Премия Рунета-2020
Ярославль
+1°
Boom metrics

Никита Кричевский: Забудьте о долларах! Если уж покупать валюту, то евро!

Подводим экономические итоги года с профессором, доктором экономических наук Никитой Кричевским и обсуждаем события, которые больше всего повлияли на нашу жизнь
Обсуждаем с профессором, доктором экономических наук Никитой Кричевским экономические события, которые больше всего повлияли на нашу жизнь

Обсуждаем с профессором, доктором экономических наук Никитой Кричевским экономические события, которые больше всего повлияли на нашу жизнь

Вы можете слушать последние выпуски с Никитой Кричевским на нашем сайте в архиве подкаста "Неделя в цифрах"!

В. Алфимов:

- Мы подводим итоги года. Валентин Алфимов, Никита Кричевский.

Н. Кричевский:

- С наступающим на нас Новым годом!

В. Алфимов:

- Говорим про цифры этого года.

Н. Кричевский:

- Давайте по порядку. У нас итоговая программа.

В. Алфимов:

- Главное экономическое событие этого года?

Н. Кричевский:

- Социально-экономическое событие этого года – это повышение пенсионного возраста. «Левада-центр» проводил опрос по поводу ностальгии по Советскому Союзу. Резко выросло количество тех, кто тоскует по советским временам. Я подивился объяснению директора ВЦИОМ Валерия Федорова, который сказал о том, что главная причина резкого роста таких ностальгических настроений – это повышение пенсионного возраста. Это главное и негативное социально-экономическое событие уходящего года, которое не имеет ничего общего с тем, что нам объясняли, ради чего это делается. И все это понимают. Это катастрофический удар по менталитету нации. Это объявление войны власти менталитету. А менталитет – это страна, это люди. И мы исходим из двух постулатов. Первый постулат – советские времена, где пенсионный возраст низкий, он преподносился как одно из достижений социалистической системы хозяйствования, в противовес капиталистической. У нас забота о человеке в первую очередь, а на Западе, в проклятом капитализме, все соки выжимают, а потом выбрасывают на кладбище. Вот так нам объясняли в советские времена. И народ откровенно не понял, почему мы гордимся победой в Великой Отечественной войне, полетом Юрия Гагарина, успехами науки, культуры, «Буран» показывают через тридцать лет. Это были выдающиеся советские достижения. Песни советские. «Старые песни о главном» начались больше 20 лет назад по телевидению.

И вдруг мы с вами видим, что при всех положительных сторонах советского наследия власть отказалась от наследия в социальной сфере. А именно – решила необоснованно повысить пенсионный возраст. По мужчинам 65, а по женщинам сначала было 63, а потом 60, это значит, что не было никаких исследований, ничего конкретного, почему именно 63 или 60. Непонятно было, почему вдруг именно на эти сроки? Хотя дата утраты здоровой трудоспособности – это как раз момент наступления выгорания работника. Он не может после восьмичасового отдыха работать в прежнем режиме, что и год назад.

В. Алфимов:

- Какие исследования необходимо было сделать?

Н. Кричевский:

- Существует разветвленная сеть медико-социальной экспертизы – МСЭ, где подтверждается или получается инвалидность. Там до сих пор сохранились методики, алгоритмы проведения подобных исследований. Нужно оценить, насколько выросла здоровая трудоспособность. То, что она выросла, сомнений нет. Вопрос – насколько. После того, как общественности представят результаты этого исследования, я буду первым, кто поднимет руку и скажет: да, надо поднимать пенсионный возраст. ВОЗ посчитала сама, что у нас средняя продолжительность здоровой трудоспособности составляет 63,4 года. Мы же решили покончить с дискуссиями и разрубили тот самый узел. При этом, когда нам говорят, что нет денег, все больше денег нужно отправлять на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, это чушь.

В. Алфимов:

- Слушатели спрашивают: с чего вы взяли, что эти исследования не были проведены?

Н. Кричевский:

- Я имею непосредственное отношение к исследованиям в этой сфере. Если бы исследования были проведены, то мало того, что мы бы, как специалисты в области социального обеспечения, это знали, об этом знали бы и те, кто нам пишет сообщения. Этого сделано не было. Вместо этого решили, что не надо нам никаких дискуссий, не надо никаких срезов и исследований. Давайте просто повысим. То ли 63, то ли 60. Это натолкнуло на мысль, что все было сделано от балды.

За счет чего можно было избежать этой катастрофической неприятности с повышением пенсионного возраста? Самое простое – повысить страховой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости. Предположим, он составляет 15 лет. Вы его можете со следующего года одним дополнением к законодательству поднять до 25 лет. Гарантирую, что количество тех, кто имеет право на получение пенсии в 60 лет, очень сильно снизится. Этого сделано не было.

В 2017 году дефицит Пенсионного фонда России составил 3655 млрд. рублей. Из них по страховым пенсиям в прошлом году дефицит составил 933 млрд. Остальные деньги – воларизация, компенсация пониженных тарифов на резидентов «Сколково», айтишников, пенсии, выплачиваемые от государства, доплаты до прожиточного минимума, материнский капитал. 933 млрд. рублей в масштабах государства – много это или мало? Предварительный профицит бюджета в этом году составляет 2,1 трлн. рублей. Можно было убрать регрессию, которая идет на высокие зарплаты. Сегодня при годовом заработке в 1 миллион 21 тысячу рублей вы платите взносы нарастающим итогом в размере 22 % в Пенсионный фонд. За год набегает 1021 тысяча рублей. Свыше этой суммы вы уже платите на 22 %, а 10 %. Таких льготников 3,2 млн. человек.

В. Алфимов:

- Если эту льготу убрать?

Н. Кричевский:

- Мы можем разом добрать 329 млрд. рублей. Мы добиваем 35 % дефицита ПФР. По разным оценкам, Греф зарабатывает в год от 360 млн. до 2860 млн. рублей. Вряд ли Сбербанк разорится, если доплатит дополнительно за Германа Оскаровича миллионов 100-200 в Пенсионный фонд. Разговоры о том, что Греф уйдет в серый сектор со своими доходами, я полагаю смешными и излишними.

Пенсионные льготы айтишникам, сколковцам и прочим. В 2017 году они составляли 434 млрд. рублей. Уполовиньте – 217 млрд. будут сэкономлены. Уберите часть этих товарищей из списка. Либо льготы уполовиньте. И рост пенсионных поступлений – я его взял скромно 3 %. У меня получилось 278 млрд. плюс. Хотя по итогам 2017 года дополнительно бюджет Пенсионного фонда получил 10 %. Итого, только за счет этих трех мер дефицита Пенсионного фонда по страховым пенсиям нет.

В. Алфимов:

- Почему на эти меры не пошли?

Н. Кричевский:

- Потому что проблема была, на мой взгляд, в том, что по факту пенсионных накоплений в стране нет. Точнее, их очень мало. Их явно не столько, сколько на бумаге. И эту проблему нужно было каким-то образом закрывать. Совокупный объем накопленных средств в негосударственных пенсионных фондах составлял 5,5 трлн. рублей. При этом количество застрахованных – больше 34 млн. человек. Получается порядка 60 тысяч рублей на одного человека. Это при том, что все деньги, которые на бумаге, есть в реальности. Если считать, что мы живем на пенсии по старому 19 лет, получается в месяц 263 рубля. Это выплаты за счет пенсионных накоплений. Поэтому начальство решило, что лучше повысить пенсионный возраст, отложив эту проблему на потом. И это было успешно сделано.

В. Алфимов:

- Начальство может прийти и к этим мерам тоже. И будут и те, и те меры одновременно. Или такого никогда не будет?

Н. Кричевский:

- Начальство сегодня в пенсионном плане пребывает в состоянии эйфории. Не зря Силуанов заявил, что концепция индивидуального пенсионного капитала не внедряется, потому что якобы был негативный эффект от повышения пенсионного возраста. Негативный эффект был, есть и будет. Потому что ударили по тому, по чему бить нельзя. Если до принятого решения я то и дело слышал о безоговорочной поддержке проводимого правительством курса, то после произошедшего я не слышал ни одного хорошего аргумента в защиту доблестного правительства. У меня не нашлось слов, чтобы сказать: товарищи, вам надо платить страховые взносы, потому что эти деньги идут на пенсии ныне живущих стариков.

В. Алфимов:

- Владимир Путин выступил с обращением и разложил все по полкам.

Н. Кричевский:

- Путин это говорил сольно. Если бы я был напротив него, я бы сказал: пенсионный фонд наполняется не от количества работников, а от количества взносов. Все разговоры о том, что будут расти заработные платы, что мы наведем порядок с коррупцией с налогово-взносовой сфере, что в последние годы растут налоги и взносы с тех, кто некогда обналичивал, а сегодня вынужден выплачивать все в белую, вот это ради чего делается? Да, будет меньше работников. Но ведь взносы будут больше. У нас же цифровая экономика впереди. Меньше количество работников, но от этого суммы заработков будут выше. Вы же собираетесь молодежь привлекать к тому, что они вести официальный добропорядочный образ жизни. Этот вопрос Владимир Владимирович не отобьет. Не потому что, что он недостаточно его проработал, а потому что для этого надо быть специалистом в этой области. А ему просто надули, когда аргументировали, набрасывали аргументы, чтобы обосновать повышение пенсионного возраста. Этот аргумент бьется на раз.

В. Алфимов:

- Хулио нам пишет: поднять всем зарплаты в разы, тогда взносы вырастут в разы.

Н. Кричевский:

- Хулио, друг мой, те, кто вознамерился перейти на режим профдохода, налог на самозанятых в размере 4 %, скорее всего, в скорости будут платить еще и взносы на ОМС. Вы будете доплачивать еще 5,1 %.

В. Алфимов:

- Что у нас дальше?

Н. Кричевский:

- Повышение НДС. К позитивному итогу уходящего года я отнес бы тот факт, что в этом году никакой трясучки в экономике и в социалке не произошло. Рано или поздно эта трясучка неизбежна у нас в стране. Когда вся страна в режиме онлайн следит за курсом доллара и ценой за баррель нефти, когда мы делаем вид, что мы что-то производим, а на самом деле просто переклеиваем лейблы и этикетки, когда нам говорят, что реальные доходы населения снижаются пятый год подряд, и вдруг меняют руководство Росстата, извините, что-то не так. Я убежден, что после повышения пенсионного возраста власть просто потеряла берега, остатки совести, стыд. И вся вторая половина года был под знаком наступления на права трудящихся.

По поводу НДС. Его поднимают на 11 %, или на 2 процентных пункта, с 18 до 20 %. Цены вырастут – это очевидно. На сколько? Сегодня никто не скажет. Кому это выгодно? Я убежден, что это выгодно экспортерам. Они возмещают НДС из бюджета. Главные экспортеры у нас – сырьевые компании. Со следующего года они будут получать существенно больше, хотя уже сегодня они ежегодно получают к возмещению более 2 трлн. рублей из бюджета.

В. Алфимов:

- А сколько они платят налогов?

Н. Кричевский:

- Вот здесь я за то, чтобы принцип избирательности в возмещении НДС был отменен категорически. Господин Белоусов говорил, что сырьевые компании и компании, занимающиеся первичной переработкой, платят налоги по-разному. Из первой пятерки плательщиков по налоговой нагрузке больше всего от выручки платит «Роснефть» - 37 %. Дальше «Сургутнефтегаз» - 36 %, «Татнефть» - 34 %. Там еще есть «Газпром» - 25 % и ЛУКОЙЛ – 13 %.

В. Алфимов:

- А почему?

Н. Кричевский:

- Вопрос. А потому. «Мечел» - налоговая нагрузка 3 %. НЛМК – 4 %, ЕВРАЗ – 5 %, «Магнитка» - 5 %, «ФосАгро» - 6 %, «Уралкалий» - 9 %, «Норникель» - 11 %. А почему возмещение из бюджета всем этим сырьевикам-экспортерам должно быть одинаковым? Единственная компания, которая заслужила повышенное возмещение, это «Роснефть». Потому что она больше всего платит. А рикошетит на всех нас.

В. Алфимов:

- Как на нас все это рикошетит?

Н. Кричевский:

- Повышением цен и тарифов. Власть решила пролонгировать либо дать дополнительный тортик с пряником крупнейшим российским компаниям, которые по совпадению являются крупнейшими сырьевыми экспортерами. Повышение цен будет за счет того, что в ценах на продовольствие, услуги, промтовары есть аренда, логистика, зарплата, прочие услуги. Везде по этим услугам с нового года будет не 18 % НДС, а 20 %. Это срикошетит на всю ценовую цепочку.

В. Алфимов:

- Слушатель пишет: «Ваш прогноз не сбылся. 70-74 за доллар».

Н. Кричевский:

- У меня не было такого прогноза. У меня один ответ на все просьбы спрогнозировать цены. Нобелевский лауреат Пол Самуэльсон сказал: прогнозируйте всё, только не цены.

В. Алфимов:

- Какая цифра еще самая важная?

Н. Кричевский:

- Все знают, что 15 ноября этого года был принят закон о налоге на профессиональный доход. В простонародье это налог на самозанятых. Главная часть этого закона – возможность легализации капиталов тех, кто наворовал либо же трудами тяжелейшими приобрел себе недвижимость в бизнесе и сегодня работает на госслужбе. Они могут якобы сдавать свою недвижимость в аренду, якобы получать деньги за это, декларировать их и обелять свой доход. Сумма там небольшая. Верхняя планка в год составляет 2,4 млн. рублей. Любая коррупционная копейка, которая обеляется, это уже преступление. Я о том, что те, кто зарабатывает миллиарды, им вот эти выкрутасы не нужны. В данном случае это продление договора о лояльности уже с чиновничеством, как федеральным, так и муниципальным.

Будем отталкиваться от риторики власти. Они говорят, что теперь бабушка, торгующая семечками, может зарегистрироваться в системе «Мой налог» и платить со своего дохода 4 %. 13 декабря в первом чтении был принят законопроект об изменении в законе об ОМС. Все, кто относится к категории самозанятых, отныне будут обязаны быть страхователями и застрахованными по обязательному медицинскому страхованию. Взнос на ОМС сегодня составляет 5,1 %. То есть к 4 % вы должны будете перечислять 5,1 %. Мне скажут: медицинские услуги получают все. Поэтому платить должны все. Бюджет изначально задействован в этой схеме. Нужно было обелить доходы людей, которые сегодня полностью в тени. Бюджет с самого начала на это шел. Бюджет формируется не только за счет наших налогов и взносов, но еще и за счет прочих поступлений. Например, от экспорта сырья. И здесь законодатели и правительство с самого начала были готовы пожертвовать, чтобы вытащить из тени этих людей. Но недовытаскивали. Решили, что надо с порога обложить взносом по ОМС.

Это относится и к индивидуальным предпринимателям. Наши миллионы ипэшников, которые сейчас платят в ОМС в общей фиксированной сумме, после принятия этого закона будут отдельно платить? Либо это идет уточнение существующих правил? В следующем году нас, скорее всего, будут ожидать больше негативные, нежели чем позитивные новости. Если они будут очень негативными, то власть придет нам на помощь, она будет нам доплачивать какие-то средства из бюджета. Но это будет преподноситься как первые успехи национальных проектов. В общем и целом мой прогноз на 2019 год далек от радужного.

В. Алфимов:

- Петр из Москвы, здравствуйте.

- Путин на пресс-конференции высказал такое стратегическое видение будущего страны. Реставрация социализма невозможна. Возможны элементы социализации экономики. Но это связано с расходами. В конечном итоге – с тупиком в экономике. Что же делать?

Н. Кричевский:

- Вы хотите, чтобы я сказал, что гарант был не прав? Что расходы далеко не всегда превышают доходы? Я не буду этого говорить.

- Тогда я скажу, что он был глубоко не прав.

Н. Кричевский:

- Я по поводу социализма. Что есть социализм? Государственная собственность на средства производства, централизованное планирование, директивное ценообразование. У нас в стране сейчас это невозможно. И здесь гарант абсолютно прав. Что касается расходов, превышающих доходы, бывает и так. У нас социализм по этому ложному признаку был все последние годы. У нас же был дефицит бюджета.

Владислав:

- После того, как российские граждане выбрали Деда Мороза в марте, не стоит удивляться подарочкам, дареному коню в зубы не смотрят. Существует ли в статистике такое понятие как инфляция в области потребления конкретных групп населения? Дед Мороз, когда анонсировал повышение пенсии с 2019 года на тысячу в среднем, говорил, что это будет двукратное превышение инфляции. Он имел в виду среднюю инфляцию вообще по стране?

Н. Кричевский:

- Не опускайтесь до таких высказываний про Деда Мороза, выбранного в марте. Мы выбрали президента, и я за него голосовал, несмотря ни на что. Если вы мне скажете альтернативу, мы с удовольствием с вами посмеемся. Что касается инфляции. Конечно, существуют эти параметры. Это называется индекс потребительских цен. В следующем году хватит нам пребывать в иллюзиях, что мы дети малы, что нам большой дядя сейчас придет, как гарант, все положит под елочку, как Дед Мороз, и мы будем опять счастливы, будем жить в условиях нефти по 2700 долларов за литр, и вообще все будет у нас супер. Надо думать своими мозгами. Мое пожелание вам в будущем году – не потерять себя. Сохранить себя, отношения в семье, отношения с близкими, с друзьями, с приятелями, свой привычный образ жизни. И думать о продолжении рода. Значит – интенсивней работать. Но не для того, чтобы повышать ВВП, а для того, чтобы сохранять и увеличивать уровень потребления, который есть у вас сегодня. Это сложно. Но у нас других вариантов нет. Через десять лет, если вы будете сидеть и ждать у моря погоды, ваш подросший сын может прийти к вам и сказать: папа, а почему у этого мальчика велосипед был, а у меня его не было? А я сидел и ждал, сынок, когда мне гарант что-нибудь подбросит на бедность. И десять лет прождал. А папа этого мальчика работал. Гарант подвел? Нет, это не гарант подвел. Это вы сами виноваты.

В. Алфимов:

- Что делать с долларом?

Н. Кричевский:

- Евро! Забудьте о долларе. «Я все свои долларовые депозиты поменял в рублевые и в евро», – это фраза господина Дубинина, который был главой Центробанка, когда в стране был дефолт 1998 года. Зачем он это написал в «Ведомостях»? Будем ориентироваться на советы старших товарищей. Евро тоже хорошая валюта. Почему бы там не посидеть? Но я бы советовал воспользоваться услугами банков, а не хранить дома в ячейке, под матрасом.

В. Алфимов:

- Спасибо!