Премия Рунета-2020
Благовещенск
+6°
Boom metrics
БАМ17 июня 2014 4:05

Строитель БАМа Степан Федоренко: «Жалею, что не дожил в Тынде до окончания стройки…»

Накануне юбилея магистрали отставной офицер написал письмо главе Тындинской администрации [видео]
Источник:kp.ru
С семьей.

С семьей.

Все, так или иначе, живут воспоминаниями. Нельзя взять и отрезать прошлое, кто бы что ни говорил. Вот и мы в преддверии празднования 40-летия строительства Байкало-Амурской магистрали ударились в воспоминания. Да и как не вспоминать, если помогают нам в этом люди, которые на своих руках пронесли то вдохновенное, но тяжелое время. Одним из таких звонков памяти стало письмо Степана Федоренко, полковника в отставке, бывшего первого начальника политического отдела 35-й отдельной бригады железнодорожных войск СССР, которая в 1974 году начала строительство БАМав поселке Тындинский. Мы решили опубликовать выдержки из этого письма.

Дорога от Тынды к Комсомольску-на-Амуре

Здравствуйте, уважаемый глава администрации города Тында!

В Москве проходил XVII съезд ВЛКСМ, а мы, воины-железнодорожники уже двинулись на БАМ. Время было сложное, отношения с китайцами были очень напряженные, и мы общались по радио под кодовыми именами «рабочий», «прораб», «мастер» и т. д. Нам было поручено восстановить Малый БАМ (от Сковородино до Тынды), расставить части бригады до 100-го километра и начать строительство авто- и железной дорог от Тынды в сторону Комсомольска-на-Амуре.

Тында встретила нас убогим поселочкомс населением около 3,5 тысячи человек, лучшим помещением здесь было здание сельсовета да гостиница АЯМа (Амуро-Якутской магистрали). У меня есть панорамный снимок того времени, пос. Тындинский, сделанный с горы, с того места, где потом стояли наши части и кафе «Белочка».

Реликвии БАМа

К чему я так пишу и ударился в далекие воспоминания!? В этом году исполняется 40 лет со дня начала строительства БАМа! Сейчас это звучит иначе, тогда это был такой подъем и пафос, с которым сейчас трудно сравнить что-то.

Я думаю, что, наверное, в этом году будут торжества по случаю юбилея БАМа (его роль вновь поднимается на былую высоту, и это заслуженно). Вот я и подумал. Как бывший первопроходец, как бывший депутат горсовета Тынды и член бюро горкома КПСС, который возглавлял прибывший со строительства Зейской ГЭС Юрий Алексеевич Есаулков (он сейчас живет в Москве, ему 82 года, а мне, кстати, 80 лет).

Имея служебный доступ к торжествам строительства на запад и восток от Тынды, ко всем городским мероприятиям, я тогда накопил большую коллекцию памятных реликвий по городу и открывающимся станциям, которые до сих пор хранятся у меня (вымпелы, наградные ленты, серебряные подписанные костыли, фотографии, первые и последние номера первых газет и др.). Дело в том, что у меня в штабе бригады был сверхсрочник, который был фанатом фотографий (он даже не женился из-за этого) и посылал свои фотографии в центральные журналы «Огонек», «Советский Союз» и др., которые у него брали с большим желанием.

С сослуживцами.

С сослуживцами.

Вот этот сверхсрочник Кучеренко сделал сотни исторических снимков тех дней в городе и на трассе, которых, я уверен, не имеет ни один музей страны, в том числе и Тынды.

Все эти реликвии могут пропасть и не достанутся в память потомкам, если я не передам их в дар городу Тынде.

Приехать, рассказать, передать

Так вот в чем суть моего к вам обращения! Если будут в Тынде юбилейные торжества в этом году, я готов приехать и привезти многое памятное, историческое в музей БАМа, многократно выступить и рассказать, как строились первые объекты, как на наскоро построенном стадионе проходил ежегодный фестиваль «Огни магистрали», какие знатные люди были гостями БАМа, как встречали Брежнева на станции Сковородино (тоже есть фотографии), и многое, многое другое….

В общем, просьба моя такая: если у города есть возможность оплатить мне проезд по железной дороге до Тынды и обратно, я готов вновь внести свой вклад в историю БАМа и города….

Я сейчас живу на Черноморском побережье, в курортном городе Геленджике, работаю заместителем председателя Совета ветеранов города…

P.S. Уехал я из Тынды с семьей в конце декабря 1979 года, перевелся по службе по состоянию здоровья. Жалею, что не дожил там до окончания БАМа, но так сложилась служба. Но службу и эти дни вспоминаю как важнейшее событие в жизни. При возможности рассказываю о строительстве железной дороги, ведь еще много лет, как говорил М.В. Ломоносов, «могущество российское прирастать Сибирью будет!». Сегодня вопрос моего в Тынду на празднование 40-летия строительства БАМа решен, осталось утрясти формальности. И я с замиранием сердца жду того момента когда сойду на амурскую землю.