Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество31 марта 2018 13:50

Из оказавшихся в оккупации ленинградских детей нацисты хотели сделать «полноценных немцев»

Летом 1941 года ребятишек эвакуировали… навстречу наступающему вермахту
Фото: архив "КП". Ленинградских детей отправляют в эвакуацию

Фото: архив "КП". Ленинградских детей отправляют в эвакуацию

Меньше чем через год, 27 января 2019 года, мы будем отмечать большой праздник – 75-летие полного снятия блокады Ленинграда. За прошедшие годы специалисты, казалось бы, всесторонне изучили блокаду – трагедию, не имеющую аналогов в мировой истории. Трагедию и одновременно подвиг ленинградцев.

Тем не менее, в этой страшной эпопее по-прежнему остаются малоизученные страницы. Одна из них - эвакуация в июне-июле 1941 года детей в южные и юго-восточные районы Ленинградской области, в состав которой тогда входили, в частности, Новгородская и Псковская области. Ребят, по сути, везли, навстречу наступающей немецкой армии.

По неофициальным данным, таким образом за первый месяц войны было эвакуировано свыше двухсот тысяч человек. Значительное большинство удалось вернуть в Ленинград. Но несколько десятков тысяч маленьких ленинградцев оказались на оккупированной врагом территории. Впрочем, все по порядку.

От бомбежек спасались под вагонами

…В конце марта петербургская общественность поздравила с 85-летием известного ученого - специалиста в области геологии и геофизики океана, а также поэта и одного из основоположников жанра авторской песни Александра Городницкого. А два года назад юбиляр написал автобиографическую книгу, которая имеет то же название, что, пожалуй, его самая популярная песня - «Атланты держат небо…». Вот небольшая цитата из этой книги:

«Почти сразу после начала войны, в июле 41-го, моя мать вместе с начальными классами своей школы выехала, забрав меня с собой, в деревню, под Валдай…. Уже в первый месяц войны вермахт вплотную подошел к Валдаю, в то время как Ленинград еще был относительным тылом. Вспоминаю, как громыхали на западе орудийные залпы, горело небо, через деревню тянулись обозы с беженцами и медсанбаты. Линия фронта стремительно приближалась. В августе одним из последних эшелонов нас с матерью вывезли в Питер.

Помню бомбежку на станции Малая Вишера, когда мы прятались под вагонами, а вокруг все было красиво освещено яркими осветительными ракетами. Так с горем пополам в конце августа мы добрались до Ленинграда, а 8 сентября немцы взяли Шлиссельбург, и замкнулось кольцо блокады».

Фото: архив "КП". "Не забудь детей своих, страна! Стала детским садом им война». Евгений Евтушенко

Фото: архив "КП". "Не забудь детей своих, страна! Стала детским садом им война». Евгений Евтушенко

А вот что рассказала автору Галина Александровна Рембашевская. Несмотря на почтенный возраст, она хорошо помнит те страшные дни:

- Мне тогда было одиннадцать лет, я училась в школе, которая находилась по соседству с кинотеатром «Колизей». В начале июля маму вызвали в школу и сказали, что надо быстро собираться в эвакуацию. Дети должны были ехать без родителей, только с учителями, но мне повезло. Мама, которая окончила гимназию еще до революции, имела удостоверение медсестры. И ей разрешили поехать со мной. Сборный пункт находился вблизи Московского вокзала, нас вывезли в Малую Вишеру. Поселили в находящемся поблизости пионерском лагере, кормили, по меркам военного времени, не так уж плохо. Но вскоре стало понятно: враг приближается, надо возвращаться в Ленинград. Вся обратная дорога проходила под непрерывными бомбежками. Еще я знаю, что тех ребят, кто остался в лагере, успели эвакуировать в Киров.

Думали, что враг будет наступать с севера

Чем же руководствовались ленинградские власти, отправляя в первые дни войны детей на юг области? Ведь уже 9 июля немцы вошли в Псков. И было понятно, что они продолжат наступление.

- Это нам с вами сейчас понятно, - говорит кандидат исторических наук Кирилл Болдовский. – А тогда ситуация была совсем другая. Эвакуационные планы для нашего города составлялись исходя из того, что противник, речь шла о финнах, будет наступать с севера. Действительно, к осени финская армия вышла на границу, которая существовала до 1939 года. Однако дальше не двинулась. Но никто и предположить не мог, что к этому же времени немцы будут стоять в непосредственной близости от Ленинграда. В первые дни войны советским гражданам внушали, что враг вот-вот будет остановлен и отброшен за пределы СССР.

- Можно говорить о том, что как руководители города, так и руководители страны в июне-июле 1941 года оценивали ситуацию абсолютно неадекватно, - согласен с коллегой доктор исторических наук Владлен Измозик.- Тем более, человека, который осмелился бы сказать об истинном положении дел, могли обвинить в паникерстве со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особенно, если это партийный или хозяйственный деятель.

В первые месяцы войны от советских людей скрывали правду об обстановке на фронтах. Но, как говорится, слухами земля полнится. Уже вскоре родители поняли: нужно забирать детей, иначе можно потерять их навсегда. Между тем, сделать это было непросто.

Фото:Предоставлено Кириллом Болдовским. Из постановления Ленинградского обкома и горкома ВКП(б)

Фото:Предоставлено Кириллом Болдовским. Из постановления Ленинградского обкома и горкома ВКП(б)

- Чтобы поехать в область за ребенком, надо, как минимум, на целый день уйти с работы, - говорит Кирилл Болдовский. – Однако покидать рабочие места под любым предлогом категорически запрещалось. Но когда ситуация приняла совсем уж угрожающий характер, директора предприятий и представители власти стали закрывать глаза на нарушения этого запрета.

В петербургских музыкальных кругах хорошо известен поэт, продюсер и бизнесмен Рудольф Фукс. Именно он в свое время «открыл» ставшего знаменитым исполнителя Аркадия Северного. Рудольф рассказывал автору, что был в числе эвакуированных на Валдай детей, а мать приехала за ним накануне того дня, когда в поселок ворвались фашисты.

Искали расово пригодных

Судьба вернувшихся в Ленинград ребятишек известна: кого-то вновь эвакуировали уже на восток страны, кто-то погиб от голода и бомбежек в осажденном городе. А вот что стало с теми, кого не успели забрать? По словам петербургских историков, к которым обращался автор, до сих пор никто досконально не изучал этот вопрос.

- До меня доходили слухи, что у некоторых участь была очень печальна, - рассказывает Рудольф Фукс. – Для того, что лечить своих раненных солдат, оккупанты забирали у них кровь. – Многие детишки погибли.

- Такое могло быть, - говорит член Международной ассоциации исторической психологии имени профессора В.И. Старцева Татьяна Минникова. - Хотя документальных свидетельств этого нет. Возможно, они есть в немецких архивах. Но надо понимать: чиня подобные злодеяния, фашисты старались не оставлять следов.

В конце семидесятых годов прошлого века Фукс эмигрировал в США. Находясь в Нью-Йорке, случайно познакомился с женщиной. Она говорила по-русски весьма плохо. Выяснилось, что летом 1941 года, будучи маленькой девочкой, она находилась в том же поселке на Валдае, что и Рудольф. «На мой вопрос, как она попала в Америку, отвечать не стала. И у меня возникло предположение, что во время войны эта женщина оказалась в Германии и уже затем перебралась в США», - говорит Фукс.

- После поражения под Москвой германскому командованию стало понятно, что быстро закончить войну на Восточном фронте не удастся. Войска продолжали нести потери. И перед руководством рейха встал вопрос: кем заселять оккупированные территории? Ведь согласно плану «Ост», в европейской части СССР должны были остаться не более тридцати миллионов человек, остальные подлежали отправке за Урал. Нацистам пришлось сделать послабления в своем расовом законодательстве. СС теперь предстояло выявлять на оккупированных территориях расово пригодных для жизни в Германии детей. Чины СС разыскивали оставшихся без родителей ребятишек – желательно, чтобы в их жилах текла хотя бы капля немецкой крови – и отправляли в Германию. Там их определяли в немецкие семьи, где они должны были забыть русский язык, проникнуться «тевтонским духом» и стать полноценными гражданами Третьего рейха.

Да, остается только гадать, куда судьба могла потом занести этих детей.

Трагедия в Лычково

18 июля 1941 на станции Лычково, что в Новгородской области, вражеская авиация разбомбила эшелон, на котором эвакуировали ленинградских детей. Сколько тогда погибло людей, неизвестно до сих пор. Счет идет на сотни. Долгое время эта трагедия фактически замалчивалась. За могилой почти шестьдесят лет ухаживали местные жительницы – свидетельницы бомбардировки. Только 4 мая 2005 года в селе Лычково был открыт мемориал «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

P.S. «Комсомольская правда» просит откликнуться тех, кто в летом 1941 году был эвакуирован в Ленинградскую область, но не сумел вернуться в родной город и оказался на оккупированной территории. Ваши воспоминания помогут пролить свет на одну из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны.