Премия Рунета-2020
Уфа
+14°
Boom metrics
Общество15 июля 2015 19:40

УМПО: 90 лет на крыльях прогресса

УМПО – крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России.
Ларина Виктория

Уфимское моторостроительное производственное объединение отмечает 90-летие. УМПО – крупнейший разработчик и производитель авиационных двигателей в России. Предприятие работает над целым рядом перспективных проектов и входит в десятку крупнейших технологических компаний РФ, по версии РБК. К праздничной дате объединение подходит, с уверенностью глядя в будущее и с гордостью вспоминая о прошлом.

Дата рождения предприятия – 17 июля 1925 года. В этот день Совет Труда и Обороны СССР принял решение о строительстве в Рыбинске завода по производству авиационных двигателей. 14 января 1928 года завод вступил в строй действующих предприятий авиационной промышленности под номером 26. Первым мотором, выпущенным в Рыбинске, стал поршневой М-17, затем здесь был освоен серийный выпуск передовых для своего времени поршневых моторов на базе М-100, в том числе прославленный в годы Великой Отечественной войны М-105.

В 1931-м году в Уфе началось строительство завода комбайновых моторов. Первый двигатель здесь собрали в 1935-м, а на авиационную тематику предприятие переключилось в 1940 году, когда Уфимский моторный завод был передан в Наркомат авиационной промышленности в качестве дублера Рыбинского завода.

Ключевая страница истории УМПО связана с Великой Отечественной войной. В 1941 году в Уфу был эвакуирован Рыбинский завод, также в город прибыли эшелоны с оборудованием и работниками из Ленинграда, Москвы. Все предприятия объединились под номером 26 и вместе выполняли задачу по обеспечению фронта моторами.

За годы войны в Уфе было выпущено свыше 51 тысячи авиационных моторов, поднимавших в небо не менее трети всех воевавших на фронтах советских боевых самолетов. Среди них истребители и бомбардировщики конструкторов А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, В.М. Петлякова и других.

Самолет ЯК-9У с уфимским мотором ВК-107А признан самым быстрым истребителем Второй мировой.

Мотор М-105 стал настоящим чудом конструкторской мысли. Честь его создания принадлежит ОКБ Рыбинского завода под руководством Владимира Яковлевича Климова. Истинным шедевром стала вошедшая в компоновку двигателя 20-миллиметровая пушка. Она устанавливалась в полом валу редуктора, и стрельба из нее не зависела от режима мотора и винта. По сей день в музее ОАО «УМПО» М-105 занимает почетное место. В экспозиции выставлены как образец мотора, так и настоящий боевой М-105П, извлеченный из болота энтузиастами-поисковиками в районе ожесточенных боев в Ленинградской области (на фото).

В УМПО освоены ряд технологий, благодаря которым предприятие может производить двигатели нового – пятого – поколения. Это изготовление пустотелых рабочих лопаток, линейная сварка трением лопаток компрессора с дисками, производство цельнолитых титановых деталей, деталей из интерметаллидных сплавов, нанесение теплозащитных керамических покрытий и ряд других.

УМПО сегодня не только разработчик и производитель всей тематики двигателей для самолетов Су, но и инновационное предприятие, участвующее практически во всех ключевых программах российского авиадвигателестроения.

УМПО занимается выпуском деталей и сборочных единиц перспективного двигателя ПД-14 для гражданского самолета МС-21, работает над изготовлением компонентов вертолетного двигателя ВК-2500 по проекту импортозамещения, ведет подготовку производства к выпуску двигателей типа РД-33. Хорошие перспективы развития имеет программа по производству наземных газотурбинных приводов АЛ-31СТ для газоперекачивающих станций ОАО «Газпром».

Постоянное совершенствование производственного процесса и модернизация технологического оборудования, система менеджмента качества продукции и внедрение управленческих инноваций - все это делает УМПО машиностроительным гигантом, формирующим лицо современной России.

АЛ-31Ф

Турбореактивный двухконтурный двигатель с общей форсажной камерой для истребителя Су-27.

АЛ-41Ф-1С

Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги поколения 4++ для истребителя Су-35С.

Сегодня двигателями УМПО оснащаются практически все самолёты семейства Су. Для одного из лучших истребителей мира, многоцелевого Су-27, объединение выпускает турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-31Ф. Большим спросом пользуется и его модификация АЛ-31ФП, оснащенная поворотным реактивным соплом (на фото – сборка данного двигателя). Это качественно другой двигатель, предназначенный для сверхманевренных истребителей Су-30. Для глубоко модернизированного сверхманевренного многофункционального истребителя поколения «4++» Су-35С объединение изготавливает двигатели АЛ-41Ф-1С, относительно АЛ-31Ф его тяга увеличена на 16%. Объединение является одним из крупнейших центров по производству двигателей для боевой авиации в мире и крупнейшим в России. В Объединенной двигателестроительной корпорации, куда входит УМПО, отмечают, что уфимское предприятие имеет самую мощную производственную базу, наибольший объем производства, самые высокие по корпорации выработку на работника и концентрацию интеллектуальной собственности. Выручка объединения за последние пять лет увеличилась в 2,5 раза, объем производства вырос в 2 раза.

В 2010 году в воздух впервые поднялся российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50) с двигателями производства УМПО. Знаменательно, что этот полет самолет совершил в год 85-летия предприятия. В настоящее время объединение является головным разработчиком и изготовителем перспективного двигателя для ПАК ФА.