«Красноармеец» Сергей Музыка с киношной невестой Галей. А женился на другой.
Захолустная жизнь в Легедзине закончилась в тот самый год, когда в школу пришел Владислав Чабанюк, в миру - учитель истории... Теперь даже не верится, что раньше здесь могли жить без крика «Мотор!» и щелчков «хлопушки».
Клуб брали штурмом
Чабанюк - директор студии «Мальвы», он же режиссер, сценарист и оператор. Его коллега, преподаватель информатики Николай Кулик, отвечает за озвучивание и компьютерный монтаж. Жены-учительницы выполняют функции костюмерш, гримеров и успокоительных таблеток, когда четырех сложенных в кучку зарплат не хватает на реализацию очередного творческого плана.
Орудие производства - допотопная видеокамера
М-300, обмотанная изолентой, как партизан Железняк - пулеметной лентой. Если бы не формат ВХС, который давно устарел, и не дефекты звука, работы Чабанюка и Кулика завоевывали бы призовые места на фестивалях. А так по большей части их «крутят» в сельском клубе. Хоть некоторые фильмы долетели с попутным кинолюбительским ветром до Франции, Канады и даже до Ирана. Но последняя премьера превзошла все ожидания!
- Толпа чуть двери не сломала... - восхищенно качал головой сельский голова Александр Николаевич Гончарук, давая понять, что и он лично штурмовал зал в первых рядах. - Из соседних сел к нам народ добирался кто пешком, кто на велосипеде. Три сеанса подряд показывать пришлось. Старики выходить отказались - мол, не насмотрелись еще на время своей юности. Молодежь с улицы напирала: даешь свободные места, нам тоже интересно!
Тикали с саблей от спецназа
«Ойра» - название свадебного танца, который сейчас почти забыт. Фильм «Ойра» - о том, как бывшие друзья-односельчане петлюровец, махновец и красноармеец полюбили девушку на свою беду. Одного она отвергла, другого не смогла выбросить из сердца, за третьего замуж пошла. В итоге все несчастны, а девушка - прообраз Украины - больше всех. Наивно, лубочно, а цепляет...
В фильме много стрельбы, музыки и танцев, что соответствует конкретной исторической правде о нравах Легедзина.
- В ноябре двадцатого года, на храмовый праздник, здешние крестьяне взбунтовались против продразверстки, - рассказывал Чабанюк. - Надели вышитые рубахи, взяли вилы, бороны расставили, как противотанковые ежи, чтобы дать бой конникам Котовского. Рядом с полем боя играл песни сельский духовой оркестр! Порубали их, конечно, вместе с музыкантами...
- Завернули мы сабли с ружьями в тряпки и провезли-таки, как партизаны. Не попались!
Для правдивого фильма и сельчане не пожалели ничего. Одна бабуся отдала свои свадебные черевички на шнурках - в двадцать пятом году в них отплясывала! Другая - косу девичью, невесть как сохранившуюся в сундуке.
Несли прозрачное от времени полотно сорочек и гроздья коралловых бус. Граммофон и буденовки. Несли домашней выпечки хлеб и молоко - покормить артистов, которым сейчас хозяйством заниматься недосуг. Вдруг в следующем кино Бог даст поменяться с ними ролями?
Сняли блокбастер за пять дней
Завфермой Сережа Музыка убедительно изобразил красноармейца - жениха первой сельской красавицы Гали. (Красавицу «открыли» в студентке из райцентра Умань Виталине Лелеко. Она лучше других девушек, примчавшихся на пробы, выдержала экзамен: скажи бывшему кавалеру «Между нами все кончено!» так, чтобы зритель понял: любишь до смерти!) А через неделю после съемок Сергей... женился взаправду. Не на «актрисе» - на законной невесте. Про роль ей не рассказывал, чтобы не нервничала. В дублях приобретал бесценный опыт.
- Режиссер пять раз показывал, как надо правильно целоваться...
На премьере молодая супруга гордо сидела рядом с Сергеем.
Зато на мелкого предпринимателя Сергея Кучера «наехала» жена: «Слышишь, бомонд! Дети скоро голодать начнут!» Зеленоглазый красавец, по сценарию - удалой махновский рубака, временно свернул бизнес (палатку на базаре), всей душой отдавшись работе над фильмом, занятию затягивающему, но убыточному. В довершение ко всему он по-махновски лихо изъял из семейного бюджета тысячу гривен (около двухсот долларов по курсу) - на кино!
- Боже, как я ее вначале боялся... А потом вдруг перестал, - признался Кучер. Речь шла не о жене - о видеокамере.
Для массовки отобрали с боем сто человек: желающих было больше. Гонорары артистов составляли ноль гривен ноль копеек.
На съемки «Ойры» хватило пяти дней и одной ночи. Столь сжатые сроки вряд ли известны в кинематографе. Впрочем, всем героям надо было возвращаться в реальный мир - к скотине, огородам, мелкому бизнесу, детям-внукам...