Премия Рунета-2020
Ярославль
+16°
Boom metrics
Кострома 30 ноября 2015 14:39

Как Эльдар Рязанов сбрил усы грузчику из «Жестокого романса»

Костромичи вспомнили интересные эпизоды на съемках одного из лучших фильмов знаменитого режиссера
Эльдар Рязанов на съемках фильма "Жестокий романс". Фото: из архива Сергея Андреева.

Эльдар Рязанов на съемках фильма "Жестокий романс". Фото: из архива Сергея Андреева.

В понедельник ушел из жизни знаменитый режиссер Эльдар Рязанов. Для Костромы фильм Рязанова «Жестокий романс», снятый в 1983 году, стал своего рода визитной карточкой. Тут и Волга, и пьеса Островского, и колорит провинциального русского города. Многие костромичи снимались в массовках и лично встречались с Рязановым. Мы попросили их рассказать, каким им запомнился Эльдар Александрович.

«Так с тех пор и хожу без усов»

Коренной костромич Сергей Андреев:

- Я на съемках «Жестокого романса» провел три дня. Тогда приехало много знаменитых актеров, приехал Эльдар Рязанов.

Я играл грузчика в порту в массовке. Нам раздали одежду — рубахи, штаны, сапоги, фартуки. Рязанов посмотрел на нас и говорит: «Нет, так не пойдет, грузчики так не выглядят, слишком вы чистые. Оботрите одеждой колеса у машин на съемочной площадке, а потом будем снимать». Так мы и сделали. И тут же гримеры нам испачкали лица сажей, для достоверности. А на меня он в первый день посмотрел и говорит: «А что это тебе гримеры усы такие маленькие приклеили?» Я, растерявшись, потрогал усы - так это ж у меня свои! На следующий день я их сбрил, чтобы мне большие усы приклеили, а мне и вовсе их клеить не стали. Так с тех пор и хожу без усов. А еще у меня часы на руке были электронные. Рязанов сразу заметил и велел снять.

Грузчик с электронными часами. Фото: из архива Сергея Андреева.

Грузчик с электронными часами. Фото: из архива Сергея Андреева.

Потом у нас был эпизод — мы носили мешки «с зерном» на дебаркадер и назад. На самом деле мешки были набиты соломой и носили мы их поэтому довольно резво. И тут Рязанов нас несколько раз заставил эту сцену репетировать: «Слишком быстро несете! Мешки же тяжелые!»

Конечно, во время съемок Рязанов мог и отругать кого-то, но это было именно как часть творческого процесса. Прошло уже более 30 лет с тех съемок, а для меня они - одно из самых ярких впечатлений в моей жизни.

Портовые грузчики. Фото: из архива Сергея Андреева.

Портовые грузчики. Фото: из архива Сергея Андреева.

«Его все слушались»

Народный артист России Владислав Гостищев:

- Я снимался вместе с Никитой Михалковым в эпизоде, в котором Паратов въезжает на лошади на пристань. Это было совершенно случайно. Я проходил мимо, и выяснилось, что не пришел актер, который должен был играть полицейского. Рязанов мне объяснил мою задачу. Паратов въезжает на пристань на лошади, я бросаюсь к нему со словами «Господин хороший, сюда нельзя!» и после того, как он дает мне взятку, пропускаю его: «А теперь можно». Эпизод мы сняли с одного дубля, и Рязанов пригласил меня в тонваген (автомобиль для съемок кино со специальным оборудованием –прим.авт.), и мы отсмотрели снятый эпизод.

Рязанов показался мне удивительно мягким и добрым человеком. Общаться с ним было - одно удовольствие. Обычно режиссеры деспотичные и требовательные, а он со всеми очень мягко разговаривал - и его при этом все слушались, никто не вступал в спор. Его как человека было много. Глаза потрясающие - собеседник перед ним тает.

Эльдар Рязанов и Никита Михалков

Эльдар Рязанов и Никита Михалков

«Мы за автографом подойти стеснялись»

Вера Цыпляева, заведующая музеем театрального костюма:

- В съемках «Жестокого романса» участвовали не только артисты нашего театра, но и другие сотрудники. Я тогда была молодой совсем девчонкой, работала в костюмерном цехе - юбки гладила.

Нам было очень интересно смотреть на игру столичных актеров, но мы не решались даже за автографом подойти. Они были для нас какие-то небожители. И Рязанова я видела только издалека. Он всегда был спокоен, сосредоточен, улыбчив. Нам тогда казалось, что все как-то шутя и играючи делается. А нашей актрисе Ольге Красиковой, у которой была там настоящая роль - она играла сестру Ларисы и появлялась в самом начале фильма - мы завидовали, но так — легко, по девичьи. Мы тогда все актрисами мечтали стать.

Нас, театральных, на съемки брали охотнее, чем обычных горожан, потому что мы понимали процесс, не пялились в камеру, с нами было проще работать. И платили нам больше: горожанам по 3.50, а нам - по 10 рублей. Это были тогда огромные деньги. Мы за 10 дней заработали по сто рублей, а зарплата тогда была — 85, и на заработанные деньги, я помню, мы поехали отдыхать в Крым.

Эпизод на дебаркадере, не вошедший в фильм. Фото: из архива Сергея Андреева.

Эпизод на дебаркадере, не вошедший в фильм. Фото: из архива Сергея Андреева.

«Это человек, о котором будешь очень долго помнить»

Ирина Аркадьева, народная артистка России:

- Я присутствовала на съемках «Жестокого романса», потому что в фильме участвовала моя дочь Оля. И все что я могу сказать о Рязанове — это очаровательный человек! Это было такое обаяние, такая простота в общении… Это человек, о котором будешь очень долго помнить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рязанов наполнил особой теплотой все, что в XX веке заставляло трепетать русское сердце

Когда для серии «Великие советские фильмы» штаб «Комсомолки» собирал топ-сто главных картин национального проката, самым народным автором внезапно оказался не Гайдай (как по умолчанию предполагалось), а Рязанов. В первую сотню стопроцентной советской киноклассики без колебаний и разногласий попали сразу шесть его картин. Шесть квинтэссенций народного духа, обязательных фрагментов национальной матрицы (читайте далее).

В ТЕМУ

Все фильмы культового режиссера Эльдара Рязанова

Вспоминаем легендарные работы ушедшего из жизни кинематографиста, любимые миллионами россиян... Удивительное наследие Эльдара Рязанова будет жить вечно (подробности)