Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика26 февраля 2019 12:10

Генеральный директор Университета-2035 Василий Третьяков: «За свою жизнь человек несколько раз поменяет профессию»

Каким должно быть современное образование и нужно ли избегать учебы в традиционных вузах - в интервью КП [видео]
Юрий АЛЕКСАНДРОВ
Генеральный директор «Университета-2035» Василий Третьяков.

Генеральный директор «Университета-2035» Василий Третьяков.

Фото: Андрей Минаев

Гостем «Открытой студии» КП на Российском инвестиционном форуме стал Василий Третьяков, генеральный директор «Университета-2035»

- Расскажите, что такое Университет-2035?

- Это не обычный университет. Многие считают, что нас нельзя называть университетом. У нас нет ни своих стен, ни своих преподавателей, ни привычных образовательных программ. Мы существуем как цифровая платформа, которая позволяет реализовать персональные траектории обучения для каждого студента. Причем траектории длятся всю жизнь. К нам можно один раз поступить и в течение всей жизни получать предложения по вариантам саморазвития, освоению разных онлайн-курсов и участию в очных мероприятиях.

- Поступить может любой человек? И какие кадры вы готовите?

- Сегодня мы сосредоточены, наверное, на самых сложных задачах – подготовке тех людей, которые создают новые технологические продукты,технологических предпринимателей и тех людей, которые решают задачи цифровой экономики. Фактически, для каждого обучающегося нам приходится собирать лучшие компетенции в уникальных сочетаниях от ведущих специалистов, ведущих компаний, ведущих университетов. Мы, скорее, специализируемся не на профессиях, а на новых видах деятельности, к которым традиционная система образования подготовить человека не может.

- Например?

- Например, человек, который способен выстраивать процесс управления на основе больших данных в кампании или регионе. Человек, который может создать новый технологический продукт для такого рынка, как Нейронет.

- Человек, который поступает к вам в университет, уже должен обладать какими-то IT-знаниями?

- Поступить может каждый. Вы можете прийти на нашу платформу, пройти так называемую цифровую диагностику. Мы будем знать, какие знания у вас есть и какие личные качества предрасполагают к определенным видам деятельности. Дальше мы можем порекомендовать освоить онлайн-курсы, пройти интенсивы. Не только по IT-направлениям, мы даем возмжоность сформировать у человека уникальные сочетания компетенций из разных областей.

- Сейчас есть такое мнение, что традиционное университетское образование, к которому мы привыкли, это какой-то пережиток прошлого. Будущее за короткими образовательными программами. Они дают навыки, которые человек может тут же использовать в работе. Что вы думаете об этом?

- Думаю, что возможно хорошее сочетание. Собственно, его мы сегодня и предлагаем университетам. Если в образовательную программу бакалавриата или магистратуры добавить элементы персональных траекторий, в которых человек будет получать те навыки, которые ему нужны, и включаться сразу в реализацию своего проекта, то его мотивация к учебе будет гораздо выше. И это поможет ему получить максимум от традиционного вузовского образования.

С другой стороны, мы одновременно наблюдаем достаточно серьезный тренд, когда молодые люди просто отказываются от получения высшего образования. Думаю, это не самая хорошая тенденция. Так у человека не образуется базы, фундамента. Но это та основа, позволяющая человеку осознанно развиваться в течение всей жизни.

- Как справиться со стереотипом о «вечном студенте». Когда-то это словосочетание было достаточно пренебрежительным. А вы говорите, что надо учиться на протяжении всей жизни…

- Мы все привыкли к тому, что, получив профессию, ты можешь в течение всей жизни работать, опираясь на эти знания. Изредка проходить курсы повышения квалификации. В современной жизни так не бывает. Сегодняшних студентов точно надо готовить к тому, что они за свою жизнь поменяют несколько раз свою профессию. Или потому что она просто исчезнет, или потому что технологии настолько поменяются, что придется переучиваться. Нужно работать с осознанностью человека и его готовностью постоянно развиваться.

Сегодня траекторию развития человека во многом определяют образовательные организации. Ты выбираешь образовательную программу и полагаешься на опыт тех людей, которые ее составили. При этом образовательная программа составлена для большого числа людей, часто ее составители даже не знают, кто на ней будет учиться. Эффективность такого обучения низкая.

Мы же исходим из того, что образовательная программа должна быть индивидуальна. А цифровые платформы способны для каждого человека выполнять функцию индивидуального тьютора или профессора, который помогает ему решить, какой следующий шаг сделать в развитии. Это наше принципиальное отличие от традиционных университетов.

- Вы готовите большой образовательный интенсив «Остров-1022» для педагогов и ректоров университетов. Чему вы будете их обучать?

- Наша задача сегодня – помочь каждому университету оставаться на волне технологических изменений, включиться в реализацию Национальной технологической инициативы и цифровой экономики. Сделать так, чтобы вуз мог предоставить студентам доступ к лучшим знаниям и компетенциям. В этом случае, управленческая команда вуза должна понимать текущий уровень развития технологий, уровень требований к студентам, которые участвуют в создании технологических продуктов для глобальной конкуренции, уровень развития образовательных технологий и способы удовлетворения запросов и ожиданий студентов.

Наверное, это будет самое грандиозное мероприятие в сфере образования. Будет 1,5 тысячи человек, причем каждый из них будет учиться по своей персональной траектории. Тем не менее, мы ограничены в ресурсах, и на «Остров» сможем взять всего около 100 университетов. Поэтому, мы ожидаем конкурс. Мы погрузим ректоров в непростую работу сборки команды изменения университета. И доступ к этому мероприятию получат те команды, которые будут максимально сбалансированы, обладать максимальным потенциалом, чтобы изменения в университетах действительно произошли.