Премия Рунета-2020
Ярославль
+12°
Boom metrics
Туризм28 октября 2015 9:00

В Ярославской области есть чем порадовать туристов

О новой концепции маршрута «Золотое кольцо России», грядущем фестивале сувенира и современном формате путешественников нам рассказал заместитель председателя правительства Ярославской области Михаил Крупин
Анастасия СОКОЛОВА
Михаил Крупин.

Михаил Крупин.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

- Михаил Львович, какие, на ваш взгляд, самые заметные события в сфере туризма произошли в этом году в Ярославской области?

- Здесь стоит разделить два понятия. Есть событийные мероприятия, и есть организационные. В рамках событийного туризма у нас проходит множество уже ставших традиционными музыкальных и гастрономических фестивалей, различных шествий и карнавалов. В этом смысле каждому городу Ярославской области есть чем порадовать гостей. Например, одним из самых ярких событий этого года, на мой взгляд, стал фестиваль ямщицкой песни в Гаврилов-Яме. Мы понимаем, что этот город сегодня не является лидером туриндустрии региона. Но благодаря нестандартному подходу и тому, что в ходе фестиваля были предусмотрены мероприятия и для взрослых, и для детей, организаторы смогли привлечь пять тысяч человек к исполнению ямщицкой песни. Очень масштабно смотрелось, когда гости фестиваля хором спели ямщицкую песню. Это было так здорово и заразительно, что даже потом в совместном флеш-мобе двух проектов проектов «Страна ямщика» и «Грайворонские танки» (Белгород) на выставке «Visit Russia» зал, в котором было немало иностранцев, тоже подхватил эту ямщицкую песню.

Важным событием в этом году стало и то, что наше село Вятское первым вошло в Ассоциацию самых красивых деревень России. С ассоциацией правительством области было подписано соглашение о сотрудничестве.

Нельзя не вспомнить и Мышкин, который, как всегда, отличился своим ежегодным фестивалем мыши. При праздновании Дня города в Ярославле в этом году появилась изюминка - здесь на два дня прописался авиатурслет «Золотое кольцо». Сейчас уже можно говорить, что он прошел достойно, было до 50 летательных аппаратов легкомоторной авиации. И профсообщество приняло решение в следующем году также провести это событие в Ярославле.

Было организовано и немало мероприятий для представителей туриндустрии, на которых они могли поделиться опытом, наметить пути дальнейшего развития. Это и форум «Visit Russia», и первая межрегиональная конференция, посвященная подготовке к празднованию 50-летия Золотого кольца России и много других.

- Кстати, на форуме «Visit Russia» и других площадках в этом году активно обсуждалась новая концепция маршрута «Золотое кольцо России». В чем ее суть?

- Туристический маршрут «Золотое кольцо России» - это единый, целостный туристический объект. И именно так он должен восприниматься и туристами, и продавцами туристических услуг. Ведь если в советские годы маршрут был рассчитан на туристические группы, то теперь многие путешествуют самостоятельно. Поэтому важно закрепить в сознании людей, что маршрут нужно посмотреть полностью. Во-первых, это будет и им самим интересно. И, во-вторых, позволит привлечь больше туристов в каждый город Золотого кольца. Добиться этого можно за счет формирования единого для Золотого кольца календаря событий, который позволит мероприятиям не конкурировать между собой. Также предлагается сформировать в рамках единого маршрута множество различных туристических форматов - исторический, культурный, паломнический, патриотический, гастрономический туризм и другие. Сформировать пул отелей, которые будут принимать гостей и так далее.

- У нас активно в процесс развития туриндустрии привлекается молодежь. Были ли в этом году интересные предложения с их стороны?

- У нас проводятся два молодежных форума - «Ночи над Волгой» и «Город N-Перезагрузка». Суть проектов в том, что молодые ребята придумывают и делают предложения муниципальным образованиям, туроператорам, гостиничному бизнесу, рестораторам по развитию объектов туриндустрии районов Ярославской области. Я в этом году услышал от молодежи очень много умных, светлых мыслей. Например, мне понравилось предложение сделать точкой притяжения туристов в Данилове местный объект под названием «тюремный замок». Запомнилась идея сделать вишню брендом села Великого, понравился взгляд на продвижение окрестностей легендарной и загадочной Сити в Некоузском районе.

- Есть ли шанс, что все эти задумки будут реализованы?

- У нас все это делалось под эгидой агентства по делам молодежи и агентства по туризму Ярославской области, привлекались муниципальные власти, турагентства, музеи, общественность. Общение этих сторон продолжилось и после окончания форумов. Но хочу отметить, что эти форумы ценны не только формируемыми на них предложениями, но еще и продвижением региона. Ведь участники приезжают к нам из разных областей. И, соответственно, вернувшись домой, они расскажут о нашем чудесном крае свои друзьям и знакомым.

- Изменился ли в этом году поток гостей в Ярославскую область из-за границы. И как обстоят дела с внутренним туризмом?

- Количество гостей, приезжающих к нам из-за рубежа, существенно не изменилось. Изменился формат путешественников. Если раньше к нам больше приезжало организованных групп на теплоходах, то в этом году из-за низкого уровня воды в Волге, их поток уменьшился. Но зато увеличилось количество иностранцев, которые посещают наш регион индивидуально. Опустившийся курс рубля стал тем фактором, благодаря которому туристам из-за границы стало выгодно приезжать в Россию. Больше у нас появилось и туристов из Азии. В свою очередь для нас переформатирование туристического потока с коллективных туристов на индивидуальных даже более выгодно, так как последние оставляют больше денег в экономике региона. Например, если гости, которые приезжают на речных судах, там же питаются и спят, то индивидуальные туристы платят нашим организациям и за проживание, и за еду.

При этом у нас подросло количество российских туристов. Правда, изменились места гостеприимства: если еще недавно самыми популярными были отели уровня 4 звезды, то сейчас более востребованы хостелы, отели уровня 2 - 3 звезд. Дело в том, что люди чаще приезжают на машинах и сами выбирают жилье, могут остановиться не в Ярославле, а, например, в пансионатах за городом. В результате, кстати, ярославские отели существенно снизили цены на проживание - в среднем до 30%. Начал развиваться и детский туризм. Все больше детских групп приезжает к нам из различных уголков России.

- Считается, что поток денег от туризма станет ощутимым только тогда, когда гость задерживается хотя бы на три дня. Какова продолжительность отдыха туристов в Ярославской области?

- К нам больше всего туристов прибывает из Москвы и Московской области. Причем, превалирует туризм выходного дня, когда гости приезжают на 2 - 3 дня. Поэтому сейчас у нас стоит задача, чтобы загрузить неделю полностью. Надо добиться того, чтобы те, кто приезжает ненадолго, захотели потом вернуться и посмотреть побольше. Это задача всей отрасли, которая работает в сфере гостеприимства. Нужен комплекс мероприятий - и брендирование, и навигация, и распространение информации, и формирование новых туристических форматов, и система скидок и преференций.

- А как мы выглядим на фоне остальных российских территорий?

- Ярославская область - лидер после Москвы и Санкт-Петербурга по событийному и историческому туризму. Кроме того, по итогам прошлого года в топ-10 малых городов России по количеству туристов вошли сразу три города Ярославской области: Ростов Великий (533 тысячи человек), Углич (360 тысяч человек) Переславль (342 тысячи человек). Также на федеральном уровне отметили и отдачу от сумм, вложенных в празднование 1000-летия Ярославля. Вливания в это событие составили 13 млрд. рублей. После этого туристический поток у нас в области увеличился почти в полтора раза - примерно до 1,5 млрд. туристов. При этом, скажем, на празднование юбилея Великого Новгорода в 2009 году было потрачено около 3 млрд. рублей, Астрахани - 12 млрд. рублей, но поток туристов в этих городах вырос всего на 5 - 10%.

- Знаю, правительство области со своей стороны тоже продвигает регион на различных выездных мероприятиях…

- Мы вот только 16 октября закончили большую работу на Координационном совете по туризму при Министерстве культуры Российской Федерации в Санкт-Петербурге в рамках туристической выставки «Inwetex». Наш стенд пользовался большим вниманием, около него постоянно были посетители. Также в этом году мы приняли участие в двух ежегодных международных выставках в Москве и в международной туристической выставке в Китае. Сейчас готовимся представить себя на площадке фестиваля Русского географического общества. При этом мы сегодня постепенно переходим от формата выставок к более адресным мероприятиям. Например, две недели назад состоялось наше участие в расширенном заседании Московского координационного совета региональных землячеств в правительстве Москвы.

- Какие еще громкие туристические события ожидаются в Ярославской области до конца этого года?

- Мы сейчас готовимся к «НаШествию Дедов Морозов», которое назначено в Рыбинске на 19 декабря. Интересным событием обещают стать второй фестиваль «Дни Некрасова» в селе Вятское. И новое событие в нашем календаре, которое должно пройти в этом году на ярославской земле - конкурс «Туристский сувенир». Эта идея витала в воздухе. Много к этому посылов существует. В том числе активная поддержка губернатором и правительством Ярославской области наших исконных ремесел, народных художественных промыслов.

Сегодня сувенир - это один из инструментов продвижения территории. Но ни для кого не секрет, что приезжая в Лондон, Прагу, Москву, с большой доле вероятности мы купим магнитики, которые произведены в Китае. А мы на фестивале сувениров хотим представить изделия, которые делаются мастерами именно на своей земле. Начиная от гастрономических и заканчивая орудиями труда, например косой. Будут представлены также сувениры, изготовленные мастерами фабрики «Ростовская финифть» Для туристов это важно и востребовано. Ждем, что к нам приедут мастера из разных областей и представят свои работы.