Премия Рунета-2020
Ярославль
+15°
Boom metrics
Общество15 декабря 2011 13:18

Супруги-отшельники через суд добиваются, чтобы их дети не учились в школе

«Комсомолка» разбиралась в запутанной истории многодетного семейства из Ярославской области [фото + видео]

Отшельники? В Ярославской области? Быть не может! Узнав о таком чуде, мы так и присели. В семье Шайденко четверо детей и никто из них не ходит в школу. Живут натуральным хозяйством, без электричества, телевизора… Так и представляются заросшие дикари или сектанты… Тогда мы натянули резиновые сапоги и махнули – за несколько десятков километров от такого уютного и комфортного Ярославля – к отшельникам.

Трактористы-таксисты

… Добраться до места обитания странной семьи не так просто. Сначала по трассе Москва-Холмогоры, потом больше 30 километров по ямам в асфальте, потом несколько км по гравию, потом сельская грунтовая дорога (две колеи с грязью по колено)... Все. Дальше хода нет. Либо пешком, перепрыгивая с кочки на кочку, либо на тракторе. Второй вариант, конечно, заманчивей. Тем более, когда к чудо-семье стали проявлять интерес журналисты, местные жители мигом смекнули, что можно неплохо заработать.

- 500 рублей – и прокачу с ветерком! – тракторист-«бомбила» тут же предложил свои услуги.

Ощущения, для нас, городских дамочек, потрясающие. Восемь километров наше «такси» мотало из стороны в сторону, а пятой точкой мы прочувствовали все прелести родной природы.

Минут через тридцать вдалеке показались дома - деревенька, в которой живет многодетная семья. Разминая затекшие ноги, мы кое-как вылезли из трактора. Деревня с благозвучным названием Ладейка – это несколько почерневших от времени бревенчатых изб по обе стороны проходившей некогда через деревню большой дороги. Рядом с домами - река Ухра. С другой стороны от домов небольшое поле, сразу же за которым стоит дремучий лес. Пока мы осматривали окрестности, к нам подошел глава семьи (а по совместительству и всей деревеньки) Михаил. Высокий, худощавый, еще молодой мужчина с карими глазами, длинными черными волосами, забранными в хвост, и черной аккуратной бородой. С лица не сходит улыбка. Внешне типичный священник. Только вместо рясы - куртка цвета хаки, спортивные брюки и высокие резиновые сапоги.

- Проходите в дом, замерзли же, наверное, - приглашает он и по пути рассказывает: - Вон туда посмотрите, летом на берегу речки у нас лебеди живут лебеди, а недалеко от деревни журавли селятся.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Дом, в котором живет многодетная семья, сохранился в деревеньке лучше всех.

СМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ >>> Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Просто сказка, почти оторванная от реальности. В поле одиноко высится столб электролинии, напоминая, что когда-то здесь была цивилизация. Но на столбе скручен силовой кабель, а трансформаторную будку давно разобрали, поэтому электричества в деревне нет.

Мальчики с косичками

У дома нас уже встречает супруга Михаила Юлия. Тоже худая, высокая, с такими же черными волосами, забранными, как и у мужа, в хвост и такой же не сходящей с лица улыбкой.

На крылечке около дома что-то пилит один из сыновей – 13-летний Борис. Несмотря на холод - в одной толстовке. У мальчугана русая косичка ниже плеч. Откинув челку, он осмотрел непрошеных гостей строгим и очень взрослым взглядом. И снова принялся усердно заколачивать гвозди в крыльцо.

Заходим в дом. На входной двери - табличка с важными телефонами: службы спасения, полиции, скорой помощи. Ага, значит, как минимум, телефон в семье есть.

В доме очень тепло. В одной из двух комнат пыхтит русская печка, которая занимает почти половину помещения, здесь же умывальник. Под лавочкой в несколько рядов лежат кабачки и тыква. Из коробки в углу комнаты слышен писк цыплят…

Но мясо в этом доме никто не ест. Как сказали Юлия и Михаил, к этому они пришли сами, чтобы быть в гармонии со своим телом. Цыплят выращивают на продажу, а на вырученные деньги покупают часть продуктов, например, крупы. Все остальное выращивают сами.

Во второй комнате семья спит. Здесь стоит двухэтажная детская кровать для самых маленьких и что-то наподобие настила, где легко могут лечь еще пара человек. На стене висит полка с книгами, среди которых пособие по йоге, английскому и русскому языку, учебник по элементарной алгебре. По словам супругов, английский дети учат, чтобы сравнивать его с русским языком. В этой же комнате стоит фортепиано, за которое, как только мы пришли, сел Борис. Одной рукой он наигрывает незамысловатую мелодию.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Старшая из детей шестнадцатилетняя Василиса режет домашний козий сыр.

СМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ >>> Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Тут же к нему подходит мать и поправляет руки на клавишах. Потом подзывает других детей и под аккомпанемент матери те начинают петь. Просто семейная идиллия. До того правильная, что становится не по себе… Будто специально для нас показывают кадры из семейных фильмов.

Приглядываюсь к остальным детям большого семейства. Вот Василиса. Ей 16. Девушке в таком возрасте крутить бы романы, обсуждать парней с подружками да носить брючки в облипочку. Ну как обычные городские девчонки. Но Василиса в потертой мешковатой рубашке и джинсах сидит дома, с мамой. Режет козий сыр.

Рядом с окном - десятилетний Владимир, тоже в спортивной одежде и с длинными волосами косичкой. Как и у родителей, у него карие глаза. Вокруг мамы вьется самый младший ребенок - семилетний Тимофей. Да-да, тоже с косой и любопытными карими глазками.

Ребята не дикари. У Бориса есть друг, паренек из-под Ярославля приезжает летом погостить. Тракторист, подвезший нас до деревни, привез в гости свою 7-летнюю дочурку. То есть у детей иногда есть возможность поиграть с другими ребятами. Но о друзьях дети Шайденко говорят неохотно.

- Зачем нам это? У нас же есть семья, - вяло отмахиваются от нас ребятишки. Устали от расспросов журналистов.

Вот так, в собственном мире со свечами, книгами, пианино и огородом и живет семья Шайденко, накликав своим отшельничеством на себя гнев чиновников.

Встречали чиновников у куста

Конфликт между многодетной семьей и местной администрацией началась еще в 2007 году. Тогда глава сельской администрации всерьез встревожилась, увидев, что у нее на территории поселилась большая семья, где четверо детей, которые не ходят в школу. Плюс ко всему семья жила на территории без регистрации. Вполне естественно, что глава обратилась в вышестоящие органы.

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Семейное фото: (слева направо) Василиса, Михаил, Тимофей, Борис, Владимир, Юлия.

СМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ >>> Фото: Елена ВАХРУШЕВА

- Приехали они в район в 2007 году, отец семейства зарегистрировался в 2008-м, а мать с детьми только в 2009-м. Мы прекрасно знали, что дети не ходят в школу, однако, когда приезжали с комиссией по делам несовершеннолетних, нас даже к дому не подпускали, - возмущается главный специалист отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Даниловского района Ирина Близнякова.- Говорили у куста остановиться. Вот так и общались первое время «у куста». Мы и не хотели в суд обращаться, но они не оставили нам другого выхода. По решению суда родители не должны препятствовать осмотру жилых помещений. Они поняли это буквально. И каждый раз, когда мы просили отодвинуть в сторону какую-нибудь занавеску, они нам говорили: «Мы вам препятствовать не будем, хоть нам это и не нравится».

У главы семейства Шайденко на этот счет другое мнение и он искренне не понимает, почему для местной власти единственным выходом стало исковое заявление.

- Так долго не регистрировались, потому, что оформление домов затянулось, ведь у этих домов в деревне был собственник, и мало их купить - нужно в них еще прописаться, - пожимает плечами Михаил. – Как только все документы оформили, сразу же зарегистрировались по месту жительства.

Этим конфликт не исчерпался. Летом супругам Шайденко пришло исковое заявление о лишении родительских прав! В вину вменялось то, что их дети не ходят в школу, плюс ко всему - неоформленные на детей пособия и полное отсутствие медицинской помощи.

Юридически подкованное семейство

Пережив первый шок, супруги сели читать закон об образовании и конституцию. И в этом деле значительно преуспели.

- Государство предоставляет мне услуги и возможности. Но где написано, что я обязан ими пользоваться? – нашел дыру в законе Михаил. - В конституции вообще мы насчитали только четыре обязанности: соблюдать конституцию, платить налоги, охранять памятники культуры и охранять окружающую среду.

- Вот последним мы и занимаемся, - поддерживает супруга Юлия.

- Ребенок имеет право на образование, но где написано, что он обязан его получать? Воспитание детей - право и обязанность родителей. Мы свою обязанность выполняем, воспитываем и обучаем, - продолжает экскурс в нюансы российского законодательства Михаил. - В законе об образовании написано, что есть обучающиеся воспитанники и дети. Воспитанники это те, родители которых заключили контракт с аккредитованным образовательным учреждением, поэтому они обязаны выполнять требования этого учреждения. Мы такой контракт не заключали. К тому же в самом законе четко прописано, что допускается форма домашнего обучения.

Местный отдел по защите прав несовершеннолетних не против домашнего обучения, но с одним «но»: должна быть промежуточная аттестация, которая будет проходить по федеральным стандартам образования. Однако и на этот счет у семьи Шайденко есть свое мнение.

- В законе не прописано, когда именно должна быть промежуточная аттестация, она вообще может быть и на стадии сдачи ЕГЭ. Лично для меня федеральные стандарты обязательны, но только тогда, когда я обращусь в образовательное учреждение, чтобы получить аттестат для ребенка. И тогда ребенок будет сдавать положенные экзамены, а не какую-нибудь римскую риторику или японский народный танец, - парирует все претензии Михаил Шайденко. - Но суть в том, что я и не обязан обращаться в школу за получением аттестата. Это нигде не прописано.

Вечерние разговоры об аттестате

Редкий случай! Родители отрицают не только школьное образование, но и вообще нужность аттестата.

- Поймите, это же не нормально, что дети нигде не учатся, не получают медицинской помощи, - возмущается сложившейся ситуацией в своем районе заведующая отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав Даниловского муниципального района Антонина Корнеева. - Мы приезжали к ним с учителями и педиатрами, просто чтобы выяснить уровень образования детей и сделать хоть какой-то медицинский осмотр. А мать подбегает к семилетнему ребенку и спрашивает, хочет ли он, чтобы его чужая тетя смотрела. Конечно же, ребенок идет у нее на поводу и говорит, что не хочет. Такая же история и с педагогами. Хотели, чтобы дети нам просто прочитали, так опять мать подбегает и спрашивает, хочет ли ребенок читать тете, и снова ребенок говорит: «Нет». Подходишь к семилетнему мальчику и спрашиваешь его: «Во что ты больше всего любишь играть?» А он в ответ: «А что такое играть? Моя задача - пасти коз и пахать землю»…

Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Вторая комната в доме. Здесь семья и спит, и занимается музыкой, и читает.

СМОТРЕТЬ ФОТОГАЛЕРЕЮ >>> Фото: Елена ВАХРУШЕВА

Из всех детей только старшая Василиса училась в школе два класса, после чего ее забрали из школы на домашнее обучение. Впрочем, училась она в школе-саде Вальдорфской системы образования (Вальдорфская система образования направлена на развитие у детей образного мышления, которая идет от постоянного общения с природой, так в этой школе обязательны сельскохозяйственные практики. - Прим.ред). По словам Михаила, если изначально их в школе все устраивало, то потом в образовательной программе школы-сада стали происходить изменения, с которыми они были не согласны.

Впрочем, супруги, основываясь на собственном опыте, считают, что аттестат о том или ином образовании особо и не нужен. Юлия с 1992 года трудится, как она сама сказала, мамой. Михаил, не имея высшего образования, пять лет отработал в Москве в крупной компании системным аналитиком.

- Мы учим детей в первую очередь логике, чтобы они научились мыслить, а не просто заучивать, - объясняет свою жизненную позицию Михаил. - Наша цель - развиваться самим.

Да и вообще, по мнению родителей, детям самим надо решать, что они хотят в будущем и нужен ли им будет аттестат. Об этом в семье все вечерние разговоры.

Бабушка пришла в ужас, увидев, как живут внуки

В комнате все еще звучит пианино. Под мелодичные звуки Михаил показывает мне исковое заявление о лишении родительских прав. Заявление на трех листах, на середине второго, где перечислены все дети, понимаю, что чем дальше, тем меньше я понимаю. У всех детей разные фамилии и отчества, голова начинает идти кругом, Старшие Василиса и Борис Новиковы, третий Владимир уже Даниловский, а самый младший Тимофей носит фамилию Шайденко. Пойди тут разберись, кто кому кем приходится. Немного замявшись, Михаил объяснил, что первые три ребенка в семье от первого брака Юлии.

- Мы с Юлией в гражданском браке, поэтому у нее девичья фамилия Даниловская. Первые трое детей от первого брака Юлии, поэтому у Василисы и Бориса фамилия родного отца Дмитрия Новикова, а Владимир родился уже после развода, поэтому ему дали девичью фамилию матери, - объясняет сложные родственные связи в семье Михаил Шайденко. - А Тимофей - наш общий ребенок, поэтому у него моя фамилия. У Юлии еще есть ребенок от первого брака - самый старший сын Василий (ему 19 лет). Он не захотел уезжать из города. Сейчас учится в университете и живет с отцом.

Настоящий отец детей не видел своих отпрысков уже много лет. Появлялся только в суде.

- На суды приезжали настоящий отец старших детей и мать Даниловской. Сказали, что супруги категорически запретили им общаться с детьми, - рассказала заведующая отделом по делам несовершеннолетних и защите их прав Даниловского муниципального района Антонина Корнеева.

В Даниловском районном суде запрет на общение с детьми других родственников также подтверждают.

- Мать Юлии Даниловской - педагог и всю жизнь проработала в школе. Она только один раз приезжала в эту деревню и пришла в ужас от условий, в которых живут ее внуки, - рассказала председатель Даниловского суда Ольга Борбат. - После чего ей сказали больше не приезжать и не травмировать детей.

Упорные супруги

Суд, прошедший в ноябре, родительских прав супругов все же не лишил. Даниловский районный суд обязал семью заключить договор с аккредитованным образовательным учреждением. Многодетные родители с таким исходом дела не согласны и подали кассационную жалобу в областной суд.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Ольга ПРОХОРОВА

- Я очень внимательно изучала фотографии из дома семьи. Почему-то первое чувство – жалость. Сжимается сердце, когда смотришь на этих бледных мальчишек с косичками. Светящиеся улыбки родителей и хмурые лица детей. Ну не верю я в то, что ребята могут быть счастливы без проделок с друзьями, без визга в школьных коридорах… Мне кажется, это их отшельническое счастье им придумали родители. Совершенно не подумав, что ждет детей в будущем. Случись так, что семилетний Тимоша вырастет и захочет уехать в город – как он будет пользоваться электронным проездным? Как оплатит коммуналку через терминал? Многие современные технологии, проникающие в жизнь, и городским-то жителям нелегко даются. А как Василиса пойдет в клуб на вечеринку? Как эта взрослая и хорошенькая девица найдет мужа – среди лесов и полей? Как в сказке, по стреле Ивана-царевича? Такая жизнь – это, конечно, право и выбор семьи. Но как много теряют они, не видя весь большой, интересный и удивительный мир.

МНЕНИЯ

Настоятель храма Богоявления в Ярославле Александр САТОМСКИЙ:

- Отказываясь давать ребенку образование, родители лишают его будущего в соответствующем мире. Как родители, они имеют на это право. Но они должны четко понимать, какую ответственность на себя берут. Какой выбор сделают, на то детей и обрекут.

Преподаватель частной школы Елена КОНДРАШОВА:

- Если рассуждать по-человечески, то будем честными - без школы ребенок не пропадет! А то и на пользу будет. Если есть деньги, можно нанять учителей на дом. И они будут действительно его учить, а не тупо натаскивать на сдачу ЕГЭ, как это сейчас происходит в средних школах. После такого домашнего образования у человека и кругозор шире, и творческие способности более раскрыты. У этой семьи, я считаю, большие шансы доказать свою правоту.

ОФИЦИАЛЬНО

Любовь МАКСИМОВА, начальник отдела надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора:

Разрешает ли закон обучать ребенка дома?

- Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Общеобразовательное учреждение и родители (законные представители) ребенка заключают договор, который регулирует права и обязанности обеих сторон, обеспечивающих освоение ребенком образовательных программ.

На разных ступенях образования школа должна проводить промежуточную аттестацию обучающегося, по итогам которой он получает право на прохождение государственной (итоговой) аттестации и получение документа государственного образца об образовании.

То есть в любом случае Шайденко обязаны обратиться к директору ближайшей школы, заключить договор о том, что дети будут проходить школьную программу в семье или экстерном, и определиться, когда ребята будут сдавать итоговую аттестацию по предметам.