Премия Рунета-2020
Ярославль
+26°
Boom metrics
Звезды20 декабря 2016 13:50

Танцующие в круге: в Ярославле презентовали книгу о площади Волкова

Представление издания прошло в Волковском театре
Маргарита ВАНЯШОВА
Фото: предоставлено Маргаритой Ваняшовой.

Фото: предоставлено Маргаритой Ваняшовой.

Путешествия по вертикали и горизонтали

Если для поэта земля начинается, как известно, от Кремля, то для автора книги «Танцующие в круге. Площадь Волкова в истории Ярославля» Андрея Григорьева земля начинается, не иначе, как с площади Волкова. Векторы путешествия, в которое увлекает вас автор, идут в направлении всех улиц, берущих начало или стекающихся к площади Волкова, уходят за пределы Ярославля и за грани времен, и прошлого, и будущего. Площадь Волкова соотнесена с пространством города во всем его объеме – и с храмами, и с вокзалом, и с Гостиным двором, и с памятником Ленину (и его историей) на Красной площади, редкими зданиями на других улицах и площадях. Она сопряжена с историями и судьбами людей, зданий в иных городах и странах, вписана в пространство истории и культуры огромного диапазона. Книга не столько об архитектуре (хотя мы узнаем биографии и судьбы архитекторов, творивших в Ярославле - Панькова, Поздеева, Окерблюма, Спирина. Капачинского, Козлова), сколько об истории и культуре нашей России, где Ярославль и площадь Волкова – только малая часть нашего духовного наследия. Книга выпущена тиражом 1000 экземпляров.

Эту книгу переживаешь, а не читаешь – по горизонтали, путешествуя по улицам и площадям, и по вертикали – вглубь времен и истории. Книга открывает читателю глаза на красоту древнего и нынешнего Ярославля. Дизайн, выполненный с чуткой любовью Михаилом Бороздинским, качество издания, мелованная бумага, цветовоспроизведение (печать, достойная любой заграницы),– все выполнено любовно, с поэтическим отношением к делу. Фотографии так умело подобраны, что видишь улицы и здания в полном их объеме, они раскрываются перед вами, промытые и умытые заботливыми и любящими стараниями. Словом, «все было встарь, все повторится снова, и сладок нам лишь узнаванья миг…» Историко-культурные ассоциации, образы, связи так тесно взаимопереплетены, что тебя не покидает чувство изумленного восхищения этим грандиозным, без всякого преувеличения, трудом. Григорьев кропотлив, даже преизбыточен в воспроизведении документов и архивных материалов.

Фото: предоставлено Маргаритой Ваняшовой.

Фото: предоставлено Маргаритой Ваняшовой.

Трамвай сквозь ворота Знаменской башни

Перед Андреем Григорьевым и ведущим этот праздничный вечер – главным редактором издательства «Академия развития» Михаилом Нянковским на столе, покоряя своим достоинством, стояли модели-копии проектов памятника Федору Волкову начала ХХ века. Казалось, оба прекрасных Волкова смущенно и болезненно опускали глаза или отводили взгляд сторону. Бумаготворчество казенных душ в связи с предполагаемой установкой памятника, судя по приведенным в книге документам, было поистине чудовищно. Кампания по сбору народных средств на памятник увенчалась сбором более 10 тысяч рублей (по тем временам огромные деньги). Средства исчезли, растворились, памятник открыли почти через 70 лет! И вовсе не тот, который мог бы стоять на площади Волкова.

Сколько «странных» идей приходило на ум реформаторам в разные времена. Освободить площадь перед театром - и для этого… снести Знаменскую башню. Или безумная идея: пустить трамвай сквозь ворота Знаменской башни. Или памятный ярославцам не столь давний спор о подземной стоянке на сотни автомобилей под площадью Волкова.

Почему Ярослав убил медведя

Жаль, что автор, в подражание многим своим предшественникам, все еще опирается на старую версию - «Сказания о построении града Ярославля» (конец XVIII века, епископ Самуил Миславский). Время Екатерины Великой – тот период, когда императрица повелела дать городам жалованные грамоты, создать гербы городов, сопроводив соответствующими легендами их возникновения. В «Сказании…» четко виден христианский вектор легенды в укор язычеству. Между тем, история распространения медвежьего тотема, культа в Европе и в России говорит о том, что право убийства священного зверя предоставлялось особо доверенному, знатному гостю. Члены рода не могли закласть тотемного зверя, но должны были вкусить его плоть и кровь. Князь был почетным участником пиршества, это было своеобразное языческое причастие. От Ярослава ждали реальной помощи в построении крепости и защите селений от набегов разбойников-ушкуйников.

Удивительно, при огромном консерватизме Ярославля и ярославцев то пристальное внимание, какое они уделяли театральному зданию. Ни один город не знает столько перестроек своего театра. Здание архитектора Панькова в начале XIX века, затем – Поздеева (80-е гг.), затем Спирина (1911).

Архитектурные театральные проекты в книге щедро представлены. Жаль, что ничего не сказано о прямом предшественнике Н. А. Спирина – итальянском архитекторе Жилярди и его ансамбле в Кузьминках, подсказавшем Спирину идею архитектурного театрального проекта, соединившего стили неоклассицизма, барокко, стиль Art Nuovo - и так украсившего главную площадь города.

Можно было бы сказать в книге и об образных смыслах расписного фриза Николая Верхотурова и Веры Сакен, которые зарифмованы с метопами (горельефами) скульптора Степана Пожильцова на боковых фасадах театра. Девиз проекта Спирина - «Танцующие в круге», и сюжет «Торжество Диониса, или Рождение театра» на фризе зрительного зала и «Рождение трагедии из духа музыки» на горельефах – все это эхо и мотивы Фридриха Ницше, мифопоэтических образов Аполлона и Диониса, которые он предложил как ключи к искусству рубежа веков. В советские времена Ницше был под запретом, о ницшеанских смыслах фриза и горельефов помыслить было невозможно

Горькие страницы истории

Есть в книге и горькие страницы нашей недавней истории. Это унизительная для культуры Ярославля продажа Дома Книги в канун 1000-летия города. Основатель града, князь Ярослав был прозван Мудрым за то, что насыщал книжной мудростью умы и сердца людей. Но власти меньше всего помышляли об этом духовном насыщении. Дом Книги был магазином-клубом, одним из признанных центров культуры Ярославля, прибыльном во всех отношениях, он давал в бюджет города миллионные доходы, был награжден платиновой медалью ВВЦ за достижения в духовном развитии читателей, «за благородство помыслов и дел». Два раза ярославцам удавалось отстоять любимый магазин. На третий раз плотина рухнула. Продали, вырубили, как чеховский вишневый сад.

Вот еще интересный факт, приведенный в книге. В 80-е годы в продолжение идей Спирина и его помощников – возникла идея устройства на Первомайском бульваре скульптурной галереи портретов великих деятелей театральной культуры России - Ярославля. Поставить бюсты Ивана Дмитревского, в числе первых ярославских актеров вызванного императрицей в Петербург, ставшего преемником Волкова, первым актером - действительным членом Российской Академии Наук, первым представившим Русский театр во Франции и Англии, ярославца Герасима Лебедева, основавшего индийский национальный театр по образцу театра Федора Волкова, митрополита Димитрия Ростовского, автора многих духовных драматических сочинений и покровителя театра, Михайлы Ломоносова, автора первых русских трагедий и друга Федора Волкова; Сумарокова, драматурга и первого директора театра при Федоре Волкове – и сцену из «Гамлета» им переведенного. И дать скульптурное изображение покровительницы театра и музы трагедии Мельпомены. Проект был утвержден горисполком в 1989 году. Автор книги с горькой иронией говорит: «если скоморохи и медведи в наше время вполне вписываются, то появление скульптурной композиции из «Гамлета», или бюста Сумарокова на нашем бульваре или еще где-либо , к великому сожалению, ныне вряд ли возможно…

Думаю, что и подлинным скоморохам вписаться в нынешнее время (как, впрочем, и в любое историческое время) тоже сложно. До сего времени никто не осмелился после Федора Волкова хотя бы частично воплотить идеи его маскарада «Торжествующая Минерва» 1763 года, который приветствовала императрица Екатерина Вторая.

В Ярославле есть еще много площадей, но главная - одна

Выступавшие – профессор ЯГПУ Евгений Ермолин, заместитель директора музея-заповедника Светлана Блажевская говорили о том, что мощный документальный срез ничуть не мешает проявлению авторской позиции. Один из выступавших предложил продолжить издания книг о площадях Ярославля. Ведь в Ярославле есть еще четыре площади.

В своем выступлении я отметила множество достоинств книги «Танцующие в круге». А в заключение сказала:

- Да, в Ярославле есть еще много площадей. Но мы с вами находимся в Первом Русском театре. В любом другом городе России, где бы Волковский театр ни гастролировал, или на фестивалях - волковцам дарят свои истории театра – Архангельск, Казань, Нижний Новгород, Оренбург, Челябинск. Да назовите театр, не имеющий своей истории! Увы, это наш, легендарный и славный, наш Первый Русский! Но История есть, в документах и материалах, написана к 250-летию театра, она удостоена Гранта Президента РФ и статуса «Национальное достояние». Но сумма гранта составила 50 тысяч рублей! Театр издал на эти деньги буклет в 48 страниц в 2000 году. Парадоксально, но папка с историей Первого Русского пылится на полках театрального музея… Памятник Волкову ждал 70 лет. Сколько лет ждать нам?

На презентацию книги Андрея Григорьева пришло много людей, так или иначе, причастных к появлению этой книги. Все они чувствовали себя тоже «танцующими в круге», объединенные общими устремлениями. Здесь были духовные лица - священнослужители, оскароносец Александр Петров архитекторы, художники, журналисты, издатели, книготорговцы, бизнесмены, меценаты, которые финансировали издание. Все они кровно заинтересованы в том, чтобы культура в России процветала, развивалась, набирала новую энергетику.