2017-06-15T10:40:11+03:00

АО «Яргорэлектротранс» - первое в регионе предприятие общественного транспорта

120 лет назад был заключен контракт с бельгийской фирмой «Компания тяги и электричества» на запуск в Ярославле электрического трамвая
Леонид АНДРЕЕВ
Поделиться:
Комментарии: comments1
Современный трамвай на улицах Ярославля. Фото: Анна ЛукинаСовременный трамвай на улицах Ярославля. Фото: Анна Лукина
Изменить размер текста:

Как все начиналось

.... трамвай

Идея запустить общественный транспорт обсуждалась ярославцами давно, с конца XIX века: город расширял свои границы, застраивался. И трамвай отлично вписывался в городскую инфраструктуру как удобный и доступный вид передвижения. Многие ярославцы думали, что по рельсам вагон потянет не сила электричества, а неугомонные ярославские лошадки, которые в большом количестве сновали тогда по улицам города, понукаемые зычными криками извозчиков.

Однако с такой перспективой был совершенно не согласен тогдашний директор «Бельгийского общества франко-русских мастерских» Эдуард Дени, который убедил городские власти, что время гужевого транспорта неуклонно подходит к своему закату. В результате в 1897 году был заключен контракт с бельгийской фирмой «Компания тяги и электричества» на запуск в Ярославле электрического трамвая. Вскоре после этого в городе началось строительство трамвайного депо и, связанное с этим, возведение электростанции.

Историческое событие произошло 17 декабря 1900 года. В этот день первый ярославский трамвай загрохотал по стальным рельсам. По городским маршрутам стали следовать 19 электрических машин фирмы «Валькер». Поначалу трамваи перемещались по Ярославлю крайне медленно, со скоростью около 12-15 верст в час, да и постоянных остановок у них не было. Они, как и зачастую современные «маршрутки», останавливались по первому требованию пассажиров, иногда успев проехать лишь несколько метров от предыдущей высадки.

Стоил проезд в «электрическом чуде» относительно недорого, 6 копеек в первом классе и 4 - во втором. Первым классом назывались места в носу трамвая, а вторым – сиденья, расположенные в хвосте машины. Причем, на конечных остановках привычного теперь разворотного круга не было, и вагоновожатый лишь переходил к рулю с обратной стороны трамвая. Соответственно при этом классификация посадочных мест так же диаметрально менялась. Первый класс становился вторым и наоборот.

Трамваи были в новинку, а поездки в них доступны всем слоям горожан, поэтому электрический транспорт быстро завоевал популярность в Ярославле. Вскоре вагоны стали наполняться «под завязку», что крайне расстраивало местных извозчиков и их четвероногих помощников, лошадей. Извозчики оставались без клиентов, а лошади трамваев попросту пугались. Поэтому с грохотом стучащую по рельсам машину, возницы с досадой прозвали «бесовской силой».

В начале XX столетия трамвайные маршруты в Ярославле цифрами обозначать было не принято, их называли звучными именами, как проспекты или пароходы. В городе действовали Московский, Власьевский, Рождественский, Федоровский, Волжский и другие маршруты. Самым живописным из них был Волжский: на этот трамвай можно было сесть на площади Богоявления, проехать до тогдашней пристани на Волге и далее прокатиться вдоль всей

набережной. Самым популярным маршрутом являлся Власьевский, который начинался от одноименной башни и шел по теперешней улице Свободы, где и тогда располагалось множество магазинов, до железнодорожной станции на Всполье.

Вагон "Вальпер" (бельгийское производство) на ул. Широкая (ныне ул. Стачек). Начало ХХ века. Фото: Анна Лукина

Вагон "Вальпер" (бельгийское производство) на ул. Широкая (ныне ул. Стачек). Начало ХХ века. Фото: Анна Лукина

2274 - Такие трамваи курсировали по Ярославлю в 60-70 е года - с конца 90-х ХХ век. Фото: Анна Лукина

2274 - Такие трамваи курсировали по Ярославлю в 60-70 е года - с конца 90-х ХХ век. Фото: Анна Лукина

...троллейбус

Спустя полвека вышел в рейс и первый ярославский троллейбус. С тех пор «рогатый» стал одним из самых популярных видов городского общественного транспорта, изрядно потеснив на улицах трамвай и навязав конкуренцию автобусам и, позднее, маршруткам. В настоящее время в Ярославле действует 9 троллейбусных маршрутов.

В 2014 году в городе проходили даже испытания электробуса - автономного автобуса на электрической тяге, которые не привели к запуску. Машина, собранная в городе Энгельс, оказалась нерентабельной в наших условиях. Достичь полной зарядки аккумулятора не удавалось, да и сам электробус стоил значительных денег. Было принято тогда решение отправить машину на доработку.

Троллейбусы в 60-70-е годы. Фото: Анна Лукина

Троллейбусы в 60-70-е годы. Фото: Анна Лукина

Двухэтажный троллейбус Ярославского автомобильного завода (30-50 гг. ХХ века). Фото: Анна Лукина

Двухэтажный троллейбус Ярославского автомобильного завода (30-50 гг. ХХ века). Фото: Анна Лукина

День сегодняшний

За 120 лет неоднократно проходила масштабная модернизация городского электротранспорта, который, несомненно, был и остается востребованный горожанами. Об этом и другом - наш разговор с генеральным директором АО"Яргорэлектротранс" Ильхамом Худиевым.

Генеральный директор АО "Яргорэлектротранс" Ильхам Худиев. Фото: Анна Лукина

Генеральный директор АО "Яргорэлектротранс" Ильхам Худиев. Фото: Анна Лукина

- Ильхам Тофикович, чем и как живет предприятие в юбилейный год?

- Наша основная задача - обеспечение пассажиропотока - не изменилась за всю историю предприятия. Менялись маршруты, средства передвижения, но доставить людей в нужный им район города компания продолжает и будет продолжать, пока есть спрос.

Сейчас у нас в наличии - 116 троллейбусов и 59 трамваев. К сожалению, сегодняшнее состояние трамвайного парка удовлетворительное, степень их износа 40%, а вот с троллейбусами ситуация гораздо серьезнее, почти в полтора раза больше. Мы, по мере поступления финансирования, пытаемся своевременно обновлять транспортный парк, стараемся, чтобы городской электрический транспорт оставался в Ярославле доступным и безопасным, был равномерно представлен во всех районах города.

- Какова численность вашего трудового коллектива?

- У нас трудоустроено 1477 сотрудников, штат укомплектован профессионалами самой высокой квалификации. Мы регулярно участвуем в общероссийских и городских конкурсах профессионального мастерства. В 2000 году первенствовали по стране среди вожатых трамваев, а в 2012 повторили то же успех среди водителей троллейбусов. Перечень же грамот и благодарностей нашему предприятию еще более внушительный. Так, на днях получили почетную грамоту с благодарностью от мэрии Ярославля по итогам участия в городском конкурсе «Лучшее предприятие» за 2016 год.

В то же время испытываем острую нехватку специалистов самых необходимых нам профессий, а именно: водителей и кондукторов. Чтобы решить эту серьезную кадровую проблему, с 2016 года непосредственно на предприятии организовали шестимесячные курсы для подготовки вышеуказанных специалистов. В результате увеличился приток молодежи к нам по этим вакансиям.

- Ваши сотрудники работают в очень напряженном графике. Как, отдыхаете?

- Конечно, с учетом загруженности и особого трудового рабочего графика, без привычных для большинства людей выходных и праздников, в любую погоду и при любых обстоятельствах. Пассажирские перевозки – важный атрибут жизни городского жителя, и очень важно своевременно доставить людей до того или иного района Ярославля.

Поэтому у нас в коллективе популярен активный отдых, позволяющий собраться всем вместе и отвлечься от повседневных забот. Работники предприятия постоянно участвуют в городских спортивных спартакиадах, а часть из них любит ходить в совместные походы по нашей области. Летом проводим игры в футбол, волейбол, хоккей, настольный теннис, а зимой - обязательно на лыжах.

- Ильхам Тофикович, насыщенная у вас корпоративная жизнь, со своими традициями и правилами…

- Нам же 120 лет (Улыбается) – есть чем гордиться. А еще нельзя не рассказать о нашем любимом ансамбле народной песни - «Калинушке», собранного из сотрудников предприятия, постоянного участника всех городских праздничных мероприятий.

Горожане и гости города – наши пассажиры, и мы стараемся сделать их поездки удобными, приятными и даже познавательными. Например, к Дню Победы рассказываем героях – ярославцах, их жизни и подвиге; к новогодним праздникам - украшаем улицы красочными и яркими гирляндами. К Дню города также выделяем средства.

- Ваши ближайшие планы?

- Планы реальные и простые - работать, развивая предприятие, и растить специалистов. По возможности, если будет достойное финансирование, обновлять парк трамваев и троллейбусов. Главное, пусть наши пассажиры будут нами довольны.

- Если сравнивать 120-летний путь становления и развития предприятия, насколько плодотворен для вас и значим для ярославцев?

- Модернизация сделала электротранспорт доступным и быстрым для перевозки пассажиров практически в любой место города. Радует, что он нужен жителям, несмотря на увеличивающееся количество автомобилей. Главное достижение за 120 лет, это сохранение предприятия и ГЭТ. В этом заслуга горожан и коллектива ЯрГЭТ. В год экологии мы разрабатываем программы развития ГЭТ, как экологически чистого вида транспорта. Но и мировая практика доказала эффективность ГЭТ. Все мировые автопроизводители увлеклись созданием электротранспорта. И мы пристально следим за всеми мировыми тенденциями.