Премия Рунета-2020
Ярославль
+6°
Boom metrics
Общество24 сентября 2012 7:05

Русская дружина выиграла Куликовскую битву с помощью… пушек?

Ученые по-разному трактуют сюжет ярославской иконы
Дым над войсками некоторые исследователи приписывают пушкам.

Дым над войсками некоторые исследователи приписывают пушкам.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Уникальная икона

В прошедшую пятницу прошел очередной день воинской славы России - годовщина Куликовской битвы. Все мы из школьных учебников помним имена Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю, Сергия Радонежского, благословившего войско на победу. Помним, как объединенное войско погнало Мамая от Москвы, и эта победа стала началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Многие читали летописное «Сказание о Мамаевом побоище», написанное очевидцем тех событий. Кто-то слышал, что ополчение из Ярославля и Курбы внесло весомый вклад в эту победу. Вроде все - познания и кончаются на этом.

Но мало кто подозревает, что в стенах Митрополичьих палат в нашем городе есть уникальная икона - «Сергий Радонежский с житиями», которая единственная в мире повествует о Куликовской битве. Больше таких нет.

Все историки икону расценивают как шедевр не только ярославской живописи, но и всего русского искусства XVII столетия. В центре иконы изображен Сергей Радонежский, а внизу икону дополняет «Сказание о Мамаевом побоище», написанное на длинной и сравнительно узкой (30 см) доске. Неизвестный художник создал единственную в русской иконописи по обилию фигур и сложности композицию, снабженную поясняющими надписями.

Написан шедевр был по заказу горожан иконописцем-монахом Троице-Сергиевой лавры в начале ХVII века и доставлен в Ярославль в Сергиев придел Власьевской церкви (сейчас на этом месте - сквер за памятником Волкову). Но через полвека ярославские художники дополняют икону своими сценами из «Жития», показывающими Сергия не только как поборника веры и чудотворца, но и как государственного деятеля.

А в конце века образ подвергся еще одной реконструкции - видимо, икону хотели вписать в новый иконостас и требовалось ее увеличение - так появилась эта 30-сантиметровая накладка, на которой еще один ярославский мастер изобразил сцены не из религиозного памятника, а из шедевра светской литературы - «Сказания о Мамаевом побоище». Для икон - явление уникальное.

В 1959 году сняли темный слой олифы и расшифровали надписи.

Русские против русских?

Ярославскую икону заметили и знаменитые наши «реформаторы исторической науки» Носовский и Фоменко (эти математики выпустили немало книг, в которых утверждают, что существующая хронология исторических событий в целом неверна), которые пишут:

«На иконе мы видим много подробностей, подтверждающих нашу гипотезу, что Куликовская битва произошла в Москве на Кулишах, и что здесь сражались русские с русскими, а не русские с «татарами». Икона датируется серединой XVII века. Вооружение и тип лиц «татар» точно такие же, как и русских. И то, и другое войско изображены совершенно одинаково... Оба вражеских войска - русское и "татарское" - идут в бой, навстречу друг другу под одними и теми же знаменами. Нас долго и упорно убеждали, что на Куликовом поле сошлись в смертном бою православное русское Дмитрия Донского воинство с иноверцами - татарами Мамая. Следовательно, над войсками должны были бы развеваться совершенно разные знамена, с совершенно разной символикой. Мы видим, что и у русских, и у «татар» на знамени изображен один и тот же образ Нерукотворного Спаса… Напомним, что этот образ, как известно, был старым русским военным знаменем. Оказывается, что под этим же знаменем в бой шли и «татарские» войска Мамая. Это означает только одно. Что на Куликовом поле сошлись в смертном бою русские войска Дмитрия Донского и русские войска темника Мамая, то есть тысяцкого Ивана Вельяминова».

Это позволило «академикам» утверждать, что это явное подтверждение их гипотезы о том, что не было никакого монголо-татарского нашествия. А только княжеские междоусобные войны.

- Это просто смешно, - улыбается научный сотрудник Музея древнерусского искусства Виктория Горшкова. - В иконописи не принято прописывать национальные черты, исторические детали и подробности. В греческих иконах тоже нет различия между греками, римлянами, арабами, евреями - их тоже не было? Это же не батальное полотно, а фрагмент литературного жития.

Но Носовский и Фоменко идут дальше: «Обратим внимание на то, что войско Дмитрия Донского имеет пушки. Не просто пушки, а целую батарею пушек. На иконе мы видим изображение этой батареи, ведущей огонь в направлении войска Мамая.

Формально ничего удивительно в этом нет. Поскольку, согласно скалигеровской истории, пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века. Потому что именно в это время в Европе открыли порох. Но историки уверяют нас, будто все это происходило исключительно на просвещенном Западе. А на Руси в то время якобы никаких пушек не было и в помине. Стреляли из луков, воевали тяжелыми булавами, дубинами».

- Ярославский мастер писал аллегорический образ сражения, и кто изображен на знаменах - не установлено. Да и писал он в конце XII века, когда пушки были вовсю распространены, - уверена Виктория Викторовна. - Не надо требовать с поэта исторических достоверностей. У Лермонтова в «Бородино» и у Толстого в «Войне и мире» тоже есть фактологические ошибки, но мы на основе этого не пересматриваем историю.

Но каждый из нас склонен к скептицизму и падок на сенсации. А кто прав - убедитесь сами. Загляните в Митрополичьи палаты и внимательно рассмотрите уникальный шедевр.

Уникальная икона Сергия Радонежского - единственная в мире, на которой изображена Куликовская битва.

Уникальная икона Сергия Радонежского - единственная в мире, на которой изображена Куликовская битва.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА