Премия Рунета-2020
Ярославль
+4°
Boom metrics
Общество29 декабря 2018 9:51

«Сделка» с совестью: следователи фабрикуют дело о торговле людьми против удочерившей ребенка ярославны?

Не имевшая возможность завести своих детей семья следовала инструкциям органов опеки, но теперь может оказаться за решеткой
Закон должен защищать человека, а не калечить ему судьбу

Закон должен защищать человека, а не калечить ему судьбу

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Так уж вышло, что большинство людей могут обзавестись детьми вполне естественным путем. Специально или случайно - не важно. Они просто могут это сделать, делают весьма успешно, и не всегда ответственно. Но речь пойдет о другом. О том, как бюрократическая машина вставляет палки в колеса тем, кто почему-то не может иметь собственных детей. О том, как ради галочки перед «верхами» блюстители закона используют закон же против маленького человека. О семье, которую обвиняют в торговле людьми.

Подарить семейное счастье

Светлане 40. Ее мужу Александру - 45. Четыре года назад их познакомили общие друзья. А в прошлом году они поженились.

- Саша почти сразу сказал мне, что не может иметь детей, - вспоминает женщина. - А что у меня не получается родить, мы поняли немного позже… Тогда мы решили, что готовы подарить семейное счастье брошенному малышу.

Заручившись поддержкой близких, и еще больше уверившись в своих намерениях, супруги обратились к юристам. Пара делала все, чтобы не упустить даже малости. Внимательно слушали специалистов, делали записи, а некоторые встречи, когда информации было особенно много, записывали на диктофон. Так они сделали и во время беседы с сотрудниками органов опеки. Тогда супруги не знали, каким именно образом это может им пригодиться… Но все по порядку.

- Когда юрист объяснил нам, как действовать, мы обратились в органы опеки, и нас направили на учебу в школу молодых родителей,- вспоминает Светлана. - Обучение мы проходили в МУ Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Доверие». После него нам выдали документ, подтверждающий, что мы можем быть опекунами.

Потом пара встала на учет по подбору ребенка в департамент образования мэрии Ярославля и в департамент образования Ярославской области. А когда выяснилось, что в нашем регионе очень много желающих усыновить новорожденного, семья встала на учет еще и в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области и в управление опеки и попечительства Костромы. Оставалось только ждать.

- Конечно, мы ни от кого не скрывали, делились с друзьями и родственниками, - рассказывает Светлана. - И вот в конце 2017 года кто-то из наших знакомых рассказал о беременной девушке, которая не собирается оставлять ребенка себе…

Подарить шанс тому, кто был лишен его еще до рождения - гораздо больший подвиг, чем родить собственного ребенка

Подарить шанс тому, кто был лишен его еще до рождения - гораздо больший подвиг, чем родить собственного ребенка

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Нет будущего?

35-летняя Алина (имя изменено) живет вместе со своим братом и его семьей. Образование, которое имеет девушка, не позволило ей получить никакой специальности, поэтому ей приходится работать на низкооплачиваемой работе.Сказать, что она глупая, нельзя.Скорее, наоборот - когда узнала, что беременна, сразу поняла, что в этой семье у малыша нет будущего, и стала искать пути решения. Кроме того, по независящим от нее причинам, Алина просто не могла принести ребенка в дом, где она жила.

Супруги узнали об этой женщине и вновь обратились к юристам и органам опеки. Можно ли сделать так, чтобы биологическая мать отказалась от ребенка в их пользу? И там, и там подтвердили - можно.

Алину и Светлану познакомили заочно, 17 декабря 2017 года состоялся их первый телефонный разговор.

- Алина говорила абсолютно адекватно, - вспоминает Светлана. – Она сказала, что ее предупредили, что я позвоню, и что сейчас она лежит в больнице на сохранении. Еще она сказала, что однозначно откажется от ребенка, но ни разу не думала о передаче его кому-то конкретному. На этом разговор закончился, но через какое-то время она перезвонила сама…

Выйдя из больницы в январе 2018-го, Алина связалась со Светланой. Они встретились. Лишь однажды поговорили о перспективе усыновления, так ни о чем не договорившись. Но между ними образовалась какая-то связь. Алина была одинока, а Светлана стала ей хорошей подругой. Они встречались, общались о своем о женском, и не заметили, как пролетело время.

Обреченный ребенок обретает дом

Роды оказались настолько тяжелыми, что девочка получила несколько родовых травм

Роды оказались настолько тяжелыми, что девочка получила несколько родовых травм

Фото: Кристина БРАЖНИКОВА

15 марта на свет появилась очаровательная девочка.

- Три и триста шестьдесят, пятьдесят один сантиметр! – улыбается Светлана.

Говоря о чужих родах, которые прошли очень тяжело, женщина еле сдерживает слезы. Ребенок получил перелом ключицы, а весной малышку ждет операция - у девочки порок сердца.

После родов у них состоялся тот самый разговор. Алина сказала, что хочет, чтобы Светлана удочерила ее ребенка.

Теперь дело оставалось за малым - оформить все документы. Но, в первую очередь, нужно было решить, регистрировать ребенка на биологическую мать или оставить малютку в роддоме. Любой врач скажет: второе - серьезный удар для здоровья новорожденного.

- Алина попросила меня после выписки взять ребенка к себе на время, потому что принести его домой - нельзя и опасно, - говорит Светлана. - Именно так мы и поступили 19 числа, заручившись поддержкой органов опеки и в очередной раз записав все инструкции на диктофон.

Через три дня девочку зарегистрировали, оформили документы у нотариуса и подали их в департамент. 27 марта департамент образования издал приказ, согласно которому Светлана стала временным опекуном ребенка.

8 октября на Светлану, Александра и Алину Следственным отделом следственного комитета по Фрунзенскому району Ярославля заведено уголовное дело по статье «Торговля людьми»

- Мы узнали об этом из СМИ только на следующий день, - рассказывает адвокат Ярославской областной коллегии адвокатов Евгений Храпунков. - На мой официальный запрос в областной следственный комитет мне ответили: «…мы не знаем, о чем вы говорите». И отправили во Фрунзенский.

Из следственного комитета по Фрунзенскому району Ярославля, по словам Евгения, ответа не было полтора месяца. На жалобу в местную прокуратуру прислали отписку. Долгое время следователи не давали адвокатам ознакомиться с материалами уголовного дела. Не помогали ни ходатайства, ни жалобы - на них просто не обращали внимания, пока на очередной запрос Евгения не отреагировала областная прокуратура.

- После возбуждения уголовного дела сотрудники должны были незамедлительно уведомить об этом всех лиц, - комментирует адвокат Ярославской областной коллегии адвокатов Александр Темпераментов.

В конце концов, адвокаты добились того, чтобы всех участников ознакомили с постановлением о возбуждении уголовного дела, после чего каждый обжаловал его в суде как необоснованно возбужденное, однако, суды посчитали, что поводов для возбуждения достаточно, и решение за следствием…

- Есть четкое ощущение, что у этих сотрудников какая-то установка довести дело до суда любой ценой. Нарушают ли они закон? Я имею право ознакомиться с материалами, а они его нарушают, и в этом смысле - да. Дело в том, что все стараются выслужиться, и это ни для кого не секрет. Но за бумажками эти правоохранители не видят судьбы настоящих людей.

Для некоторых человеческая жизнь весит намного меньше галочки

Для некоторых человеческая жизнь весит намного меньше галочки

Фото: Алексей БУЛАТОВ

«Сделка» с совестью

Всё «преступление» состоит в том, что ребенок из роддома отправился сразу в семью, которую через несколько дней департамент образования назначил временными опекунами. В том самом промежутке, между 19 и 27 марта, какой-то сотрудник усмотрел «сделку». Вернее, то, что можно подогнать под статью и, возможно, получить за это премию.

Сотрудники Департамента образования знали, что ребенок находился в семье за несколько дней до того, как Светлана официально стала опекуном. И знали, что девочка попала в надежные руки. Но они вдруг решили подстраховаться и написали заявление в прокуратуру. После прокурорской проверки материалы были переданы в следственный комитет. И сначала следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела, не увидев состава преступления. Тем не менее, прокуратура отменила постановление и обязала следователя возбудить уголовное дело.

Светлану и Александра до тех пор, пока дело не будет прекращено по реабилитирующим основаниям, лишили прав опекунства. Из-за уголовного дела мужчине пришлось уволиться с работы. Алина тоже ушла - ее попросту заклевали сотрудники, которые узнали об истории, тенденциозно преподнесенными отельными СМИ. К счастью, семье удалось оформить опекуном маму Светланы, и ребенок остался дома. Сейчас, как говорят адвокаты, все находится в подвешенном состоянии. В самом худшем случае, фигурантам грозит до десяти лет. В самом лучшем - дело будет прекращено за отсутствием состава преступления.

Следователи не комментируют происходящее.