Премия Рунета-2020
Ярославль
+2°
Boom metrics
Происшествия10 июня 2016 6:00

Плакала Дума, как лес вырубали

Ярославские депутаты разбирались, кто уничтожает гектары ценных пород деревьев [фото]
Вырубки в Некоузском районе.

Вырубки в Некоузском районе.

Фото: Ольга ПРОХОРОВА

- Если мы не исправим ситуацию, полетят наши головы! – замначальника отдела лесной охраны департамента лесного хозяйства Владимир Кузин тряс отчетом о состоянии лесов на выездном совещании комитета облдумы в Некоузе. Он очень волновался.

Собравшиеся – председатель облдумы Михаил Боровицкий, депутат Алексей Окладников, судебные приставы, прокурор и представитель полиции вздыхали, хмурили брови и соглашались – головы полетят, да.

Но пока в лесах Некоузского района летят только щепки. Здесь прогрызают полосы «черные» лесорубы.

Вырубки в Некоузском районе.

Вырубки в Некоузском районе.

Фото: Ольга ПРОХОРОВА

Ау, лесник

В лесу над пнями летают злющие комары. Хотя это и не самая чаща. Всего-то в километре от дороги лесорубы повалили деревья. «Хищнически», как говорили потом на заседании. И впрямь жутковато – поломанные молодые деревья, выдранные с корнем. «Черные» лесорубы берут только то, что им надо – сосну, ель. Это самое ценное. Валят и волоком утаскивают в поле. А на месте вырубки остается плешь с пеньками. И, конечно, ничего за собой не убирают. Ненужные деревья, попавшие под пилу, остаются гнить.

- Обнаглели! Явно работали профессионалы, - говорит лесничий Олег Кузнецов. – Даже те деревья, что не утащили, распилили и сложили.

- А вы-то куда смотрите? Ведь под носом буквально пилят. И не по деревцу - два, а штабелями! Неужто не слышно звука пилы?

Вырубки в Некоузском районе.

Вырубки в Некоузском районе.

Фото: Ольга ПРОХОРОВА

- Да ведь как услышишь, - разводит руками лесничий. – Я тут один на 60 километров.

- Почему вы один, где ваши коллеги?

- Да кто из молодых пойдет лесником работать? Зарплата мизерная, в лес не заманишь.

Но народ-то за лес переживает, часто звонят в полицию, когда слышат звук бензопил. Правда, когда правоохранители приезжают на место вырубки, бывает, что там уже… никого нет. Чисто «выбритый» лес. Говорят, что лесорубов попросту предупреждают сами лесники, имеющие с этого прибыльного бизнеса свою долю.

Можно сопротивляться. Но за это придется заплатить дорого.

В конце марта к директору лесхоза в Некоузском районе Владимиру Речуну на работу зашли двое. Говорили о вырубках.

- Хочешь с нами силами померяться? Почему лезешь и мешаешь нашему бизнесу? – наседали на директора мужики.

- Это не бизнес, а воровство! – отрезал Речун.

Через месяц ему спалили машину и катер.

Вырубки в Некоузском районе.

Вырубки в Некоузском районе.

Фото: Ольга ПРОХОРОВА

Хищники в законе

Ярославская область лысеет в каких-то невероятных масштабах. На вырубки жалуются везде. Не так давно мы писали о наглой рубке в Угличском районе. Тут же откликнулись люди: рубят в Большесельском, Пошехонском, Рыбинском районах (см. таблицу). Почему же никто не может остановить «хищников»? Вся закавыка в законе.

В свое время леса передавали колхозам – чтобы обеспечивать нужды сельского хозяйства. Нужды-то тогда были невелики. Но наступили 90-е, изменилось Лесное законодательство, колхозы реорганизовывались в предприятия, кто похитрее, успевал оформить участки на себя – с пометкой «земли сельхозназначения». По уму-то, это те земли, которые собственник должен обрабатывать, беречь и заботиться. На деле вышло так, что кооперативы решили – наша земля, что хотим, то и делаем. А делать хотелось большие деньги. Поэтому и начали вывозить лес. Чтобы совсем уж не наглеть, отдают участки в аренду. Субподрядчики пилят деревья и с кооперативами – пилят прибыль от продажи.

Доказать что-либо сложно. Откуда и кем срублены деревья, сваленные под кусточком? Так-то, конечно, среди деревень все знают – на бревнах есть даже маленькие пометочки-буковки. Это значит, что рубили под конкретный заказ. Но официально – никто ничего не видит. Кому ж хочется тушить свою машину?

Так и лежат эти бревна. Трогать их никто не имеет права, пока идет уголовное дело за незаконную вырубку. Арест наложен, дело расследуется, дерево гниет. Ведь задача приставов – не допустить перемещения имущества. Не допустить гниения задачи не стоит.

Вырубки в Некоузском районе.

Вырубки в Некоузском районе.

Фото: Ольга ПРОХОРОВА

Лесная братва

- Неделю назад ехал в Углич – насчитал семь машин, везущих лес, - рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров. Он проблему вырубки вывел за границы региона. По его мнению, выгрызают ярославские леса не местные браконьеры, а заезжие.

- Несколько лет назад в область начал заходить московский и прибалтийский криминал, а также ивановский, - говорит Бакиров. – У нас ведь только семь предпринимателей-лесозаготовителей из Ярославля. И я боюсь, что при следующем аукционе не останется ни одного! Не выиграют контракты.

- И чего ждем? Когда еще кому-нибудь машину сожгут? – председатель облдумы колотил кулаком по столу. Прокуратура и полиция выглядели бледно, говорили о том, что заводятся дела, конечно.

- Ну ладно. Мы, допустим, не можем остановить саму рубку, но мы же можем сделать так, чтобы этот бизнес не приносил прибыли, - предложил депутат Алексей Окладников. – Остановите машину, вывозящую бревна, – ведь у них явно не будет разрешительных документов. Сделать им надо такой штраф, чтобы было вообще невыгодно рубить.

Пока предлагают пойти тремя путями. Первый - инвентаризация сельхозкооперативов. Выяснится, что на участках земли не используются по сельхозназначению, а просто идет рубка, – инициировать ликвидацию кооператива. Второй – контролировать оборот уже срубленного леса. Этот пункт пока расплывчатый. Видимо, полиции придется у каждого леса ставить по гаишнику и проверять документы у фур… Третий пункт, наверное, самый адекватный – возвращать лес в госсобственность. Лишь бы осталось, что возвращать.

Вырубки в Некоузском районе.

Вырубки в Некоузском районе.

Фото: Ольга ПРОХОРОВА

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

14 миллиардов рублей – ежегодные потери от незаконной вырубки леса в России

За три года в Ярославской области незаконно вырубили более 1 миллиона кубометров леса

Угличский район – 760700 куб.м

Гаврилов-Ямский район -117300 куб.м

Пошехонский район – 77700 куб.м

Даниловский район – 75300 куб.м

Ростовский район – 31600 куб.м

Некоузский район – 15400 куб.м

Первомайский район – 6800 куб.м

Некрасовский район – 6500 куб.м

Рыбинский район – 4800 куб.м

Борисоглебский район – 3300 куб.м

Большесельский район – 3000 куб.м

Тутаевский район – 500 куб.м

Переславский район – 400 куб.м

По данным Ярославской областной думы.