Премия Рунета-2020
Ярославль
-3°
Boom metrics
Общество17 октября 2016 13:56

Ярославские школы вошли в число лучших в стране

В ТОП-500 попали сразу шесть учебных заведений региона [фото]
Авторы (3):
Фото предоставлено школой 43.

Фото предоставлено школой 43.

К прошедшему Дню учителя, который отмечался 5 октября, Московский центр непрерывного математического образования при информационной поддержке портала «Социальный навигатор», информационного агентства «Россия сегодня» и «Учительской газеты» и содействии Министерства образования и науки РФ опубликовал ТОП-500 лучших школ России. В список учебных заведений вошли школы, показавшие самые высокие достижения в 2015-2016 учебном году. Тем самым они доказали, что предоставляют обучающимся возможность получить качественное образование и при этом помогают развить способности детей.

Главными критериями, по которым составители рейтинга оценивали учебные учреждения, в этом году стали результаты основного государственного экзамена в девятых классах, достижения воспитанников в олимпиадах. Также оценивалось итоги всероссийских проверочных работ.

- Оценивались не результаты всероссийских проверочных работ, а только сам факт участия школ в этой внешней оценке с главной целью - стимулирования школ, участвовать в таких мероприятиях, - пояснила министр образования Ольга Васильева.

Больше всего школ-победительниц оказалось в Москве и Санкт-Петербурге. Неплохие показатели у Липецкой, Нижегородской, Московской, Челябинской областей. Но в большинстве регионов цифры чаще всего колебались от нуля до пяти. Поэтому Ярославская область достойно выглядит на фоне всей России: у нас выбрано сразу шесть учебных заведений. Это школы №4, 33, 36, 42, 43 Ярославля и лицей №2 Рыбинска. Плюс к этому школа №33 и рыбинский лицей №2 попали в ТОП-200 учебных учреждений страны, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся. В этом конкурсе учитывались исключительно итоги олимпиад.

Однако, если анализировать результаты прошлых лет (а рейтинг составляется с 2013 года), то регион все-таки немного сдал свои позиции. Например, в 2014 году в Ярославской области было восемь участников ТОП-500, в 2013 и в 2015 годах – по семь.

Правда, следует оговориться, что за последние годы поменялись и критерии оценки. Так, до 2015 года составители рейтинга учитывали итоги ЕГЭ, а затем начали брать в расчет оценки за экзамены девятиклассников. Эксперты посчитали, что такой подход более объективный, так как и охват детей больше, и оценить можно уровень подготовки, который дает школа, не только для поступления в вузы, но и в учебные заведения среднего профессионального образования.

Тем не менее, стремиться еще есть к чему. Поэтому будем надеяться, что в следующем году список лучших школ из Ярославской области станет еще более внушительным.

ШКОЛА №33 Михаил Головлев: «Если увидите детей, которые в троллейбусе решают задачи, это, скорее всего, наши ученики!»

Выпускницы 33-ей школы 2016-го года Александра Сонина и Татьяна Мосеева (слева) завоевали серебряные медали на женской математической олимпиаде XIV в Китае. 2015 год.

Выпускницы 33-ей школы 2016-го года Александра Сонина и Татьяна Мосеева (слева) завоевали серебряные медали на женской математической олимпиаде XIV в Китае. 2015 год.

О том, что позволяет школе №33 добиваться блестящих результатов, мы поговорили с ее директором.

О школе №33 знает каждый ярославец. Это учебное заведение ведет свою историю с 1805 года. Среди его выпускников немало именитых ученых, спортсменов, общественных деятелей. И сейчас ученики школы часто становятся победителями конкурсов и олимпиад мирового уровня. Во всевозможных рейтингах школа всегда на почетных местах. Недавно это учебное заведение получило еще одну награду за успехи – ее включили в ТОП-500 лучших школ России.

О том, благодаря чему школе удается долгие годы удерживать статус лучшей, мы поговорили с ее директором - Михаилом Головлевым

- У вас на сайте справка об истории школы заканчивается 90-ми годами. Какие события, на ваш взгляд, можно будет вписать в современную историю учебного заведения?

- Трудно оценить ситуацию, находясь внутри нее. Наверное, в повествовании о сегодняшнее дне должны найти отражение реалии, в которых мы работаем: реформирование системы образования; достаточно длительный период времени, в течение которого ощущается нехватка молодых педагогических кадров; изменение взаимоотношений между школой, родителями и учениками вследствие того, что обучение в школе стало восприниматься обществом не как совместная работа школы и родителей в воспитании и образовании ребенка, а как услуга. Могу отметить, что в этих условиях мы стараемся очень осторожно привносить изменения в учебный процесс, делая ставку на сохранение и использование уже накопленного опыта, который помогал и до сих пор помогает достигать хороших результатов.

- В чем все-таки секрет того, что ваши ученики добиваются выдающихся успехов? Какая-то особая атмосфера? Ведь даже способного ребенка насильно не сделаешь победителем олимпиады.

- Даем учителям свободу действий в выборе используемых ими методик и подходов. В итоге оказываемое доверие оправдывает себя. Кроме того, нам удается в детском коллективе поддерживать понимание того, что хороший ученик – это успевающий ученик. Пока у детей есть такое отношение к учебе, будут и успехи. Плюс к этому мы предоставляем ребятам возможность проявить себя в самых различных интеллектуальных конкурсах. В результате у них появляется здоровая состязательность, азарт сделать все, чтобы показать лучший результат. Нам даже говорят, что если в троллейбусе видят детей, которые не играют в гаджеты, а решают какую-то задачу, то, уже знают, что это наши ученики.

- Вашу школу часто называют престижной. Как вы сами относитесь к этому определению?

- Некоторые думают: стоит отдать ребенка в нашу школу – и успех ему гарантирован. Но это заблуждение. Хороших результатов можно достигнуть только трудом. У наших учеников тоже бывают двойки за четверть. И связаны они, как правило, с тем, что ребенок ленился. К счастью, большинство после этого делают выводы и исправляются. Это тоже полезный опыт: ребенок должен понимать, что не всегда все получается сразу. При этом важно не опускать руки, а, засучив рукава, наверстать упущенное.

- Школу №33 мы всегда знали как учреждение с углубленным изучением математики. Но в новом законе об образовании такого понятия нет вообще. Как это отразилось на вас?

- К счастью, на уровне области статус школ с углубленным изучением предмета решено оставить. Правда, не известно, долго ли сможет еще сохраняться такое положение. Сейчас у нас уже нет возможности делить класс на группы для изучения математики, как это делалось раньше. Мы, как и другие школы, находимся в рамках предельных норм нагрузки на одного ученика. Требования по остальным предметам с нас тоже никто не снимал. Выходом пока становится то, что большую часть резервных часов отдаем под изучение именно математики, физики, химии, биологии. Правда, с введением обязательного второго иностранного языка в средних классах, возможно, придется еще сократить количество дополнительных часов на естественно-научные дисциплины. Конечно, жаль, что опыт, по преподаванию математики на углубленном уровне, накопленный у нас с 1971 года, может быть в итоге потерян.

- Насколько я знаю, у вас в школе есть огромные возможности для развития не только умственных способностей, но и других талантов?

- Еще в конце 90-х годов у нас был создан Центр дополнительного образования. В его рамках появился хор «Ярославские соловушки», открылся класс флейты, потом добавились спортивные направления: волейбол, баскетбол, настольный теннис, туристический клуб. В позапрошлом году наши ученики на первенстве России по рафтингу получили звания кандидатов в мастера спорта. Приятно, что, начиная заниматься спортом на базе нашей школы, ребята так увлекаются, что записываются в спортивные школы, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство.

- Какие цели на будущее ставите перед собой?

- Наверное, удержать не столько сами завоевания и достижения, сколько ту систему, которая позволяет добиваться всего этого. И, конечно, развивать материальную базу школы. Например, сейчас актуальными для нас вопросами является ремонт кровли, обновление внутренних интерьеров, благоустройство пришкольной территории. Хочется сделать учебное заведение максимально комфортным и современным.

ДОСЬЕ «КП»

Михаил Алексеевич Головлев

Директор школы Головлев Михаил Алексеевич.

Директор школы Головлев Михаил Алексеевич.

Фото: Екатерина ЛЕЩЕНКОВА

Родился в городе Первомайске Николаевской области на Украине. Отец был военным, поэтому семья постоянно переезжала. А в 1961 году обосновалась на постоянное жительство в Ярославле. Тогда Михаилу Головлеву было 10 лет. В Ярославле он закончил школу №43, а затем политехнический институт, защитил кандидатскую диссертацию. Занимался легкой атлетикой, входил в юниорскую сборную Советского Союза, выступал в сборной России. После вуза преподавал в «Институте повышения квалификации Нефтехим», параллельно проводил занятия в школе №33. Возглавил школу в 1993 году.

Образование

Образование

ШКОЛА№4 «Мы любим наших учеников и свою школу»

На днях мы узнали о том, какими школами может гордиться наша страна - был опубликован перечень лучших школ России. В список из 500 учебных заведений вошли шесть ярославских школ. Среди них - одна из старейших в области: общеобразовательная школа № 4 имени Н. А. Некрасова с углубленным изучением английского языка. 26 ноября в 14.00 в театре им. Волкова школа готовится отпраздновать свой 80-летний юбилей.

С довоенных лет до наших дней

История школы начинается в 1936 году. В 1940 - 1941 годах школа отпраздновала новоселье в новом здании на улице Волкова, расположенном в самом центре культурно-административной части города Ярославля, где и находится по сей день.

- На мемориальной доске «Они учились в нашей школе. Они погибли в боях за Родину в 1941-45 годах» - 27 имен, среди которых имя Лидии Цветковой, выпускницы 1941 года.

- В 1946 году в честь 125-летия со дня рождения поэта Николая Некрасова школе было присвоено его имя. Стоит отметить, что начиная с 1945 года в школе учатся только девочки, мальчишеские голоса здесь зазвучали в 1954-м.

- Основы углубленного изучения английского языка в школе были заложены в 1957 году коллективом учителей под руководством директора школы Анны Федоровны Жулиной.

С тех пор прошло много лет, школа совершенствовалась, устанавливала тесные контакты со странами изучаемого языка, здесь появились компьютеры, а затем и система электронных дневников. Ученики «разлетались» по миру, становились успешными людьми, школьники пополняли копилку наград на конкурсах и олимпиадах. Неизменными во все времена оставались ее традиции - высочайший профессионализм педагогов, атмосфера родного дома, уважение к детям и преемственность поколений.

- Многие ученики, закончив вуз, возвращаются в школу в качестве преподавателей, приводят учиться детей и внуков, поэтому наша школа - это одна большая семья. Мы гордимся своей школой, ее славной историей, стремимся сохранять традиции и быть лучшими во всем, - рассказала директор школы Наталья Высочанская.

Сегодня в стенах школы обучаются 960 человек, и каждый год эта цифра возрастает, поскольку каждый выпускник четвертой всегда отличается особым «знаком качества» полученных знаний. А это - пропуск в лучшие вузы страны и мира, и, как правило, успех в будущей профессии и в жизни.

- В нашей школе углубленно изучается английский язык, но и другим предметам уделяется не меньшее внимание. После окончания школы наши ребята поступают как на математический факультет, так и на экономический или выбирают для себя профессию врача и юриста - наша школа дает обширные глубокие знания по разным предметам. Для кого-то английский язык становится основой для будущей профессии, а другим выпускникам он становится хорошим подспорьем и шансом «вырасти» в своей профессиональной сфере, - отметила Ирина Фролова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

С 1945-го по 1954-й в школе учились только девочки. Фото: предоставлено школой.

С 1945-го по 1954-й в школе учились только девочки. Фото: предоставлено школой.

Растем и совершенствуемся вместе

Одна из главных составляющих успеха школы - это сильный педагогический коллектив. Многие из педагогов отмечены государственными и отраслевыми наградами: директор школы Наталья Петровна Высочанская награждена медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В школе работают: «Заслуженный учитель РФ», четыре Почетных работника общего образования, 20 учителей имеют грамоты Министерства образования и науки РФ и 19 имеют звание «Отличник народного просвещения». Глядя на своих учителей, ученики также стараются добиться успеха - каждый год они становятся победителями как муниципального, так и федерального этапа всероссийской олимпиады школьников. В прошлом учебном году четверо учащихся стали призерами межрегиональных и общефедеральных олимпиад, дающих право поступления в высшие учебные заведения без экзаменов, получив дипломы 1 и 2 степени таких вузов, как Высшая школа экономики, МФТИ и Академия ФСБ России. Ребята активно участвуют и в международных олимпиадах - BritishBulldogs, «Золотое руно», «Инфознайка». В ноябре 2014 года школа награждена медалью и стала лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее образовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов». Спортсмены школы из года в год становятся победителями спартакиады по военно-спортивному многоборью «Призывник России» и городского этапа « Президентских состязаний». Каждый год 2/3 учеников получают более 90 баллов на ЕГЭ по разным предметам. По результатам экзаменов прошлого года три выпускника школы получили 100 баллов по русскому языку и девять получили аттестаты с отличием, два награждены почетным знаком губернатора «За отличную учебу»- и это настоящий успех, как школы, так и самих учащихся.

Последний звонок в школе: расстаемся, чтобы снова встретиться. Фото: предоставлено школой.

Последний звонок в школе: расстаемся, чтобы снова встретиться. Фото: предоставлено школой.

Внимание к большим и малышам

- Навык к изучению нового и самосовершенствованию прививают в школе с 1 класса - самые маленькие учащиеся также активно участвуют в творческих и познавательных проектах, таких как «Азбука», «Цифры», «Профессии наших родителей». В первом классе психолог ведет занятия под названием «Тропинка к своему я», а во втором классе ребята изучают, как контролировать свои эмоции, как правильно реагировать на те или иные ситуации, как быть чутким по отношению к другим людям. И такой проектной деятельностью мы занимаемся до 4 класса, - рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Веселова.

Первый звонок - событие и радостное, и волнительное. Фото: предоставлено школой.

Первый звонок - событие и радостное, и волнительное. Фото: предоставлено школой.

Быть человеком и гражданином

Воспитание достойных граждан своей страны - всегда являлось для школы приоритетным направлением образовательной деятельности.

- Настоящей школой гражданственности и нравственности является коллективное творческое дело «Эстафета добрых дел», начатое в поддержку организации Друзья русских сирот» более 10 лет назад. Помощь воспитанникам детских домов, инвалидам, ветеранам педагогического труда, приютам для бездомных животных - вот далеко неполный перечень дел, в которых учатся добру учащиеся школы. Новым опытом волонтерской деятельности стало участие в социальных проектах в рамках благотворительного фонда образовательных инициатив «Образовательный проект», - отметила заместитель директора по воспитательной работе Ирина Добровольская.

- Стремления к активной гражданской позиции воспитывается у детей с начальной школы. Многое, конечно, у ребят формируется в семье, поэтому мы стараемся поддерживать родителей в этом направлении, не прерываем нить общения, вместе решаем проблемы и вместе придумываем новые проекты. Мы любим своих детей, мы любим свою школу, - сказала Наталья Высочанская.

В марте 2014 года флаг школы был водружен на Северном полюсе. Фото: предоставлено школой.

В марте 2014 года флаг школы был водружен на Северном полюсе. Фото: предоставлено школой.

Образование

Образование

ШКОЛА №43 Заслуженное признание

Директор ярославской школы № 43 Майя Валерьевна Борецкая включению своего учебного заведения в топ-500 искренне обрадовалась. Ведь 43-я школа, которой в этом году исполняется 80 лет, такое признание наверняка заслужила.

Директор школы №43 Майя Валерьевна Борецкая . Фото: предоставлено школой.

Директор школы №43 Майя Валерьевна Борецкая . Фото: предоставлено школой.

- Майя Валерьевна, признайтесь честно, обрадовались результатам рейтинга?

- Конечно, но как заслуженному успеху, а не как чуду. Я только что вернулась из Германии - в качестве директора представляла школу на конференции, посвященной учебным заведениям, в которых ведется углубленное преподавание немецкого языка (с выдачей соответствующего диплома). У нас были встречи с министром иностранных дел, с представителями посольства Саксонии, с депутатом Бундестага. И мне очень приятно отметить, что нашу школу хорошо знают и отмечают наряду с учебными заведениями Москвы и Санкт-Петербурга. Причем не только немецкая сторона, но и наши коллеги из Сибири и других регионов. И особенно приятно такое признание сейчас - ведь на днях мы отметим 80-летие школы!

- Что, на ваш взгляд, позволило школе покорить топ-500?

- Я уверена, что это результат двусторонней работы: педагогов, которые дают детям качественные знания, и самих учащихся, которых отличает активность и интерес к учебе.

Нашей школе в этом отношении есть чем гордиться. Мы - постоянные участники, победители и призеры многих олимпиад. Среди наших учеников 18 победителей и призеров регионального, шесть участников и один призер заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников. По итогам прошлого учебного года четверо выпускников поступили в МГИМО, причем один из ребят - Максим Телушкин - стал до этого победителем всероссийской гуманитарной телеолимпиады «Умницы и умники». Есть наши выпускники также в МФТИ, ВШЭ СПбГУ и других ведущих столичных вузах. Наша выпускница Настя Мохова успешно прошла программу «Мост в Германию» и уехала учиться в немецкий университет.

Учиться, не отрываясь от жизни

- Вы отметили интерес к учебе. Но многие педагоги говорят как раз о том, что современным детям мало что интересно. Как вам удается поддерживать этот интерес?

- Прежде всего, стараемся сделать процесс обучения живым, прикладным, чтобы полученные знания можно было применять на практике.

В части немецкого языка этому способствуют поездки наших школьников в Германию и немецких ребят к нам. Живое общение очень много дает. Тем более что желающих с нами общаться очень много, - наверное, потому, что мы хорошо всех принимаем. У нас установились тесные связи с учебными заведениями Касселя, Радена и Тройсдорфа. А сейчас мы рассматриваем возможность поездки восьмиклассников в город Ханау.

Но, вообще, было бы ошибкой думать, что наши дети не увлекаются ничем, кроме немецкого языка. У нас учатся очень разносторонние ребята. Есть свой чемпион мира по кудо - Александра Савичева, кандидат в мастера спорта по шахматам, чемпион Европы по решению шахматных композиций среди юношей до 14 лет, серебряный призер чемпионата Европы в командных соревнованиях по быстрым шахматам среди юношей до 14 лет, многократный победитель и призер этапов кубка России и первенств области - Артур Авалян.

Толерантность и уважение к традициям

- Что же объединяет столь разных ребят?

- Толерантность и уважение к традициям. Их в школе много. Начнем с того, что наша школа носит имя великого русского поэта Александра Пушкина. Конечно же, мы каждый год проводим множество «пушкинских» мероприятий. И ребята с удовольствием участвуют. Так, когда в школе проходит конкурс чтецов, учителям часто не удается даже пообедать - на всех переменах они слушают выступающих. Дети читают произведения самого Пушкина, стихи о Пушкине, причем даже довольно сложные для своего возраста.

Большой популярностью у ребят пользуются Пушкинские балы. К сожалению, поскольку у школы нет своего актового зала, нам порой трудно найти подходящее помещение.

Еще одной традиции - участию школы в дебатах - уже больше 20 лет. Это такая деловая игра, где представители разных учебных заведений (из разных городов и регионов страны) выступают в качестве докладчиков по общественно-значимым темам. Например, «за» и «против» введения школьной формы. И во многих дебатах наши команды выходили победителями. Сейчас этой работой - на чистом энтузиазме - занимается учитель истории.

Но мы готовим не только чистых гуманитариев. Сейчас во внеурочной работе начинаем использовать такое направление, как робототехника.

- А почему вы заговорили о толерантности?

- Так получилось, такой сложился микроклимат, что у нас очень понимающие дети. Не раз бывало, что к нам приходили «белые вороны» из других школ, которые в силу своих особенностей не могли ужиться с одноклассниками, меняли до нас по нескольку учебных заведений. И наши дети всех принимали в свой коллектив.

Школа гордится своими педагогами

- Раз уж мы заговорили об энтузиастах, их в вашей школе, насколько я знаю, предостаточно. Например, учитель физики Евгений Борисович Антонов, который руководит туристским клубом «Одиссей» и путешествует с ребятами, в том числе и по местам боевой славы Ярославской коммунистической дивизии...

- Наша школа по праву гордится своими педагогами. Например, Алевтиной Александровной Поляковой, учителем немецкого языка. В прошлом году она отметила свое 80-летие, но по-прежнему работает с детьми. Причем очень эффективно. Алевтина Александровна проводит внеклассные мероприятия по немецкому языку и практически ежегодно готовит призеров олимпиад муниципального уровня и малой областной олимпиады по немецкому языку. Да что там дети - даже электронный журнал ей покорился!

Много в школе и молодых учителей. Все работают замечательно. Молодые специалисты не побоялись, взяли классное руководство в пятых классах - и получилось просто здорово: просто чувствуется юношеский задор. И им с ребятами интересно, и ребятам с ними. Это очень важно как раз в тот момент, когда ребенок переходит из начальной школы в среднее звено.

Одна из интересных традиций школы №43 - проведение ежегодного Пушкинского бала. Фото: предоставлено школой.

Одна из интересных традиций школы №43 - проведение ежегодного Пушкинского бала. Фото: предоставлено школой.

Решить проблемы к юбилею

- Высокое качество работы коллектива определило то, что сейчас школа обеспечивает сразу четыре опорные площадки по таким направлениям, как профориентация, антикоррупционное воспитание, математическое образование для гуманитарных школ и здоровьесбережение.

Здоровьесбережением мы занимаемся не только у детей, но и у учителей. Педагоги ходят в бассейн, в каникулы проводим семинары по здоровому питанию с дегустацией блюд собственного изготовления.

- Несмотря на престиж школы, есть у вас и свои проблемы. Не раз уже приходилось слышать о том, что нет актового, спортивного зала, столовой. Занятия проходят в две смены... Есть ли выход?

- Мы надеемся, что рано или поздно получим федеральное финансирование на пристройку к школе. Проект подготовили еще 11 лет назад. Четыре года назад я вместе с должностью - как эстафетную палочку - приняла от Татьяны Сергеевны Жаровой проект пристройки и обошла огромное количество депутатов и чиновников всех уровней, доказывая необходимость строительства. Но пока все упирается в финансирование строительства. Мы, конечно, надеемся, что проект все-таки будет реализован! Спасибо Анатолию Ивановичу Лисицыну - благодаря его усилиям проект несколько сдвинулся с мертвой точки: по его инициативе депутаты Ярославской областной думы написали обращение в госдуму РФ о необходимости программной поддержки не только детских садиков, но и школ. Отдельная благодарность мэрии города Ярославля, которая помогла сделать проект пристройки. И сейчас, когда региональная и муниципальная власть меняет свой состав, надеюсь, что не придется снова доказывать новой власти, как актуально для нас строительство пристройки.

- От всей души желаем вам разрешить эту проблему - был бы отличный подарок и к юбилею школы, и к юбилею области!