Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
КАРТИНА ДНЯ2 ноября 2011 11:46

Официальные итоги расследования катастрофы под Ярославлем: В крови пилота разбившегося Як-42 обнаружен препарат, замедляющий реакцию

Применявший лекарство Игорь Жевелов вместе с командиром Андреем Соломенцевым разбили самолет [видео + материалы МАК]

Применявший лекарство Игорь Жевелов вместе с командиром Андреем Соломенцевым разбили самолет.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в рекордные сроки подготовила отчет о результатах работы.

Напомним, катастрофа Як-42 произошла в ярославском аэропорту Туношна 7 сентября 2011 года. На борту находились 45 человек: 37 пассажиров, включая весь состав хоккейного «Локомотива», и восемь членов экипажа. Спастись удалось только инженеру по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александру Сизову.

По данным МАК, самолет перед вылетом из Ярославля был полностью исправен.

- Причиной авиакатастрофы стали ошибки экипажа, который во время взлета давил на тормоза, - заявил Алексей Морозов, председатель технической комиссии МАК. - Выяснить, оба ли пилота либо один из них жали на тормоза, не представляется возможным.

Способствующим крушению фактором названы серьезные нарушения в процессе переучивания членов экипажа с Як-40 на Як-42. Эксперты установили, что в авиакомпании «Як-Сервис» (она уже лишена лицензии) организация летной работы была пущена на самотек.

Командир воздушного судна Андрей Соломенцев имел солидный налет в 6954 часа, однако на Як-42 он налетал всего 1525 часов, а в должности командира - 481 час. Второй пилот Игорь Жевелов имел еще больший налет - 13 492 часа, из которых на Як-42 он налетал 613 часов. Основной налет у пилотов был именно на Як-40, однако в механизмах педалей тормоза у этих моделей есть существенные различия.

- Переучивание командира воздушного судна (КВС) и второго пилота проходило с грубым нарушением - не в полном объеме и с большими перерывами, - говорит Алексей Морозов.

Кроме того, в организме второго пилота специалисты обнаружили запрещенный законом при выполнении полетов препарат фенобарбитал, влияющий на деятельность ЦНС. Иными словами - депрессант, затормаживающий психику.

- Из заключения неврологов следует, что с 2002 года у второго пилота отмечалось снижение рефлексов на ногах, а с 2005 года - на руках, что говорит о развитии полинейропатического синдрома, - отмечает председатель техкомиссии. - Обнаруженный в крови препарат фенобарбитал оказывает тормозящее действие на центральную нервную систему.

Судя по всему, Игорь Жевелов скрывал серьезную болезнь от руководства и медиков авиакомпании, он обращался за медпомощью в частном порядке. По мнению невролога Виктора Косса, фенобарбитал пилот мог принимать как раз для того, чтобы скрыть при предполетном медосмотре свое заболевание. Кстати, неврологами это лекарство давно не выписывается, его можно достать только через «своих».

Даже учитывая все эти факторы, по мнению МАК, катастрофы можно было избежать, если бы не роковые ошибки экипажа. Сначала они неверно определили скорость, при которой стоит принимать решение о взлете. Затем - во время разбега - пилоты с переменным усилием жали на тормоза. Далее Андрей Соломенцев, по версии экспертов, отодвинул штурвал от себя, то есть дополнительно прижал нос самолета к земле. Бортинженер воспринял этот импульс и перевел двигатели на малый газ. Второй пилот отреагировал на это фразой «Че ты делаешь-то?». После чего КВС тут же взял штурвал на себя, а бортинженер после команды «Взлетный» снова установил двигатели на полную мощность. Это привело к снижению скорости, взлетные обороты восстановились только через шесть секунд. Все это свидетельствует о сильной рассогласованности действий экипажа.

Далее пилоты видят перед собой приближающийся конец взлетки, борт трясет, начинается паника, потому что самолет по-прежнему не набирает скорость отрыва. По данным МАК, скорость держится на 185 км/час. Не исключено, что командир не прервал взлет из-за того, что при условиях торможения на грунте произошло бы неминуемое разрушение самолета, к тому же мог быть сорван ответственный матч...

Командир продолжил взлет, выкатившись на грунт. Пилоты вывели стабилизатор и рули высоты на максимальные положения, вдвое превышающие необходимые, с неимоверной силой начали тянуть штурвал на себя, продолжая упираться ногами в педали тормоза. Все это отрывает машину от земли, самолет резко вздергивает нос, поднимается на 5 - 6 метров, за доли секунды заваливается влево и разбивается.

Экипаж просто не успевает отдать штурвал на себя, чтобы скорректировать угол отрыва. В момент, когда шасси оторвались от земли, самолет уже был обречен...

Специалисты авиационного комитета считают, что Игорь Жевелов был серьезно болен.

Специалисты авиационного комитета считают, что Игорь Жевелов был серьезно болен.

КОММЕНТАРИИ ВРАЧЕЙ

Откуда в почках пилота фенобарбитал?

По заключению МАК, в тканях почек второго пилота был обнаружен фенобарбитал. Откуда он там взялся?

- Скорей всего, вернее, почти стопроцентно - пилот на ночь принял валокордин или корвалол, чтобы спокойней и быстрее уснуть, - говорит психиатр нарколог Алексей Магалиф. - Эти препараты считаются фактически народными и безобидными. Что в общем-то верно, ведь содержание алкоголя и барбитураторов там небольшое и неопасное ни для рефлексов, ни для контроля. Но тем не менее, следы фенобарбитала могут оставаться в крови и тканях довольно длительное время. На мой взгляд, это никак не могло повлиять на реакцию, наоборот, снять тревожные симптомы.

Также в заключении МАК говорится, что «с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005 - на руках, что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть о развитии у него полинейропатического синдрома. В подтверждении указанного говорит назначение... препарата нейромедина, который применяется для улучшения нервно-мышечной передачи».

- Сразу хочу сказать, что полинейропатия на психику человека и на его умственные способности не влияет, - прокомментировал к.м.н., врач-невролог Виктор Косс. - Это даже не самостоятельный диагноз, не болезнь, а «спутник», вернее, следствие других болезней, в том числе диабета, позвоночной грыжи, расстройства периферической нервной системы. Как правило, полинейропатия характеризуется слабостью конечностей, то есть человек теряет чувствительность ног. Для чего и назначают нейромедин, который стимулирует реакцию. Сам по себе этот препарат также не влияет на нервную систему, отвечая лишь за рефлексы. Полинейропатия поддается контролю, но если не принимать лекарства, возможна полная бесчувственность и обездвиженность ног. То есть по сути, человеку кажется, что он давит на педаль, а на самом деле даже не нажимает. И вообще нога стоит на полу, а не на педали. Поэтому люди в конечной стадии этого расстройства не могут водить автомобили, не то что самолеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МАК О РЕЗУЛЬТАТАХ РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАКАТАСТРОФЫ ЯК 42

МАТЕРИАЛЫ МАК ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССЛЕДОВАНИЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ