Уникальность корабля в легкости управления
Фото: Олег ЗОЛОТО
«ТЯЖЕЛЕНЬКИЙ, УВАЛЕНЬ ТАКОЙ...»
Петербургские верфи. Ледокол «Илья Муромец» отправляется на государственные испытания в Балтийское море. По палубе шагают заместитель Главнокомандующего ВМФ России Александр Федотенков и главный строитель «Адмиралтейских верфей» Владимир Надточеев.
- Оборудование наше? Технологии свои? - спрашивает представитель ВМФ.
- Практически, - отвечает главный строитель. - Доля отечественного оборудования - девяносто процентов.
Говорить очень трудно - с Финского залива задувает ветер, шумят моторы. Вместо ответа Александр Федотенков поднимает вверх большой палец.
Корреспондентов «КП» проводят в ходовую рубку. Она напоминает центр управления полетами. Мониторы, кнопочки, рычажки... Панорамное остекление. По ту сторону Невы мерно покачивается атомный ледокол «Арктика». На носу «Муромца» - вертолетная площадка. Вдали блестит шпиль Петропавловской крепости.
Слово берет капитан «Ильи Муромца» Глеб Рутковский. О новом судне он рассказывает с любовью.
- Ледокол хороший. Крутится, управляется. Тяжеленький... Увалень такой, - с лаской говорит он.
Слева направо: Александр Федотенков, Глеб Рутковский, Владимир Надточеев
Фото: Олег ЗОЛОТО
ПОВАРА СПРАВЯТСЯ
Уникальность корабля в легкости управления. Его может запросто контролировать всего один человек - капитан (это так называемый безвахтенный режим, - Ред.). Высокую маневренность обеспечивают двухвинтовые рулевые колонки.
- Фактически судном можно управлять с помощью одного джойстика! - добавляет Глеб Рутковский.
Ледокол еще совсем свежий. Некоторые стены и перекрытия до сих пор покрыты строительной пленкой... Но камбуз уже работает. Кокам предстоит кормить команду из тридцати пяти человек - такова численность экипажа «Ильи Муромца».
- Первое, второе, суп, салат, компот... Все в наличии. Так что мы справимся, не переживайте! Моряки будут довольны, - заверяет журналистов повар Нина Щербакова.
До отплытия «Ильи Муромца» на испытания остается всего десять минут. Идут последние приготовления.
- Ледокол проверен и к выходу в море на государственные испытания готов! - докладывают командованию.
- Отдать швартовы!
Ходовая рубка напоминает центр управления полетами
Фото: Олег ЗОЛОТО
«ОРУЖИЕ? ТОЛЬКО ЕСЛИ ПОТРЕБУЕТСЯ!»
Построили ледокол в срок. Корабль проекта 21180 заложили в апреле 2015 года. Спустили на воду в июне 2016-го. А уже до конца этого года на нем торжественно поднимут флаг ВМФ России.
- Мы называем «Илью Муромца» ледоколом, но на самом деле это многофункциональное судно. В частности оно будет выполнять научно-исследовательскую функцию, например, гидрографические работы, - рассказывает Александр Федотенков. - При необходимости ледокол сможет и оказывать помощь кораблю или подводной лодке, терпящим бедствие. В общем, диапазон его применения огромен.
«Илья Муромец» - долгожданный корабль. Это первый почти за пятьдесят лет ледокол, построенный в интересах армии.
- Возведение такого судна - историческое событие, - отмечает заместитель Главнокомандующего ВМФ.
- Собираетесь ли вы оснастить корабль вооружением? - спрашивают представители СМИ.
- Вооружим, если потребуется! - отшучивается Александр Федотенков.
Повара обещают справиться
Фото: Олег ЗОЛОТО
ВПЕРЕД НА СЕВЕР
Но главная задача «Ильи Муромца» - обеспечение деятельности ВМФ России в Арктике. Ее освоение - сейчас одна из самых главных задач для нашего государства.
- Мы уже с полной уверенностью можем сказать, что наш флот вернулся в Арктику, а вместе с «Ильей Муромцем» наш флот станет более самодостаточным, - утверждает Александр Федотенков.
По его словам, судно будет патрулировать территорию Арктической зоны и осуществлять проводку боевых кораблей.
ТТХ
Водоизмещение «Ильи Муромца» - 6 тысяч тонн
Длина - 85 метров
Ширина - 20 метров
Высота борта - 9,2 метра
Осадка - 6,8 метра
Автономность плавания - до 60 суток
Дальность хода - до 9 тысяч миль
Проходимость - ледовое поле толщиной до 1,5 метра
Ледокол еще совсем свежий
Фото: Олег ЗОЛОТО
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Главный строитель «Адмиралтейских верфей» Владимир НАДТОЧЕЕВ:
- «Илья Муромец» - уникальный ледокол! У нас есть огромный опыт в строительстве судов такого класса, но для нужд гражданского флота. Кстати, у нас уже был один «Илья Муромец». На протяжении тридцати лет это судно верой и правдой служило России на Тихоокеанском флоте. В отличие от своего предшественника, построенного в 1965 году, современный «Илья Муромец» гораздо более мощный и оснащен по последнему слову техники. И теперь ему пора в Арктику!
НА ЗАМЕТКУ
Государственные испытания - финишная прямая перед вводом судна в строй. В случае с «Ильей Муромцем» они включили в себя проверку всех механизмов и оборудования судна, якорных устройств и подъемных кранов, двигателей и систем жизнеобеспечения.