Премия Рунета-2020
Ярославль
+15°
Boom metrics
Общество4 февраля 2013 12:35

Директор детдома Углича воспитывала детей…. в подвале!

За нетрадиционные методы воспитания и превышение должностных полномочий на Наталину Тихонцеву заведено сразу два уголовных дела
Источник:kp.ru
Когда актриса Ольга Будина появилась в детском доме директор не предполагала, что эта спонсорская помощь доставит ей столько проблем.

Когда актриса Ольга Будина появилась в детском доме директор не предполагала, что эта спонсорская помощь доставит ей столько проблем.

Фото: Елена ЗАЙЦЕВА

Детский дом в Угличе снова стал в центре внимания всей страны. За последнее время здесь бывает одна комиссия за другой. В декабре на одном из федеральных каналов актриса Ольга Будина еще раз подняла проблему содержания сирот в этом учреждении. Напомним, известная актриса, снимаясь в Угличе, побывала в этом детском доме. Ей захотелось помочь этим детям, и она со всей решительностью взялась за преобразования в нем – нашла огромные деньги для полного ремонта, дарила подарки на праздники. Но в какой-то момент между Будиной и директором детдома произошел конфликт, и актрисе просто запретили посещать детдом. Но Ольгу это не остановило, и вот уже год она борется за свое право помогать детям.

После передачи многие самые высокопоставленные лица в Ярославской области поторопились громогласно заявить – то, что показали наши коллеги с телеканала «Россия», - неправда. Но уже в начале января следователи СУСКР предъявили директору детдома Наталине Тихонцевой обвинения в «злоупотреблении должностными полномочиями» и «халатности». От работы Тихонцеву временно отстранили.

В детдоме все спокойно…

Поскольку страсти накалились, ярославский губернатор поручил создать рабочую группу для проверки содержания сирот во всех детдомах области:

- Когда посмотрел эту передачу, на следующий день хотел нескольких человек уволить из этого дома, - признался Сергей Ястребов. – Потом решил, что было бы правильно разобраться на месте и понять – что же на деле происходит в детских домах области. Я просто хочу знать правду.

В рабочую группу, которая будет проверять детские дома, вошли 15 человек, но возглавить ее доверили председателю комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам здравоохранения, демографической политики, охраны материнства и детства Светлане Лягушевой.

- Ситуацию, связанную с детьми, оставшимися без попечения родителей, Светлана Николаевна знает лучше всех, - пояснил выбор главы рабочей группы губернатор.

В первую же поездку в Углич члены комиссии, они же – депутаты Областной Думы - пригласили корреспондентов.

В детском доме нас встречают сдержанно. Самой Тихонцевой нет, как потом выяснилось, она «общается со следователями». Воспитатели и представители управления образования проводят экскурсию. Детей, к слову почти нет – треть от тех 17, которые тут числятся воспитанниками. Оглядев, как они одеты, в какие игрушки играют и, осведомившись о том, вкусно ли их кормят, комиссия отправляется в медпункт. Депутат облдумы Лариса Ушакова осталась недовольна установленными тут стеклопакетами.

- На стеклах наледь, – отметила она.

- Посмотрите, какие дети бледные, - обращаем внимание главврача ярославской больницы имени Соловьева Александра Дегтярева.

- Да им просто гулять побольше на свежем воздухе надо, - отвечает он.

И мы отправляемся на кухню. Членам комиссии выдают белые халаты, бахилы и колпаки, после чего они пробуют контрольные блюда.

- Все вкусно, по-домашнему, - говорят они в интервью. – Картошка жареная с луком, компот, тефтелька большая.

На первый взгляд обстановка в детском доме серьезных нареканий у комиссии не вызвала.

- Одеты дети нормально, в комнатах – порядок, а более подробные выводы мы озвучим после окончания проверки, - пообещала Светлана Лягушева.

А меня не оставляла мысль все это время – вот ходят взрослые умные дяденьки и тетеньки, всюду заглядывают, все пробуют, кивают головами. Неужели они не понимают, что о проверке знали заранее, и было бы странно, если бы к ней не были готовы в детдоме?

Прокуратура еще в 2006 году знала, что Тихонцева унижает детей

Пока комиссия проводит свою проверку, я разыскиваю тех, кто готов пролить свет на эту темную историю. И хотя меня здесь хорошо знают (не раз приходилось бывать в детдоме, вместе с Ольгой Будиной мы проводили вместе новогодний праздник для детишек в прошлом году), все равно опасаются. Воспитатели говорят чуть не шепотом, тут же уточняя – это не интервью.

На камеру свидетели – воспитатели и бывшие сотрудники детского дома - говорить боятся, ведь Углич – городок маленький, а им там еще жить. А вот документами, из которых явствует, как руководит Тихонцева детдомом, делятся охотно.

Из документа с шапкой «Прокуратура Российской Федерации», который датируется 2006 годом, ясно, что в этом надзорном органе отлично знали, что директор сажала воспитанников в подвал за то, что они выходили на улицу в домашних тапочках. В этом же документе этот факт признает и сама Тихонцева. Однако уголовного дела тогда, несмотря на эти факты, заведено не было, а вот факт, что ее действия противоречат интересам «воспитанников детского дома, причиняют вред их психическому здоровью и унижают их человеческое достоинство» признан был.

Как человек остался у руля этого детдома? Почему молчали педагоги, которые были свидетелями и ее финансовых махинаций, и издевательств над детьми?

Ответы на эти вопросы нам дали письма воспитателей в департамент образования Ярославской области и первые выводы следственного комитета. Отчаявшиеся найти правду воспитатели в своем письме рассказывают, что дети живут без мыла и зубной пасты, пишут, как директор детского дома одевала детей воспитанников в обноски своих детей, как «продавала» детдому свои старые холодильники. Однако в своем ответном письме за подписью теперь уже бывшей главы Татьяны Степановой департамент уведомил жалобщиков, что факты, изложенные в письме, не подтвердились. Комиссия департамента, которая приехала в детский дом, обнаружила, что туалетная бумага и моющие средства – все это у детей есть.

Ну вот, история повторяется и сейчас – к приезду комиссий всегда готовятся заранее…

Сотрудников управления образования не смутил и факт семейственности. Им кажется вполне нормальным, что дочь Тихонцевой - Татьяна - трудится в том же детском доме (а раньше и обе дочери там работали). Согласно документам, она работала на мамином предприятии в должности бухгалтера, потом была педагогом дополнительного образования, а после получения диплома специалиста по рекламе стала… заместителем директора по воспитательно-методической работе. Вторая дочь Тихонцевой - Олеся - тоже какое-то время работала в этом детском доме бухгалтером. Обе они с первого же дня работы получили весьма солидную надбавку – до 240%. Кстати, педагоги в этом же детском доме получают, согласно, документам премии куда скромнее – от 15 до 75%. Что называется – почувствуйте разницу! Кстати, то, что сама Тихонцева заняла руководящую должность в детском учреждении, не имея педагогического образования, видимо, тоже ускользнуло от внимания проверяющих… Или нет?

«А раньше у нас было свое кафе!»

- Проходите, проходите, - теснит молодого паренька к ограде человек в форме охранника. Парень не из самых боевых - на рожон не лезет. Но и не уходит.

- Почему не хотите пускать в детский дом? - пытаемся защитить его мы.

- Не было распоряжений, - сухо отвечает охранник и исчезать за дверью. Через пару мгновений на крыльце появляется дочь директора – Татьяна Тихонцева.

- Что, не понимаешь, почему тебя не пускают? Точно не понимаешь?- зло бросает она юноше и тут же снова захлопывает за собой дверь.

Бывший воспитанник этого детского дома Сергей Катков, зная, что в детском доме журналисты и комиссия, специально приехал из Москвы, чтобы быть услышанным. Однако его не пустили даже на порог. Он рассказал нам, что не всегда в этом детском доме было так грустно и голодно.

Из детдома он ушел в 2002 году – после окончания школы. Тогда детдомом руководила Татьяна Назарова. Он с удовольствием вспоминает, как, будучи воспитанником, шил костюмы и работал официантом в кафе, которое для воспитанников помог оборудовать один американец.

- Я там получил профессию официанта, так что проблем с трудоустройством не было, - с благодарностью рассказывает он. – Мы раз по 10 в год в Москву ездили, ремонт сами помогали в детдоме делать. Но, как только директором стала Тихонцева, кружков не стало, зато педагогам, которые дают ей откаты, она ежемесячно выписывает премии, а свою дочь устроила на работу сразу с надбавкой 150% за трудность работы – и это с первого же дня.

…Неделю назад в Угличском детдоме побывал главный следователь страны Александр Бастрыкин. Он пообещал сотрудникам держать расследование под личным контролем.

СКАЗАНО

«Ответственно заявляю: то, что вышло перед Новым годом и на федеральных телеканалах (об антисанитарии и т.д.) – это все ложь от первого до последнего слова. Это удар не только по Угличу, но и всей Ярославской области. Это еще и удар по нашим детям. Просто поражают такие поступки. Нужно дать адекватный ответ».

Алексей Ясинский, заместитель главы Угличского района – в интервью ЯРНОВОСТЯМ.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Прокуратура Ярославской области проверила информацию, которая прозвучала телепередаче «Прямой эфир» с Михаилом Зеленским. Выявлено, что в детском доме длительное время нет педагога-психолога, а с октября 2012 года сокращена должность медицинской сестры, в результате чего ненадлежащим образом организованы противопедикулезные мероприятия, что нарушает права воспитанников на охрану здоровья. Также выявлены единичные факты осуществления трудовой деятельности в учреждении лицами, не прошедшими периодические медицинские осмотры, гигиеническую подготовку и аттестацию. По итогам проверки прокуратурой области директору департамента образования Ярославской области внесено представление об устранении нарушений, которое находится в стадии рассмотрения.