Премия Рунета-2020
Ярославль
+12°
Boom metrics
Общество15 апреля 2022 12:00

Герои в плащах: как поисковики отряда “ЯрСпас” ищут пропавших без вести ярославцев

Большое интервью с поисковиком “ЯрСпас” Марией Бородиной о работе отряда
"В летний период времени и до окончания грибного периода уходят грибники". Фото: поисковый отряд "ЯрСпас"

"В летний период времени и до окончания грибного периода уходят грибники". Фото: поисковый отряд "ЯрСпас"

Не проходит и недели, как в новостной повестке появляется маяк “Срочный поиск, пропал человек!”. Жители с трепетом ждут такое необходимое “Найден, жив”. Но какие люди и труды стоят за этими двумя долгожданными словами? Бессонные ночи, километры лесов и дорог, множество звонков и итог - искренняя радость, когда находится пропавший. Все это жизнь волонтера-поисковика. Мария Бородина работает в поисковом отряде “ЯрСпас” уже третий год, в пресс-службе. За все это время через ее руки прошло более 300 заявок на поиски. Поиски людей — это неотъемлемая часть жизни, как Марии, так и всех добровольцев, которые приходят в отряд. О том, как ищут пропавших, девушка рассказала корреспонденту “Комсомолки”.

Как начинаются поиски?

- Нам приходит заявка. Инфорг собирает информацию о без вести пропавшем человеке, его портрет, и передает эту информацию координатору. Далее он принимает решение о выезде - нужен ли он или на данном этапе будет только информационное размещение. Второй вариант бывает в том случае, когда мы не знаем, куда бежать. Идет обзвон всех, кто может знать о местонахождении человека, дать информацию, где может находиться без вести попавший. Параллельно этому процессу пишется ориентировка. С описанием внешности и особых примет. Хорошо, когда к нам попадают фотографии без вести пропавших в одежде, которой они ушли. Мы всегда просим держать как можно больше актуальных фотографий своих близких людей. Особенно детей или родственников с деменцией. Группа рассылки отправляет ориентировку на без вести пропавшего по всем пабликам в социальных сетях, информируются СМИ, отслеживаются комментарии к публикациям – свидетельская информация очень нужна на поиске.

Как выглядит штаб поисковиков?

- Это точка сбора волонтеров. В городе штаб может располагаться рядом с торговым центром или домом без вести пропавшего. В лесу – рядом с предполагаемой точкой входа тех, кто заблудился. В природной среде часто разворачивается штабная палатка.

Долго ли идут поиски человека?

- Поиски могут длиться и час, и несколько суток. Волонтер может быть на поиске столько, сколько посчитает нужным - каждый сам определяет временные рамки. Иногда приходится ехать на поиски дольше, чем они идут. Волонтеры очень самоотверженные - они могут находиться даже без сна, чтобы быть максимально полезными.

Как подать заявку на поиск человека?

- Заявитель может обратиться через горячую линию или группу ВКонтакте. Либо к нам обращаются правоохранительные органы,если заявители дали разрешение на привлечение волонтерских отрядов на поиск.

Только родственники могут заявлять о пропавших или друзья, возлюбленные тоже?

- На поиск может подать заявку совершенно любой человек. Некоторые люди заблуждаются, когда говорят, что, например, сожительница - не законная жена, и она не имеет права подать заявку на поиск близкого человека. Имеет. Что касается поиска несовершеннолетних, то тут обязательно должен присутствовать его официальный представитель, который даст разрешение на размещение личных данных, фотографии.

Насколько тесно сотрудничество правоохранительных органов и поисковых отрядов?

- Мы осуществляем содействие правоохранительным органам в поиске без вести пропавших людей. Заявитель поиска обязан обратиться в правоохранительные органы, прежде чем к поиску приступят волонтеры отряда. Без этого никак. У правоохранительных органов гораздо больше ресурсов, чтобы найти человека. Мы здесь являемся не замещающей единицей, а только помогающей. Мы всегда говорим - чем раньше подается заявка на поиск человека, тем больше шанс, что этот поиск будет успешным. Никаких трех дней ждать не надо. Это миф. Более того, если у вас пропал маленький ребенок, и вы не знаете, где он находится более 15 минут - можете смело звонить в поисковые отряды. Даже если вы нас сорвете просто так, мы этому будем только рады, ведь с ребенком все в порядке. Вовремя приедут профессионалы и помогут найти малыша живым. Кстати, первые сутки чрезвычайно важны и дают 98% удачных поисков.

Когда больше всего пропадает людей?

- Если говорить про сезонность, то она действительно существует. В летний период времени и до окончания грибного периода уходят грибники. В прошлом году мы зафиксировали рекорд заявок на лесной поиск за день – их было 11! Нас ждали в 11 лесах Ярославской области. Чаще всего пропадают в лесах люди пожилого возраста, но были случаи, когда мы искали детей или целые семьи. Поиски людей с деменцией, детей с особенностями развития не имеют как таковой сезонности. Они могут уйти в неизвестном направлении в любое время. Однако есть и специфика. Зима особенно опасна для пожилых людей с деменцией – они могут выйти на мороз без теплой верхней одежды. В этом году у нас был поиск женщины, которая вышла на улицу в одной кофте. К счастью, она была найдена живой. А для детей опасна летняя жаркая погода - они идут к воде. В таких случаях поиск разворачивается моментально, приезжают максимальное количество поисковиков. Статистика поискового отряда и официальная статистика правоохранительных органов – две разные статистики. Не каждая заявка на поиск человека попадает в волонтерский отряд. Причин тому несколько: нет потребности в нашей помощи, заявитель может быть против привлечения волонтера, да и сам отряд может не принять заявку на поиск человека, если тот страдает алкогольной или наркотической зависимостью. Так что статистика отряда показывает только работу отряда и его эффективность.

Данные статистики отряда. Фото: поисковый отряд "ЯрСпас"

Данные статистики отряда. Фото: поисковый отряд "ЯрСпас"

Хватает ли вам поисковиков?

- Людей не хватает всегда. Чем больше волонтеров на поиске – тем выше вероятность найти человека живым. Добровольцем может стать любой – для этого необходимо оставить заявку на вступление в отряд в нашей группе ВКонтакте и пройти базовое обучение. У нас сейчас работает проект "Всегда готов" по обучению поисковиков. Мы проводим лекции по топографии, ориентированию, навигации, даем знания первой доврачебной помощи, грамотному сбору информации. Кроме того, у нас проходят занятия с психологом.

С какими проблемами сталкиваются новички-поисковики?

- Новичков всегда сопровождают кураторы. Новичок может сам выбрать свою роль в отряде, которая будет максимально соответствовать его личной мотивации. Одни станут поисковиками и смогут вырасти до старшего поисковой группы и куратора поисков, другим будет интереснее заниматься сбором информации о пропавшем человеке, и они станут инфоргами, а третьи решат, что будут максимально эффективны на профилактике самовольных уходов детей и подростков – в этом направлении работает проект «Безопасное детство». Я – профессиональный пресс-секретарь. В отряде являюсь медиаволонтером – это мой вклад в такое важное дело. Если говорить о сложностях, то самое сложное – определиться, чем именно ты хочешь заниматься. Все направления очень интересные. Например, я отвечаю за отчеты поисков, но каждый раз, когда есть возможность выехать на поиск – я еду. А еще играю собаку Лесю в кукольном театре о детской безопасности «Незабудка».

Добровольны терялись во время поисков?

- Нет. Для того мы и обучаем поисковиков, чтобы они не терялись. Были случаи, когда девушки приезжали в лес в босоножках на каблуках, но их на поиски не допускали.

Где чаще всего находят людей, которые теряются в городе?

- Очень индивидуально. Бывали случаи, когда находили подростков в заброшках, у друзей, в торговых центрах, магазинах, кафе. Были случаи, когда подростки сами звонили и говорили, где они находятся, чтобы их забрали. Поиск ведется по точкам притяжения без вести пропавшего – отрабатываются его любимые, знакомые ему места. Здесь важную роль играет грамотный сбор информации о пропавшем, что является работой инфорга. Экстренно отрабатывается каждая свидетельская информация. У нас были случаи, когда мы искали ребенка в Дзержинском районе, нашли во Фрунзенском. В марте мы искали ребенка с особенностями развития в Заволжском районе – осматривали территорию близ дома, откуда ушел ребенок, все места в городе, где он был когда-либо. Поступила свидетельская информация, которая казалась неправдоподобной – это место ребенок не знает, да и от дома очень далеко. Но это был наш мальчик! Спасибо небезразличным, внимательным людям, которые следят за нашими новостями, помогают распространять ориентировки, помогают находить людей!

Есть ли агрессия на пропавших, которые уходят или сбегают не в первый раз?

- Ни о какой агрессии речи быть не может. Волонтер на то и волонтер - он ищет людей по собственной инициативе. Дети часто попадают в опасные ситуации, хотя бы потому, что у них не хватает жизненного опыта оценить опасность авантюры, на которую они идут. Когда-нибудь ребенок уйдет последний раз, но никто не знает, когда это будет и чем закончится этот поиск. Поэтому такие поиски важны и нужны. Всегда надо искать.

Вы сотрудничаете с другими поисковыми отрядами Ярославской области?

- Мы всегда за конструктивное сотрудничество. Мы со всеми взаимодействуем, уважительно относимся. Мы все делаем одно дело. Безусловно, дружим друг с другом - иначе не получится.

Как среди поисковиков делятся территории, которые нужно прочесать?

- Работа волонтера-поисковика заключается в том, что ему дают квадраты, расчерченные на карте. Отработать надо, условно говоря, 10 квадратов. Как 10 коробочек. В одной из них находится без вести пропавший, но где именно – никто не знает. Это больше вопрос везения, где он будет, и кто его найдет. Однако в нашем отряде есть специалисты, которые феноменально находят наиболее вероятные места для поисков. Я знаю историю, когда координатор Артем Алексеенко показал пальцем на карте: «Потеряшка тут», группа поисковиков дошла точно до указанной цели, где обнаружили человека.

Расскажите один из самых запоминающихся поисков?

- У нас есть дядя Ваня, который каждый год уходит в лес за грибами. И каждый год теряется практически в одном и том же месте. В этом году, например, его искали с вертолетом. Он может потерять одежду, обувь, но никогда не оставит свою корзину с грибами.

Таких людей, как дядя Ваня кто-то курирует из отряда? Чтобы больше не уходили.

- Нет, мы не обладаем таким ресурсом. Мы можем дать рекомендации, но не более того. С людьми, у которых пропадают близкие люди, работают инфорги. Они подготовлены с психологической стороны, ведь пережить исчезновение человека — это не просто. Заявитель и инфорг всегда держат связь. Очень часто переживания родственников помогают в поиске, как бы это не звучало. Например, проскользнет фраза: "Вдруг ему стало плохо с сердцем". Тут мы понимаем, что у человека есть проблемы со здоровьем, и поиск обретает новые смыслы

Кто такой волонтер?

- В первую очередь человек, которому не безразличны судьбы других людей. У нашего командира есть замечательная фраза "Спасая других - спасаешь себя". Это люди, которые не могут пройти мимо горя другого человека. . У каждого мотивация своя. Есть волонтеры, которые на себе испытали, что такое потерять близкого человека. Мы находили пропавших детей, а потом их папы и мамы шли в поисковики. Часто это бывают родители детей с особенностями развитиями, ведь у них повышен риск ухода ребят. Есть работники заводов, магазинов, крутые бизнесмены. Невозможно найти общий знаменатель и сказать, что волонтер именно такой. Каждый специфичен, каждый интересен. Но одно совершенно точно есть - мы все отзывчивые люди.

Что дает вам работа в отряде?

- Я имею возможность писать о героях наших дней, идти с ними рука об руку ради спасения людей и каждый раз искренне радоваться «Найден, жив!».