Премия Рунета-2020
Ярославль
+8°
Boom metrics
Общество4 июля 2014 8:00

Известный эстонский художник подарил Троицкому храму витраж

Андрей Лобанов поработал в церкви Покрова Пресвятой Богородицы [фото]
Источник:kp.ru

Фото: Веста ЧЕРНОСИТОВА

Андрей Лобанов – известный эстонский художник с русскими корнями, чьи витражи, фрески, мозаики украшают храмы, церкви и дома в Эстонии, России, Италии, Англии, Украине, Испании, Франции, вновь приехал в Ярославль. Еще шесть лет назад его работа появилась в церкви Петра и Павла в Ярославле. Но теперь это не единственное произведение мастера на нашей земле.

В четверг, 27 июня, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Толгоболь установили запрестольный витраж «Спас на Престоле». На его создание у художника Андрея Лобанова и мастера Андрея Пономарева ушло около полугода. Сначала создавали эскиз, потом долго подбирали стекла.

- Мне, как любому художнику, нужна палитра. Только собрать стеклянную палитру гораздо сложнее. Я могу с гордостью сказать, что привез сюда этот витраж из самого лучшего стекла, - рассказывает витражист. – В новом ярославском витраже стекла из России, Америки, с двух заводов Германии, трех заводов Швеции и так далее. Дружба народов, в общем.

Фото: Веста ЧЕРНОСИТОВА

Но все-таки самое дорогое в витраже – ручная работа. Каждый кусочек Андрей раскрашивает вручную, каждый элемент он собственноручно запекает. Потом уже мастер склеивает их в единое целое на века. Витраж – искусство монументальное, вечное можно сказать.

- Зовите меня через сто лет, я свинец поправлю, - говорит Андрей всем заказчикам, которые сомневаются в качестве его работ, боясь, что краски выцветут. Почему через сто? Через столько лет распадается свинец, с помощью которого скрепляются кусочки стекла.

«Спас на Престоле» вписался в пространство Покровского храма, как будто был там со дня его постройки. А ведь художник в Ярославле бывал один раз, а в Покровскую церковь и вовсе не заходил. Когда «Спас на Престоле» установили, в церкви воцарилась благоговейная тишина. Все, кто там был, замерли и любовались им. Что-то прибавилось в храме в тот момент.

- Витраж превращает обычный свет в сакральный, - объясняет Андрей. -Помещение, в котором есть витраж, никогда не наскучит, оно не сможет быть одинаковым. У нас был случай: решили из обычного помещения сделать приход. Вроде бы все сделали, но чего-то не хватало. Камерность хоть и была, но не было возвышенности. И это дал витраж.

Наверно и в этот раз раскрашенные кусочки стекла, скрепленные свинцом, сделали свое дело, потому что первым произнесенным в тишине словом было «Потрясающе…»

Витраж обошелся Троицкому храму в Толгоболи в «бешеное удовольствие». Такова цена автора. Он и все, с кем он работал над этим произведением искусства, не взяли за свою работу ни гроша.