2018-06-08T17:33:42+03:00

Бензин перегрузили налогами, и он стал дорожать

К росту цен на топливо привел «налоговый маневр». Можно ли теперь остановить рост цен на бензин приказом сверху?
Иван Смирнов
Цены на бензин заставляют нервничать автолюбителейЦены на бензин заставляют нервничать автолюбителей
Изменить размер текста:

Цены на бензин уже несколько недель огорчают автолюбителей своим ростом. Между тем высокие ценники на АЗС - результат повышения оптовых цен на топливо. Их рост специалисты объясняют тремя основными факторами: привлекательностью экспорта топлива по сравнению с продажами на внутреннем рынке, несовершенством налогового маневра и высокой долей налогов в стоимости топлива. Бензин перегрузили акцизами и прочими сборами, и, чтобы успокоить цены на АЗС, нужно в первую очередь подумать, как снизить эту нагрузку.

В приказном порядке?

По данным Росстата, за прошедшую неделю средняя розничная стоимость литра бензина в стране выросла на 80 копеек и составила 42,83 рубля. За один только май топливо прибавило в цене 5,7%, с начала года - 7,3%. Такого стремительного подорожания топлива российские АЗС еще не знали.

В ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, обратившая внимание нефтяных компаний на недостаточные объемы продаж топлива на внутреннем рынке. ФАС попросила предприятия ПАО «Газпром» обосновать увеличение отгрузки на экспорт прямогонных бензинов, направило уведомление пяти компаниям о необходимости исполнить обязательства по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок и предписала «Роснефти» к 8 июня увеличить поставку топлива на биржу.

Однако простым приказом цены не остановить. Оказалась нарушена сама экономика производства и продажи нефтепродуктов, в результате чего продавать их внутри страны стало не просто менее выгодно, но даже убыточно. Причина - текущая налоговая политика правительства, которая создает условия, по сути, выдавливающие топливо с внутреннего рынка.

Все решают налоги

Во-первых, создается высокая налоговая нагрузка на топливо, ведь самую большую часть в цене литра бензина составляют именно налоги (НДПИ, акцизы, НДС).

- У нас 60% стоимости автомобильного топлива - это фактически платежи государству. Если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило эту долю, - рассказал директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев.

Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев отводит налогам еще более высокую долю в цене бензина - 70%.

- Часто говорят, что нефтяники своими сверхприбылями повышают цены, но доля нефтяников в конечной цене бензина и дизельного топлива составляет всего лишь 2%, и они на это никак повлиять не могут, - поясняет Танкаев.

Опасный маневр

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объясняет, что высокая налоговая нагрузка - результат действия так называемого налогового маневра, в рамках которого повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) применительно к нефти и снижается экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты.

- Эта стратегия осуществляется достаточно долго, и сейчас прошли сообщения, что правительство собирается за счет этого налогового маневра получить еще триллион рублей, - отметил эксперт. - Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, повышает и внутреннюю цену нефти, и, соответственно, внутреннюю цену бензина. У нас сегодня оптовая цена бензина на самом деле выше розничной.

Основная причина роста оптовых цен сегодня - значительное превышение экспортного паритета (альтернативная поставка топлива на экспорт) по отношению к ценам внутреннего рынка. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, такая ситуация - следствие проводимой правительством РФ тарифно-финансовой политики, то есть все того же налогового маневра.

Проблема в том, что исполнители маневра отошли от изначального плана, который не предполагал рост акцизов на топливо.

- Чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсировано каждый раз при росте НДПИ снижать акциз, - поясняет Аркуша. - Но акциз за все это время ни разу не снизился, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет более 11 тыс. рублей по бензину и 7 тыс. по дизельному топливу. Если бы маневр реализовывался как задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тыс. на дизельное топливо и примерно 4 - 4,5 тыс. на бензин.

Правительство РФ предложило чуть ослабить налоговую нагрузку на топливо, снизив с 1 июня акцизы на дизель на 2000 рублей на тонну от текущего уровня, на бензин - на 3000 рублей. Однако этого снижения может быть недостаточно. На сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, что даже снижение цен на два, на три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему.

Работа в убыток

В крупнейшей по объемам добычи нефти и производству нефтепродуктов компании «Роснефть» рассказали, что основная причина роста цен на бензин - непродуманная фискальная политика, из-за которой нефтепереработка в стране стала убыточной. И если учесть высокую стоимость бензина за рубежом, понятно, что все больше топлива отправляется на экспорт.

Заводы не могут работать себе в убыток. Им нужно платить зарплаты, налоги, обновлять производство. «Роснефть», к примеру, планирует потратить на модернизацию своих НПЗ в общей сложности 1,4 трлн. рублей, из которых 850 млрд. рублей уже вложено, несмотря на убыточность нефтепереработки.

Даже в столь неблагоприятных условиях государственные компании стараются сдерживать поставки топлива за рубеж.

По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, доля отправляемого на экспорт бензина Евро-5 у «Роснефти» - наименьшая среди всех российских компаний - 2,4%. У «Лукойла» она составляет 7,4%, «Газпромнефть» отправляет за рубеж 10,6%, а «Сургутнефтегаз» - 12,3%.

Что касается поставок на внутренний рынок, то здесь «Роснефть» даже перевыполнила план поставок на биржу, отправляя туда с января по апрель 2018 года 24,4% всего произведенного компанией бензина, при нормативе 10%. Нефтепереработчики делают что могут и порой даже больше, теперь очередь за правительством и его налоговым маневром.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также