Премия Рунета-2020
Ярославль
+26°
Boom metrics
Общество5 августа 2022 8:53

Предприятие с историей: ЯЭРЗ имени Б.П. Бещева отметил свой 110-летний юбилей

В июне одному из старейших предприятий Ярославской области - Ярославскому электровозоремонтному заводу имени Б.П. Бещева – филиалу АО «Желдорреммаш» - исполнилось 110 лет
Дмитрий СКОБЕЛЕВ
ЯЭРЗ - базовое предприятие России по ремонту электроподвижного состава. Фото из архива завода

ЯЭРЗ - базовое предприятие России по ремонту электроподвижного состава. Фото из архива завода

Исторически возникновение завода связано с развитием сети железных дорог России. Строительство железной дороги Москва - Архангельск и рост локомотивного парка потребовали создания мощной ремонтной базы для восстановления паровозов, работавших в северном направлении.

2 июня (20 мая по старому стилю) 1912 года состоялось официальное открытие Главных железнодорожных мастерских СЖД в районе станции Ярославль.

Первый паровоз выпустили из ремонта в октябре 1912 года. И уже через три года мастерские перекрыли установленную проектную мощность (119 паровозов в год), отремонтировав 131 паровоз, а в 1929 году их реорганизовали в Ярославский паровозоремонтный завод (ЯПРЗ).

В годы Великой Отечественной войны наиболее значительной и ответственной работой для предприятия была постройка и ремонт бронепоездов. С 1941 по 1945 годы на предприятии капитально отремонтированы и восстановлены 856 магистральных паровозов различных серий.

Ярославскому электровозоремонтному заводу имени Б.П. Бещева исполнилось 110 лет. Фото из архива завода

Ярославскому электровозоремонтному заводу имени Б.П. Бещева исполнилось 110 лет. Фото из архива завода

В послевоенные годы завод постоянно наращивал мощности.

Повышалась культура производства - появились моечные машины, природный газ, высокомеханизированное оборудование. К началу 1960-х годов это было уникальное предприятие, по тем временам хорошо оснащенное технически. Завод был способен произвести все необходимое для ремонта, не прибегая к посредникам. Литейный цех выпускал латунные, бронзовые, медные, алюминиевые детали.

В конце 1960-х годов Министерство путей сообщения приняло решение организовать на предприятии ремонт грузовых электровозов серии ВЛ-8. Спустя год из заводских ворот вышел первый отремонтированный электровоз, а сам завод сменил название - стал электровозоремонтным.

В 1980 году началась генеральная реконструкция предприятия: внедрились робототехника, станки с ЧПУ, автоматизированная система управления. Значительные Технические и организационные преобразования, происходившие в 70-80-е годы прошлого века, вывели завод в ряд устойчиво работающих предприятий Ярославской области.

В 1990-е годы в условиях беспрецедентного экономического развала предприятие в 2,5 раза увеличило свои мощности. Был освоен капитальный ремонт чешских электровозов серии ЧС, что определило на годы вперед главное направление дальнейшего развития предприятия.

В 2000 году коллектив завода приступил к модернизации электровозов серии ЧС-2 с продлением срока службы на двадцать лет. В настоящее время предприятие выпускает запасные части и электроаппараты для электровозов и тепловозов, моторно-осевые подшипники (МОП), детали карданной передачи и тягового редуктора электровозов серии ЧС, колесные пары нового формирования. Запущен проект эталонных линий по ремонту электровозов серии ЭП, ЭП2К, ЧС7.

Профессиональные знания и опыт бережно передаются на заводе от поколения к поколению, а преемственность стала традиционной. Сотни работников предприятия добросовестно относятся к своему делу, благодаря чему завод является базовым предприятием России по ремонту электроподвижного состава и производству машиностроительной продукции.