Звезды24 сентября 2014 20:50

Труппа театра имени Маяковского представила в Ярославле спектакль «Бердичев»

Нищета, любовь и 68 скандалов
Фото: сайт Волковского театра

Фото: сайт Волковского театра

В Ярославле полным ходом идет XV Волковский фестиваль. На многие спектакли билеты были раскуплены заранее. На постановку театра имени Маяковского «Бердичев» по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна их просто смели. И не зря. Чтобы сделать шаг к кассе, достаточно было узнать, кто автор произведения, по которому поставлен спектакль, прочитать фамилию режиссера и увидеть в актерском составе имя удивительной актрисы, которую смело можно назвать «Раневская нашего времени», - Татьяны Орловой. Итак, имя автора истории - Фридрих Горенштейн. Именно он написал сценарии к фильмам «Солярис», «Раба любви», «Комедия ошибок». Андрей Тарковский называл его гением, но…. в России было издано только одно его произведение, после чего автор вплоть до перестройки писал «в стол». Режиссер Никита Кобелев в особом представлении не нуждается. Сюжет спектакля на первый взгляд - бытовуха. Уже на десятой минуте понимаешь - на авансцене вновь «еврейский вопрос». Все действие происходит после войны в квартире двух сестер-евреек. Дом их - в городке Бердичев. Он скроен из обломков былого благополучия и насквозь пропитан горем потерь и нищетой.

Роли сестер блестяще сыграли Татьяна Орлова (Рахиль) и Татьяна Аугшкап (Злота). Сестры воспитывают детей, лепят котлеты… и неустанно скандалят друг с другом, с детьми, соседями, родственниками. В спектакле 68 скандалов! Время от времени Рахиль восклицает:

- Разве нельзя жить тихо? Сколько нас осталось!

И тут из шкафа появляются пиджаки погибших: отца, брата, дяди и мужа. Муж Рахили погиб на войне. Об этом она с горечью вспоминает на всем протяжении постановки, даже на свадьбе дочери эта потеря не позволяет ей веселиться. Художнику спектакля удивительно точно удалось передать в декорациях и костюмах эпоху и нищету, которой сквозит здесь каждый угол. Прически героинь тоже исторические - они взяты с фото тетушек Горенштейна, которых так же, как и героинь, звали Рахиль и Злота.

Фото: предоставлено пресс-службой театра имени Маяковского

Фото: предоставлено пресс-службой театра имени Маяковского

Даже в этой нищете, уставшие от тесноты, безденежья и скандалов люди сохраняют в себе участливость. Грозная Рахиль, которая щедро рассыпает проклятья меняется едва слышит по телефону голос любимых внучек, которые уехали с ее младшей дочерью в Житомир, тут же меняется в лице. Его озаряет улыбка.

Несмотря на то, что длится постановка больше трех часов, смотрится она на одном дыхании. Стопроцентное попадание во всем: у актеров в образы, у художника в эпоху, текст, музыка - все, что называется «в яблочко». Чтобы так точно создать образы, актерам пришлось нелегко. Например, Татьяна Орлова даже ездила в Бердичев, ходила там в местный музей, гуляла по улицам, чтобы проникнуться атмосферой этого города, понять характер своей героини.

Маяковка еще вернется на сцену театра имени Волкова, и не раз! А пока на сцене первого русского продолжается Волковский фестиваль.

Фото: предоставлено пресс-службой театра имени Маяковского

Фото: предоставлено пресс-службой театра имени Маяковского

Сегодня свое видение пьесы «Без вины виноватые» Николая Островского представит триумфатор «Золотой маски» Екатеринбургский ТЮЗ. Далее эстафету подхватит Хорватский национальный театр из Загреба, который представит «Вишневый сад». Затем, 27 сентября Пермский ТЮЗ покажет сказочный спектакль для детей и взрослых по произведениям Бориса Щергина «Золоченые лбы». А завершится театральный марафон 28 сентября спектаклем театра имени Волкова в постановке Семена Серзина «Ромео и Джульетта».