2017-07-06T16:54:28+03:00

Князь Лобанов-Ростовский подарил России поддельные картины

В распоряжении "КП" оказались документы, которые свидетельствуют: фейковые дары британского мецената оказались ненамного ценнее княжеских подштанников
Поделиться:
Комментарии: comments156
Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталья Каровская вручает князю Лобанову-Ростовскому ключи от дома Шляковых, в котором планировался (по некоторым противоречащим данным) разместиться музей Лобановых-Ростовских. Фото: Личный архивДиректор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталья Каровская вручает князю Лобанову-Ростовскому ключи от дома Шляковых, в котором планировался (по некоторым противоречащим данным) разместиться музей Лобановых-Ростовских. Фото: Личный архив
Изменить размер текста:

В щекотливой ситуации оказались Музей Ростовского кремля и даритель - обладатель крупной коллекции русского искусства князь Никита Лобанов-Ростовский. Долгое время он преподносил в дар музею предметы своей коллекции. Но в один прекрасный момент музейщики провели экспертизу работ и расстроились.

Принято считать, что дареному коню в зубы не смотрят. Однако если этот конь -подарок музею, тогда глянуть в зубы не только можно, но и должно.

В распоряжении «КП» оказались документы, в которых директор музея Ростовского Кремля Наталья Каровская уведомляет князя Лобанова-Ростовского, что ключевые работы, презентованные им музею - оказались подделкой. «В настоящее время музеем получены отрицательные экспертные заключения о подлинности произведений: Машков «натюрморт с камелиями», Экстер «Абстрактная композиция», Брак «Натюрморт с гитарой», - говорится в тексте официального письма.

Происходящее грозит крупным международным скандалом. Князь, потомок русских эмигрантов, считается одним из крупнейших владельцев коллекции русского искусства. А поскольку сам Лобанов-Ростовский «сдавал» свои дары уже с экспертными заключениями, под удар поставлена не только репутация самого князя, но и лицо специалистов, ранее подтвердивших подлинность картин.

Натюрморт, приписываемый Илье Машкову. Фото: rostmuseum.ru

Натюрморт, приписываемый Илье Машкову. Фото: rostmuseum.ru

Только этого мало

Как следует из официальных документов, 82-летний князь оказался не только дарителем сомнительного искусства, но еще и большим выдумщиком. Много лет подряд во всевозможных интервью князь сообщал о том, что вот-вот в Ростове откроется музей Лобановых-Ростовских, под который Минкультом якобы выделен целый особняк. Однако, по словам директора музеев Ростовского Кремля, заявления князя о создании музея были фейком и не имеют под собой никаких оснований. «ГМЗ Ростовский Кремль никогда не планировал создание такого музея. Его нет ни в одном документе, подписанном нами, в том числе — в договорах дарения», – отметила Наталья Каровская.

По словам директора, максимум, на что мог рассчитывать Никита Дмитриевич - это экспозиция в музее. Да и та, скорее всего, накрылась медным тазом. «Переданные в музей вещи гораздо ниже общего художественного уровня наших коллекций. Выделять их в отдельную экспозицию… нецелесообразно. Ситуацию осложняет негативная оценка экспертами пяти центральных предметов, переданных вами».

С чего все началось

Отношения князя Никиты Лобанова-Ростовского с ГМЗ «Ростовский кремль» начались пять лет назад. Известный коллекционер, сейчас проживающий в Лондоне, взялся передавать Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль» «безвозмездно, то есть даром», предметы коллекции. Свой поступок князь объяснил родственными мотивами: во времена Ивана Грозного предки Лобанова-Ростовского княжили в этом городе.

Однако довольно скоро начались разногласия. Князя возмущало ненадлежащее отношение музейщиков к его дарам. Не раз меценат жаловался СМИ на то, что стоимость экспонатов занижается, а работы по учету чемоданов с подарками ведутся медленно. Еще одним поводом для обид стал затяжной ремонт в Доме Шляковых, где, как говорил князь, должен был быть создан музей его почетных предков.

Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталья Каровская вручает князю Лобанову-Ростовскому ключи от дома Шляковых, в котором планировался (по некоторым противоречащим данным) разместиться музей Лобановых-Ростовских. Фото: Личный архив

Директор ГМЗ «Ростовский кремль» Наталья Каровская вручает князю Лобанову-Ростовскому ключи от дома Шляковых, в котором планировался (по некоторым противоречащим данным) разместиться музей Лобановых-Ростовских. Фото: Личный архив

Музейщикам было что сказать в свое оправдание. Например, что ценность коллекции сильно преувеличена. Каждый месяц на протяжении четырех лет князь привозил по два тридцатикилограммовых чемодана, набитых ценностями. Однако, как пожаловалась однажды директор музеев Ростовского кремля, в ворохе даримого жемчужных зерен было немного.

- В чемоданах были хранящиеся в беспорядке документы, слайды экспонатов, уже проданных князем, книги… Князь присылал даже свое нижнее белье, - отметила Наталья Каровская.

Год назад директор музея обмолвилась, что из всех княжеских чемоданов реальную ценность представляли лишь некоторые гравюры и графика. Однако, судя по полученным «КП» документам, и эти экспонаты оказались не намного ценнее княжеских подштанников.

Зачем сдавать в музей фальшивки?

На вопрос, зачем дарить музею фальшаки (именно такой термин применяют по отношению к поддельным предметам искусства) у специалистов возникают разные мнения. Прежде всего, князь мог не знать, что приобрел, а потом и подарил неправильные картины. "Погореть", тем более, на авангарде - легко.

— Полотна наших авангардистов стоят дороже импрессионистов и даже работ школы Микеланджело. Огромный спрос порождает невероятное количество фальшаков, — отметил искусствовед Андрей Сарабьянов. — Скажем, существовала преступная сеть, члены которой скупали датские пейзажики, ставили русскую подпись, пририсовывали над лесом маковку церквей и продавали за дикие деньги…

Еще один подарок - «Абстрактная композиция» Александры Экстер. Фото: rostmuseum.ru

Еще один подарок - «Абстрактная композиция» Александры Экстер. Фото: rostmuseum.ru

И Машков, и Экстер, присланные князем, — художники русского авангарда начала века, состоящие в «группе риска». Их подделывают часто.

— Особенно "повезло" в этом отношении Машкову. Чаще всего, грубее всего и смешнее всего подделывают именно его. Больше половины работ Машкова, барражирующих на рынках искусства — грубые подделки, — отметил глава онлайн-аукциона ArtInvestment Константин Бабулин.

Существуют и более жесткие мнения. Отдавая работы в музее на безвозмездной основе, князь теоретически мог иметь намерение легализовать некондиционную коллекцию. Только представьте, вы узнали, что работы, купленные вами за дикие деньги - не настоящие. Что делать?

– Самое правильное – оставить такую картину в чулане, как напоминание об «ошибках молодости». Некоторые пытаются продать, чтобы вернуть деньги. Другой плохой вариант — попытаться легализовать фальшивки, — рассудил Бабулин.

Один из путей легализации, по мнению экспертов, — это создание собственного музея или участие картины в музейной выставке. Это заметно обеляет репутацию коллекционера и на 20-30 процентов повышает стоимость остальных работ, находящихся в коллекции.

Преимущество музейного фактора знают и владельцы подлинных работ.

— Не так давно в Третьяковке была выставка Серебряковой, работы на которую, в том числе, брались из частных коллекций. Коллекционеры принимали серьезные усилия, чтобы именно их работы попали в Третьяковку. Потому что один только факт пребывания в Третьяковке приносит больше дивидендов, чем вложения в любой банк, — рассказал Константин Бабулин.

В этом смысле дарение предметов искусства и создание музея Лобановых-Ростовских в Ростове могло быть не просто актом беспрецедентной щедрости, но и способом улучшить свое положение в мире искусства.

А фальшивки ли?

На днях известный коллекционер Юрий Носов, выложив в ФБ копии подаренных князем шедевров, предложил специалистам оценить их качество. Большая часть призванных Носовым экспертов назвали работы подозрительными. А заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков и вовсе назвал работы «грубыми подделками».

Когда автору поста попеняли на то, что он оценивает картину, не имея Ее на руках, Носов откликнулся жестко.

«Есть настолько очевидные фейки, что даже нет необходимости брать их в руки».

А что говорят эксперты, работавшие непосредственно с картинами?

В этом месте дверь закрывается. Причем, не со стороны князя. Наталья Каровская от комментариев отказалась, сославшись на договоренности и пообещав, что все решится через месяц. Впрочем, директор обмолвилась, что экспертизы даров еще продложаются, а «князь считает нас всех дураками».

Сам Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский признался корреспонденту КП, что и сам не получил ответа на вопрос, кто проводил экспертизу его работ и на основании чьих заключений сделаны скандальные выводы.

- С моей стороны экспертизы есть, - отметил Лобанов-Ростовский. Искусствоведческую экспертизу на картину «Абстрактная композиция» Экстер сделал ведущий специалист по ее творчеству Коваленко, доктор искусствоведения, действительный член РАХ. На картину Машкова «Натюрморт с камелиями фруктами и вином» (1918) искусствоведческую экспертизу подготовил Поспелов, увы, ныне покойный, чья докторская диссертация посвящена картинам мастеров «Бубнового валета».

«Натюрморт с гитарой», приписываемый Жоржу Браку. Фото: rostmuseum.ru

«Натюрморт с гитарой», приписываемый Жоржу Браку. Фото: rostmuseum.ru

Подлинность «Натюрморта с гитарой» Ж. Брака, как отметил собеседник, подтверждена французской фирмой, аккредитованной в апелляционном суде Парижa.

Кстати, в отличие от России, искусствоведческое мнение во Франции несет юридическую ответственность. На эксперта, выдавшего заключение о подлинности «фальшака» можно подать в суд. Если музей Ростовского кремля уверен в справедливости своих оценки, он мог бы неплохо заработать. Но, конечно, в том случае, если эксперты существуют и оценивали они именно то, что было прислано в дареных чемоданах, которые не удосужились вовремя разобрать.

Также князь задается вопросом, зачем музею нужно было принимать ежемесячно на протяжении четырёхлетний дары, если в них, как отмечает директор, находились настолько ненужные вещи?

Все врут

Про то, что все врут неоднократно повторял доктор Хаус в небезызвестном сериале. «Комсомолка» напряженно следит за развитием детектива, но пока хочется воскликнуть по-хаусовски.

Несмотря на то, что Наталья Каровская подтвердила корреспонденту «КП», что создание музея Лобановых-Ростовских было не более чем домыслами князя, не имеющими под собой реальных оснований, нам удалось раздобыть бумаги, свидетельствующие, что это не так. Более того, как следует из письма первого заместителя министра культуры Владимира Аристархова, сама же Каровская создание музея и инициировала.

Приводим выдержку из письма Лобанову-Ростовскому от первого заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова:

«Инициатива выделения под музей Лобановых-Ростовских здания по адресу Ростов, улица Пролетарская, дом 46 (особняк Шлякова) принадлежит директору государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль» Наталье Каровской. Таким образом, у Каровской отсутствуют основания препятствовать своей собственной идее... Уверяю вас, что Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль» и лично Н.С. Каровская приложат все усилия для его развития. Создание музея Лобановых-Ростовских входит в число важных направлений деятельности музея-заповедника».

Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Ну разве что предположить, что с письмами Аристархова из коллекции князя произошло то же, что и с работами Машкова.

Комментарий министерства Культуры РФ

Минкультуры России планировало сформировать отдельную экспозицию в особняке Шлякова на основе коллекций, которые обещал передать Никита Дмитриевич, однако, при этом название «Музей Лобанова-Ростовского» не предполагало создания отдельного юридического лица, а имелась в виду именно экспозиция под таким названием. Учитывая данные Никитой Дмитриевичем обещания, в Министерстве даже не исключали формирование отдельного структурного подразделения или филиала. На данный момент, к сожалению, вынуждены констатировать, что не получили предметов, которые имели бы какую-либо музейную ценность. И именно в связи с этим не видим оснований для создания отдельной экспозиции. Мы с уважением относимся к мнению Никиты Дмитриевича, но хотели бы подчеркнуть, что в России сформировались правила и нормы формирования музейных коллекций и здесь мы всецело опираемся на наших музейных работников и экспертов. В заключение подчеркну, что русская эмиграция внесла несомненный вклад в сохранение отечественного культурного наследия в советские годы, и мы, конечно, благодарны князю за дары, которые он передал музею, и его внимание к отечественной культуре.

СПРАВКА КП

Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский — один из крупнейших зарубежных собирателей русского искусства, геолог и банкир. Родился в 1935 году в Болгарии, в семье эмигрировавших из Советской России представителей известного княжеского рода. В 1956 году переехал в Англию, а через два года, окончив Оксфорд, — в США. Живет в Лондоне. Более 40 лет занимается собирательской деятельностью и пропагандой русского искусства за рубежом. Участник аукционов «Сотбис» и «Кристис». Обладатель уникальной коллекции русской театральной живописи конца XIX — начала XX века. В ноябре 2010 года был удостоен российским гражданством президента РФ за особые заслуги перед отечеством.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как устроен российский рынок фальшивых шедевров

Корреспондент «КП» изучил, кто и для кого сотнями подделывает работы Айвазовского, Шишкина, Коровина и Саврасова (подробности)

 
Читайте также