Премия Рунета-2020
Новосибирск
+8°
Boom metrics
Общество8 декабря 2017 10:30

В уголовном деле школьника, исправлявшего оценки, не нашли потерпевших

В Новосибирске идет уникальный процесс: на скамье подсудимых - выпускник гимназии, который в электронном журнале заменял плохие отметки на хорошие
Выпускник гимназии пошел под суд за исправление оценок.

Выпускник гимназии пошел под суд за исправление оценок.

Фото: из личного архива

В Новосибирске беспрецедентный суд: на процессе разбираются с 18-летним парнем, который исправлял школьные оценки. Да-да, за это, оказывается, тоже могут влепить срок. До двух лет!

А что вы хотели? Есть статья 272 УК РФ - «Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло модификацию информации». И в деле молодого человека, между прочим, полсотни эпизодов. Считайте - серийный преступник попался! Впрочем, суду еще предстоит разобраться: преступник ли?

Владимир Ж. с детства на ты с компьютером, в Академгородке ходил на курсы по программированию. И вообще мечтал поступить на отделение робототехники в питерский вуз. А пока оканчивал новосибирскую гимназию - практиковался. Узнав пароль, залезал в школьный журнал и поднимал успеваемость. И себе, и одноклассникам.

- Он незаконно получил логин и пароль с правами администратора к электронному журналу, вошел в него и исправил 51 оценку себе и своим одноклассникам, - рассказал Радио «Комсомольская правда» прокурор Советского района Николай Земеров.

Прокуратура и не знала бы про этого школьного «рецидивиста». Но однажды - перед новогодними каникулами - педагоги заметили неладное в электронном журнале и… пожаловались в полицию. Там взяли под козырек и стали расследовать. А что - преступление века же!

В итоге начался настоящий уголовный процесс. Но тут подключились адвокаты, которые точно учились в школах на отлично. И убедили суд, что в документах не хватает информации о потерпевших. А если их нет, то за что же судить? Перед кем вину заглаживать? У кого прощения просить?

- Сегодня состоялось судебное заседание по уголовному делу в отношении учащегося, обвиняемого в совершении преступления. Уголовное дело возвращено прокурору Советского района для устранения препятствий рассмотрения его судом, - коротко комментируют в Советском районном суде.

В итоге дело притормозилось - в органах переписывают обвинительное заключение. Интересно, кого признают потерпевшими? Учителей? Вуз, который должен был принять выпускников, правивших себе баллы? Если найдут потерпевших, то скоро, видимо, заседания начнутся вновь. Но защитники настроены решительно.

- Он виноват в совершении поступка, который его никак не красит, но не виновен в совершении преступления, - заявляет Андрей Дябденков. А его коллега - адвокат Александр Балян - говорит, что, мол, и раньше в каждой школе кто-нибудь исправлял оценки. Что тут такого?

Сам подсудимый и подумать не мог, что нарушает Уголовный кодекс. Кстати, определенное наказание он уже понес. История с полицией и уголовным делом сказалась на успеваемости - чтобы уехать в Питер, не хватило буквально балла.

- Поймите меня правильно: я еще совсем молод, - оправдывается Владимир, не зная, как комментировать весь этот скандал.

Кстати, на желание возиться с техникой эта история не повлияла:

- По-прежнему хочу стать инженером, - признался «Комсомолке» парень. Сейчас он учится в НГТУ на механико-технологическом факультете.

ВОПРОС - РЕБРОМ

А потерпевший кто?

Инесса Рябинина, юрист:

- Кому принадлежит компьютерная информация, тот и является потерпевшим. Либо следователи не запросили эту информацию у школы, любо школа ее не предоставила. Хотя у меня такое подозрение, что школа в принципе не заинтересована оглашать подобные сведения. А то вдруг общественность узнает лишние подробности, на какие деньги было установлено это обеспечение. Ведь часто это делается не за средства муниципального образовательного учреждения, а из фонда, в который в принудительно-добровольном порядке родители делают пожертвования. И если школа не сможет доказать, что она владелец этой компьютерной информации, то должна будет объяснить, каким образом она агитирует родителей открывать личные кабинеты, помещать персональные данные. Поэтому пускай сначала школа подтвердит, что на законном основании предлагала родителям пользоваться программным продуктом. Легче всего сейчас обвинить ребенка, а вы докажите, что вообще на эту информацию вам принадлежат права.