается, при всех перемещениях первый класс я закончил с похвальной грамотой.

Первая любовь? Она появилась классе в пятом, но была безответной. Она была из шестого класса.

«ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛИСЬ УРОКИ ПЕНИЯ: «ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»

Рашид Габдуллин, директор парка Горького:

- День был солнечный и мне запомнился как очень долгий, потому что все вокруг очень волновались, и это передалось мне. В школу меня отвела моя мама. Что меня удивило, у нее на глазах были слезы. Первая учительница - Зоя Ивановна Горшкова - очень строгая и добрая одновременно, в общем, справедливая, как я понял позднее. Особенно запомнились уроки пения: «Жили у бабуси два веселых гуся».

Школа - это часть нашей жизни, мне она дала главное - возможность поверить в себя, были очень хорошие учителя. В школе я участвовал и побеждал в олимпиадах, в том числе городских и областных, и понял, что все в жизни возможно, если ты этого хочешь и много трудишься.

«ШКОЛА ОПРЕДЕЛИЛА МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»

Павел Миков, уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае:

- Очень хорошо помню мою первую учительницу, ей в этом году исполнилось 80 лет - Людмила Сергеевна Щербинина. У нас был самый большой класс в школе- 47 детей. Из них почти половина были дети из детского дома. Нас всех повела в школу наша воспитательница – Людмила Александровна Кузьминых. Мы шли с красивыми букетами цветов, потому что у нас во дворе к 1 сентября всегда выращивали цветы. В школу идти я очень хотел, у меня было большое желание учиться, и я нисколько не боялся, мне казалось, что сразу становишься таким взрослым. Ну и конечно, радовали новая форма, портфель. С 1 по 11 класса я сидел за первой партой.

Школа для меня - это выбор моего профессионального пути, который стал моим смыслом жизни - работа с детьми. Потому что благодаря учителям я сразу как-то определился, что стану учителем, и после окончания школы поступил в педагогический институт. Поэтому школа определила мой профессиональный выбор.

«В ШКОЛУ ХОДИЛА ТОЛЬКО В ДЕЛОВОЙ ОДЕЖДЕ»

Наташа Поли, модель:

«В школу ходила учиться, а не хвалиться»

30-летняя всемирно известная модель из Перми Наташа Поли ходила в обычную школу № 49 в Мотовилихинском районе. Учителя знали прилежную школьницу еще как Наташу Полевщикову. Это уже потом, сделав свои первые шаги в мире высокой моды, девушка сократила свою фамилию до Поли - чтобы было удобно произносить иностранцам.

Наташа начала головокружительную карьеру на мировых подиумах 15-летней школьницей, но учеба для нее всегда была на первом месте.

- Наталья Полевщикова? Как же не помнить, я ее и сейчас в пример многим своим ученикам привожу, - вспоминает Владимир Миллер, он преподавал у Наташи физику и был, говорят, самым требовательным педагогом в школе. - Ответственная девушка, ей удавалось совмещать и карьеру, и учебу. В школу ходила только в деловой одежде. Потому что шла сюда именно учиться, а не хвалиться - вот, мол, я какая, модель приехала.

1 СЕНТЯБРЯ Я ПРИНЕС ДОМОЙ «ТРОЙКУ»

Лев Мусаелян, доктор философских наук, профессор кафедры философии ПГНИУ:

- Что касается первого дня моего посещения школы, то это было в далеком 1953 г.(!). Портфеля у меня не было, как и у большинства моих сверстников. Мама сшила из разноцветных лоскутков ткани сумку с тканевым ремешком через шею и я с ней, где были букварь, тетради и яблоко на обед, потопал в школу.

Я понимал что начинается новый этап в моей жизни, и мне было любопытно, что же там в школе. Первого сентября я домой принес "тройку", не помню за что. В отличие от современных детей тогда нас специально к школе не готовили. У меня было смешанное чувство от полученной оценки, но мать, помню меня расцеловала и похвалила за усердие , хотя усердия никакого не было.

Учительницу свою в первом классе я помню - Агафья Ивановна (я учился в русской школе). Мы все ее любили. Учителей своих я всех, конечно, помню, также как и преподавателей университета. Воспоминания о учителях разные, но большей частью положительные чувства. Первая любовь была в классе 7-8. Эта была одноклассница. Кажется, у нее тоже были какие-то чувства.

Она, похоже, знала о моих чувствах, но моя природная скромность не позволяла мне перейти к активной фазе отношений. Мои страдания иногда оказывались предметом насмешек со стороны друзей. Школа это время юности чистых помыслов, светлых и добрых ожиданий и грез.