Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика17 июня 2019 11:41

Татьяна Журавлева: «Не надо превращать города в витрины - важнее сделать их функциональными»

Руководитель Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) объяснила, как лучше использовать пространства внутри городов
Руководитель Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив Татьяна Журавлева.

Руководитель Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив Татьяна Журавлева.

Один из главных приоритетов государства в последние годы - формирование комфортной городской среды. Но что конкретно нужно жителям населенных пунктов, знают только они сами. Именно поэтому в рамках Агентства стратегических инициатив появился Центр городских компетенций и специальная программа «100 городских лидеров». Ее руководитель Татьяна Журавлева рассказала «КП», как и за чей счет будут меняться городские пространства.

АКСЕЛЕРАТОР ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ

- Расскажите, чем занимается ваш центр?

- Программа «100 городских лидеров» - это первый в России акселератор городских проектов. Когда она только создавалась, нам пришло неимоверное количество заявок. 7000 человек из 154 населенных пунктов вызвались менять свои города. Мы отобрали 25 из них. Это и малые города, и крупные (например, Ижевск, Тюмень, Челябинск), и территории присутствия госкорпорации Росатом. Мы с ними работаем на протяжении восьми месяцев, доводим проекты до ума.

- Кто эти люди: чиновники или обычные горожане?

- Особенность нашей программы в том, что мы собираем кросс-секторальные команды. В нашей стране этого еще не делал никто. Конечно, в идеале мы хотели, чтобы на старте к нам пришла команда, в которой есть и общественник, и предприниматель, и представитель муниципалитета. Но так не всегда получается. Если ответственного чиновника в команде нет, но есть стоящий проект, мы помогаем договориться с местными властями.

- Приведите пример, какие инициативы поступают?

- В Тюмени команда предпринимателей взяла в аренду озеро, которое было несколько лет заболочено. Вокруг него они хотят создать большой ивентпарк для жителей. В качестве партнера нашли девелопера. Теперь у них получается целый квартал с парком. При этом одна из важных составляющих наших программ - чтобы сами люди сказали про те условия, в которых они хотят жить. К примеру, что им не нужен еще один торговый центр, а нужна детская площадка. В итоге на озере строят огромный понтон, где будет проходить мероприятия на 6000 человек. Парк должен появиться уже в следующем году.

ТРИ ГОДА НА СОГЛАСОВАНИЕ СТОЙКИ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ САМОКАТОВ...

- То есть, это окупаемая история? Что-то среднее между коммерческим проектом и развитием социальной инфраструктуры?

- Хотелось бы, чтобы это была история про бизнес. Городское предпринимательство - очень большая проблема в нашей стране. Сами мы деньгами помочь не можем, но помогаем найти финансирование. И если история яркая, то ей как правило интересуется бизнес и она становится самоокупаемой. Наша задача - снять нагрузку с государства и убрать административные барьеры для предпринимателей. И при этом важно поднимать малый бизнес, который не пускают на городские территории. К примеру, вы знали, что для того, чтобы открыть стойку электрических самокатов, нужно пройти трехлетний этап согласования?!

- Да ладно! Они уже из моды уйдут за это время...

- Это реальная история из Севастополя. Три года команда не может получить разрешение. За последние три месяца они установили только одну стойку вместо 100 запланированных. Идет согласование с тремя департаментами внутри региона и с двумя департаментами внутри муниципалитета. Очень сложная история. Если мы считаем, что открыть кафешку или провести какое-то мероприятие в парке очень просто, все не так. На самом деле, это целый ад. Мы стараемся все эти преграды снять и стимулировать малый бизнес быстрее развиваться.

- Будете ли на основе удачных проектов делать какие-то универсальные решения, которые можно было бы масштабировать в других городах?

- Нам очень хочется прийти к такой истории. Мы как раз, в том числе, по такому принципу и отбирали проекты. У нас точно возникнет история с тиражируемыми решениями под парки, пляжи, реки и озера. Все, что связано с водоемами, - больная тема в наших городах. Вода находится в федеральной собственности, земля - в региональной, муниципальной или частной. Плюс есть экологи. Договориться со всеми - целая эпопея. Поэтому мы хотим предложить пошаговый рецепт.

ХОЧЕШЬ СДЕЛАТЬ КРАСИВО В ГОРОДЕ? СПРОСИ ЛЮДЕЙ КАК!

- На форуме вы презентовали карту городских сообществ. Что это такое и зачем нужно?

- Мы попытались посмотреть на город не через улицы, дома и дороги, а через людей, которые в нем живут: какие группы и где чаще всего находятся, что им интересно, какие у них запросы. Например, мы выяснили, что в Кронштадте молодежь проводит время не в центре, а на фортах. Причем на закрытой территории, куда они нелегально проникают. Значит, им нужно не запрещать туда ходить, а создать условия и инфраструктуру. Чтобы они там не сидели и пиво пили, а чтобы проводили время более интеллектуально, задорно и весело. А для этого первый шаг - поговорить с ними.

- Такой соцопрос получается...

- Это будет сервис, который мы хотим доработать к концу года. Его суть - показать руководителям муниципальных и региональных властей, как выглядит их город глазами людей. То бишь здесь вам нужен торговый центр, здесь - детские площадки, коворкинги, административные здания. Для предпринимателей это тоже хорошая история. Они смотрят и понимают трафик, который там есть, и видят пустые ниши. Наконец, это выгодно для общественников, которые могут увидеть, где у них есть единомышленники, и объединиться. Такой сервис мы презентовали на примере Кронштадта. Сейчас надеемся сделать еще несколько городов.

«100 ГОРОДСКИХ СУМАСШЕДШИХ»?

- Как чиновники воспринимают ваши инициативы?

- Когда мы только начинали, нам говорили, что проект называется не «100 городских лидеров», а «100 городских сумасшедших». Но на самом деле чиновники очень рады. Обычная реакция: а что, так можно было? То есть не нести издержки на содержание объекта, а отдать это на откуп бизнесу или общественникам? А как это правильно оформить? Они вступают в активный диалог, особенно мэры городов.

- Но что-то же чиновники должны сделать? Они же для этого и нужны...

- Мы не хотим превращать города в витрину. Если город превращается в витрину, рано или поздно кто-то бросит в нее камень. Нам важно сделать пространство функциональным. Например, в Выксе (Нижегородская область. - Ред.) местная команда благоустраивает дворы. Муниципалитет говорит: я сделаю базовые вещи, поменяю асфальт и подведу коммуникации, а все остальное делайте вы. И они сейчас делают арт-двор. Очень крутая история. А соседний двор будет совсем другим, потому что там другое сообщество. Осенью увидим результат.

«НЕ МОСТЫ, А ТОЧЕЧНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО»

- Если какой-нибудь активный человек хочет к этой истории присоединиться, как это можно сделать?

- Портал 100gorodov.ru – наша краудсорсинговая платформа. Там есть возможность подать свой проект. Любой гражданин или команда могут предложить свою идею, мы проведем премодерацию, поможем проект доупаковать. Например, уже тиражируемый проект «Краски улиц»: это инициатива школьников из Марий Эл, которые сами решили закрасить вандальные надписи на стенах рядом со школой детскими рисунками. А теперь мы запустили этот проект на всю страну: уже сейчас в любом городе страны можно указать места, которые нуждаются в закрашивании. Отправить заявку можно на нашей платформе. Наша задача - создать некую карту России через проекты. Чем больше там появится проектов и городских лидеров, тем лучше. А затем нужно, чтобы в городе появились некоммерческая организация или предприниматель, которые готовы заниматься реализацией этих проектов. Мосты мы строить не можем, а вот историю с точечным благоустройством - вполне.