Общество

Специальность будущего

Факультет физической культуры ЯГПУ им. К.Д. Ушинского готовит специалистов по современной и перспективной специальности - «адаптивная физкультура»

Адаптивная физкультура - это в первую очередь индивидуальная физкультура, адаптированная под каждого конкретного человека. То есть физкультура, учитывающая особенности занимающегося: возраст, пол, медицинские показания и противопоказания. Адаптивная физкультура обеспечивает и лечебный, и общеукрепляющий, и реабилитационный, и профилактический и многие-многие другие эффекты. Можно сделать прогноз, что адаптивная физкультура со временем вытеснит массовую, которая предлагает равные для всех стандарты подготовки и нагрузки.

Обучение по специальности «адаптивная физкультура» во многом отличается от традиционной подготовки преподавателей физкультуры. Студентам преподаются дисциплины медико-биологического блока, такие как анатомия, физиология, гигиена, биохимия, лечебная физкультура, спортивная медицина. Знания, полученные по этим предметам, как раз и позволят выпускникам подбирать индивидуальные программы занятий адаптивной физкультурой с каждым, кто в ней нуждается.

- У многих сложилось мнение, что адаптивная физкультура - это физкультура только лишь для лиц с ограниченными возможностями: людей, страдающих хроническими заболеваниями, инвалидов. Отчасти это верно, - говорит декан факультета физической культуры Александр Викулов. - Действительно, при многих заболеваниях и нарушениях адаптивная физкультура является хорошим, а порой и единственным средством развития двигательных умений, улучшения функций организма. Кроме того, она способствует формированию умственных, психических и социальных навыков больных и инвалидов. Но реабилитация граждан с ограниченными возможностями - лишь одна из широкого круга областей, где требуются специалисты по адаптивной физкультуре.

По сути индивидуальная физическая культура сегодня нужна каждому и нацелена на оздоровление любого человека.

Поэтому в специалистах по адаптивной физкультуре нуждаются не только коррекционные школы для детей с проблемами в развитии и лечебно-профилактические учреждения, но и учебные заведения всех уровней, спортивные секции различного профиля, центры здоровья, фитнес-клубы, тренажерные залы. То есть те учреждения и организации, где детям и взрослым требуется индивидуальный подход в подборе оздоровительных программ и физических упражнений.

Прием на специальность «адаптивная физкультура» ведется по результатам ЕГЭ по русскому языку, биологии и общей физической подготовки.Прием на специальность «адаптивная физкультура» ведется по результатам ЕГЭ по русскому языку, биологии и общей физической подготовки.

Реклама. Лицензия серия АА № 000012 от 05.06.2008г. Свидетельство гос.аккредитации № 1332 от 23.06.2008г. Серия АА № 001365.Реклама. Лицензия серия АА № 000012 от 05.06.2008г. Свидетельство гос.аккредитации № 1332 от 23.06.2008г. Серия АА № 001365.

ФИЗВОС «В НОГУ» СО ВРЕМЕНЕМ

- Александр Демьянович, Вы уже девятый год возглавляете факультет физической культуры, расскажите, чем он живет сегодня, как развивается?

- Он, действительно, развивается и старается идти «в ногу» со временем. В области физической культуры и спорта смещаются акценты от чистой практики в сторону глубоко обоснованной теории и серьезных научных исследований. Именно поэтому многие наши преподаватели не только занимаются преподавательской деятельностью, но и научно-исследовательской работой. Такой союз - обязательное условие работы любого университета. Нам это под силу, и нам это удается. У нас сильная, известная в стране научная школа по физиологии, и тон в работе задают, прежде всего, ученые-физиологи.

- Как это сказывается на студентах?

- Прямо и непосредственно. Преподаватель, занимаясь исследованиями, сам профессионально растет, и результаты исследований приносит в студенческую аудиторию. Получается, как в клинике: профессор не только рассказывает, как делать операцию, но и сам оперирует. Сегодня такое положение вещей принципиально отличается от предыдущего факультетского опыта.

- А студенты участвуют в научных исследованиях?

- Пока немногие, только те, которые ориентированы на серьезную научно-исследовательскую работу (да и не нужно всем быть профессиональными исследователями) и достаточно подготовлены. С основами же научно-исследовательской работы знакомятся все студенты, есть даже отдельная специальная дисциплина с созвучным названием.

- Александр Демьянович, а нельзя поподробнее о некоторых проводимых на факультете исследованиях?

- Можно. Например, группа во главе с профессором В.В. Афанасьевым, нашим ректором, занимается разработкой теоретико-методических основ отбора, прогноза и контроля в спорте. Группа под руководством профессора А.В. Муравьева на основе физиологических критериев создает прогностическую платформу оценки здоровья человека. Ваш покорный слуга с группой сотрудников изучает фундаментальные механизмы адаптации организма человека к мышечным нагрузкам. Группа профессора А.В. Муравьева проводит другую часть исследований в содружестве с факультетом фундаментальной медицины МГУ. Важно, что эти исследования находят грантовую поддержку.

- А чем ваш факультет привлекает, почему он известен?

- Проблема здоровья человека была, есть и будет, и потому наша профессия - вечная. Живая, не придуманная специальность. Востребованная. Наверное, поэтому традиционно высокий конкурс при поступлении на факультет. Накоплен большой опыт подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, который реализует высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, позволяющий студентам получить качественное современное образование.

- Сейчас появилось много «модных» новых направлений подготовки, как же Вам удается с ними конкурировать?

- И где они сегодня работают, выпускники «модных» направлений? Быть спортивным сегодня тоже модно. Популярность спорта невероятно велика. События на Олимпиаде, к примеру, обсуждаются даже людьми, совершенно далекими от спорта.

- У вас учится много спортсменов?

- Да, много. Есть отличные пловцы, борцы, лыжники, хоккеисты, волейболисты, полиатлонисты.

- А назовите имена самых лучших из них?

- волейболист Максим Михайлов, бронзовый призер Игр Олимпиады в Пекине; пловцы Кирилл Абросимов и Василий Бойков, члены сборной команды России; Иван Новиков только что завоевал серебряную медаль на чемпионате России по кудо; акробаты Екатерина Шикер, Андрей Карташов и др.

- Как же они успевают и учиться, и заниматься спортом?

- Это, как раз, самые организованные люди, вот и успевают все.

- А что нового появилось в работе вашего факультета?

- О, это интересный вопрос. Ну, например, недавно нам удалось открыть совместно с Российским футбольным союзом и Межрегиональной футбольной федерацией «Золотое кольцо» межрегиональный центр повышения квалификации специалистов в сфере футбола. Уже в конце прошлого года две группы тренеров по 25 человек прошли обучение и получили лицензии категорий «С» и «D». Сейчас обучается еще одна группа. Вызывает у молодежи интерес и обучение по дополнительной специальности «Детский тренер по фитнесу». Мы же университет, и работаем не только со студентами.

- А кто же еще у вас учится?

- двадцать аспирантов и два докторанта, например.

И что это им дает?

- Не только диплом кандидата наук или доктора, а и самую высокую квалификацию.

- Молодежь охотно идет в аспирантуру?

- Да. У нас всегда конкурс. Есть даже аспиранты, которые обучаются за свои деньги.

- Вот у вас сильная наука на факультете, спортсмены учатся прекрасные, а Олимпиада в Ванкувере для нас - провальная. Как так?

- Не совсем так. Мы имеем по олимпийским наградам то, что имеем. Не надо забывать, что из 15 олимпийских видов спорта, мы как минимум 9 не культивируем, и ждать там пока нам нечего, например в женском хоккее или мужском керлинге. В тех же традиционных видах спорта, где мы выступали, жесткая конкуренция, и получить медаль становится все труднее и труднее. Это надо понимать. Ну, и наконец, помнить десятилетний развал в стране и, в том числе, в спорте. Есть и еще более глубокие причины.

- Например, допинг?

- Да, это тоже серьезная современная проблема для всего олимпийского движения. «Чистых» спортсменов практически нет, надо понимать, что на каше и щах далеко сегодня не убежишь, и не освоишь такой уровень тренировочных и соревновательных нагрузок.

- Как же быть?

- Сразу все и не скажешь. Нужны современные средства восстановления, хотя бы на уровне сборных команд страны. Нужен регулярный мониторинг здоровья и текущего функционального состояния спортсмена. Нужны финансовые вложения в детский и юношеский спорт. Нужна оплата труда тренера самой высокой квалификации, тогда наши тренеры будут работать в России, а не воспитывать зарубежных спортсменов. Много еще что нужно. Тем более в России есть опыт, есть прекрасные образцы подготовки к олимпийским победам, надо о нем вспомнить, и создавать систему. Кадровой чехардой проблему не решить.

- А ваши студенты выступали в Ванкувере?

- К сожалению, на этих Играх - нет, в Пекине - двое (Максим Михайлов и Евгений Дратцев), но наш выпускник Юрий Оскирко попал в число лучших судий мира и обслуживал хоккейный турнир.

- Какие у вас интересные выпускники...

- Да, их так много, собрать бы когда-нибудь всю информацию о них, дух бы захватывало!

- А какие проблемы у современных студентов? Они - лучше, хуже, чем их предшественники?

- Думаю, и не лучше, и не хуже. Они живут в это время, и не они его выбирали. Проблема у них одна - как выжить в этом непростом и быстро меняющемся мире.

- И все-таки, какие они, современные студенты?

- Зачастую деловые, практичные, любят хорошо одеться, по возможности, - водить авто, на «ты» с техническими новинками, коммуникабельны, энергичны…

- Вы это как-то учитываете в своей работе с ними?

- Не всегда, но, по большей части, да. В нас, русских, много «души», с нашими студентами нужно работать особенно, надо разговаривать, беседовать…, нужно живое слово, не всегда срабатывают современные компьютерные технологии обучения.

- Наверное, и вы от них заряжаетесь энергией?

- Это точно! У нас, на спортивном факультете, точно, особая энергетика, все это отмечают.

- А как хорошо они учатся?

- Как и во все времена, по-разному. Но доля студентов с мотивацией на серьезный учебный труд в последние годы растет, и это приятно. Есть просто «светлейшие головы».

- Что бы Вы им пожелали?

- Отменного здоровья, условий для реализации природных задатков, а значит, счастья, и … знания иностранных языков и своего, русского!

- Интересный набор…

- В ногу со временем.