Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество3 января 2020 22:00

Русский моряк, спасший умирающих американцев: Думал, об этой истории у нас никогда не расскажут

Иван Клюев оказался участником события в открытом океане, которое случилось 38 лет назад
До спасения - несколько секунд. Скоро Дебору и Брэда поднимут на борт «Оленегорска». Фото: Личный архив

До спасения - несколько секунд. Скоро Дебору и Брэда поднимут на борт «Оленегорска». Фото: Личный архив

13 октября 2019 года наш еженедельник рассказал историю о том, как команда советского теплохода «Оленегорск» спасла погибавших в океане американцев. Напомним, яхта «Трэшмен» попала в шторм у западного побережья США. Экипаж эвакуировался на маленький плот, который дрейфовал по Атлантике больше недели. Три члена команды погибли, из последних сил держались двое - профессиональная яхтсменка Дебора Скейлинг-Килли и штурман Брэд Кавано.

В советской прессе о случившемся ничего не писали, историю почему-то засекретили. И «Комсомолка» обратилась к тем, кто мог бы что-то знать о том происшествии. Через некоторое время мы получили письмо от Ивана Клюева, штурмана с «Оленегорска».

- Я уже 25 лет живу в Израиле, - рассказывает Иван. - Но недавно у меня появились дела в Кисловодске. Прилетел, сидим мы вечером с друзьями, а один говорит: «Помнишь, ты много лет назад историю рассказывал про спасенных у берегов США? Так вот, про них в газете написали и разыскивают тех, кто там был». «Да ладно, дай посмотреть! - удивился я. - Мы же думали, что об этой истории никогда не расскажут».

Иван вернулся в Израиль, нашел письмо, которое он присылал маме с корабля с рассказом о ЧП, и несколько снимков. На одной из фотографий судно, на второй - как раз Дебора и Брэд за несколько секунд до того, как их поднимут на борт «Оленегорска». Раритет!

Бывший штурман Иван Клюев теперь живет в Израиле. Фото: Личный архив

Бывший штурман Иван Клюев теперь живет в Израиле. Фото: Личный архив

«Был страшный ветер, лодку сносило»

- Это был мой первый рейс на теплоходе - и сразу трансатлантический. Октябрь 1982 года, мы везли хлопок на Кубу, а обратно должны были вернуться в Монреаль, - продолжает Иван Клюев. - Погода всю дорогу была нестабильная, штормило, ветер сбивал с ног. Я сдал утреннюю вахту и пошел обедать, вдруг слышу, кричат: «Люди за бортом!» Все рванули наверх на палубу, я тоже побежал. Смотрю, резиновая лодка, ее все время относит от нас. А на ней парень кричит. И девушка - сидит на коленях и плачет.

Кто-то из команды кинул спасательный круг, но течение дикое, его начало сносить. Парень в лодке встал во весь рост, его качало. Подумал минуту - и прыгнул вслед за кругом.

- Видно было, что последние силы собрал. Я еще обратил внимание, какой он сильный. Плыл брассом, мощно греб. Подтянул круг, следом прыгнула девушка, но она была очень слаба, ее начало уносить. Парень догнал ее и посадил себе на спину! - рассказывает моряк с «Оленегорска». - Было заметно, что им больно, все тело было в ожогах, но они поплыли к кораблю.

Иван Клюев. Фото: Личный архив

Иван Клюев. Фото: Личный архив

Вовремя сдали кровь

Команда теплохода как могла помогала выжившим. Кто-то спустился, кто-то подстраховывал, когда спасенных затаскивали на палубу. Когда их подняли, стало понятно, в каком ужасном состоянии люди. У Брэда, так он представился, задралась футболка, и под ней, казалось, была одна сплошная рана. Девушка лежала на палубе и молча плакала. Не верила, что все закончилось.

Спасенных же отправили в лазарет, но организм 24-летней Деборы отказывался принимать пищу. Плюс раны, обезвоживание, ожоги. Врач сказал, что надо сдать кровь. Выяснили, какая группа крови нужна, и в медсанчасть потянулись добровольцы. И, видимо, это было правильным решением, поскольку спустя 12 часов Дебора и Брэд уже стояли на ногах. Они сошли в форте Мейкон.

Судовой врач Леонид Васильев очень переживал за состояние девушки. И как только «Оленегорск» пришвартовался в Монреале, набрал домашний телефон Деборы. Каково же было его удивление, когда она сама взяла трубку и заявила, что чувствует себя хорошо физически, а вот морально все еще как в черной яме. Но она уверяла, что справится.

«Передайте всей команде, что я обожаю русских!» - просила Дебора.

Советский теплоход «Оленегорск». Фото: Личный архив

Советский теплоход «Оленегорск». Фото: Личный архив

«Папа, это же из фильма»

В Канаде моряки купили местные газеты: про этот случай уже написали все крупные издания.

- Вырезанные статьи повесили у нас, чтобы мы могли почитать. Помню, там были заголовки типа «Двое пошли за сигаретами и погибли», - продолжает Иван.

Те трое, что были с Деборой Скейлинг-Килли и Брэдом Кавано в лодке, действительно погибли один за другим. И умерли страшно. Мэг Муни, возлюбленная капитана Джона Липота, несколько дней гнила у них на глазах от ран. У капитана от потрясения, голода и жажды начались галлюцинации. В одну из ночей он заявил, что «сходит за сигаретами», и шагнул за борт. Через несколько секунд его съели акулы. На следующий день «прогуляться за сигаретами» отправился еще один член экипажа, Марк Адамс. Акулы растерзали и его.

Когда Клюев рассказывал историю своему сыну, тот заявил, что папа ему пересказывает фильм. Мол, он точно видел такое кино. И правда, американский документальный фильм «Опрокинутый: кровь в воде» был снят именно по тем событиям!

Не так давно Иван решил связаться с Деборой, узнать, как сложилась ее жизнь.

- Я нашел в интернете адрес ее дочери, написал ей. Но оказалось, Дебора уже умерла, - подытоживает свой рассказ очевидец. - Я послал дочери то фото как светлую память о маме. Дебора была настоящим бойцом!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Русские моряки спасли умирающих в море американцев

37 лет назад команда советского теплохода подняла на борт двух чудом выживших участников кораблекрушения

«Говорят, человек, переживший клиническую смерть, переосмысливает всю свою жизнь. На моих глазах умерли трое людей, меня должны были съесть акулы. И те 37 лет, что я живу после, - каждый день как Рождество. Я совсем не употребляю алкоголь, еще сильнее люблю море и никому не завидую в принципе. Тогда, в октябре 1982 года, в моей жизни будто включили электричество. Каждый день я живу и радуюсь: какие же мы все тут счастливчики!» - рассказывает американец Брэд Кавано. (подробности)