Премия Рунета-2020
Новосибирск
+4°
Boom metrics
Общество18 апреля 2017 22:00

Маленькое сибирское село с большой верой

Часовня Святой блаженной Матроны Московской в глухой сибирской деревушке стала причалом для беспокойных и встревоженных со всех весей [фото, видео]
После пожара в Балмане открылась новая часовня. Фото: Евгений ХАРИН

После пожара в Балмане открылась новая часовня. Фото: Евгений ХАРИН

История этого святого места началась в 2013 году. Тогда местный житель Евгений Харин взялся за непростое дело - возвращение православной веры в свой родной поселок Балман Куйбышевского района, который находится в глубинке, за 400 километров от столицы Сибири. В прошлом веке здесь был храм, но в 1925 году его уничтожили коммунисты. Почему спустя почти сто лет в Балмане вновь заговорили о Боге?

Женя Харин стал говорить о Боге первым, и путь его к вере был непростым. Еще в детстве ему поставили диагноз «генетическое заболевание фосфат-диабет». Проблема с обменом веществ отразилась на возможности нормально передвигаться: ноги гнутся под весом тела. Куча операций, боли и костыли - вот такая жизнь была у молодого парня.

- Боли были такие, хоть на стенку лезь. Я смотрел на себя со стороны: кому я нужен, что из меня выйдет… Закрылся ото всех, озлобился, просто лежал плашмя и ничего не делал. Уже не помню, как в руки мне попала книга о Блаженной Матроне Московской. Описание ее жизни я прочитал запоем и там нашел для себя новый смысл, - рассказывает Евгений.

Сейчас Евгению 39 лет, ходит он также на костылях, но духом бодр и сколько всего для местных жителей делает!

- Меня в той книге такая мысль зацепила: Матроне ни один доктор не мог помочь, она же всем, кто ни попросит, помогала…

С этой мыслью Женя и начал свою новую жизнь. Первым делом он решил отблагодарить святую и построить в ее честь часовню. Для этого он оборудовал старый заброшенный дом. Соседи в успех не верили, шутили, спрашивали: «Кому это надо?» Но, видя упертость мужичка, некоторые начали помогать - залатали крышу, побелили стены, почистили палисадник. Епископ Каинской и Барабинской епархии владыка Феодосий освятил часовню.

Понемногу стали приходить люди. Тропинку к ней не заметало: сначала старушки потянулись, следом и молодежь.

Так выглядела старая часовня, устроенная в старом доме.

Так выглядела старая часовня, устроенная в старом доме.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

В феврале следующего года случилось несчастье - часовня сгорела. Для многих селян это был удар, во многих тогда вера пошатнулась, но не в Евгении. Сначала он слег, но уже через несколько дней снова встал на ноги, взял костыли и твердо решил: нужно строить новую часовню.

- Это как испытание для меня было - я это осознал и решил идти дальше. В сгоревшей часовне уцелела одна икона Матронушки - теперь она всегда со мной, в любой сложной ситуации я смотрю на нее и думаю, что выход всегда можно найти.

Новая часовенка была поставлена на средства самого Евгения, он разбил при ней сад, летом собирается обустроить пруд. Весть об этом месте добралась до Куйбышева, Новосибирска. Многие жители из этих городов специально едут в Балман, чтобы покреститься самим или детей покрестить. Женя старается подкреплять свою веру знаниями, много читает, общается с духовенством. Все, что узнает, передает тем, кто приходит в часовню. В Крещение и другие праздники в Балман приезжают священнослужители.

Евгений Харин поставил в Балмане часовню Святой блаженной Матроны Московской.

Евгений Харин поставил в Балмане часовню Святой блаженной Матроны Московской.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Вера Женю поменяла - такого деятельного человека днем с огнем не сыскать. Сначала он за местных бездомных бедолаг взялся, выбил для них социальное жилье, ремонт сделал, одежду приличную нашел - местные жители сами принесли утварь домашнюю, помогали кто чем мог. Одному бездомному Женя с лечением помог, навещал в больнице. Эта помощь плодов не принесла - как только жизнь у бездомных наладилась, они разбежались кто куда и опять взялись за бутылку. Но Жене не привыкать - он не теряет веры ни в Бога, ни в человека.

В прошлом году сибиряк взялся за дороги - к министру региональному ездил, просил за Балман. В результате отсыпали один участок трассы, да только сделали это уже глубокой осенью, когда метели начались. Женя и тут не растерялся - написал жалобу, всех на уши поднял. И дорогу исправили! Привезли еще несколько КамАЗов с щебнем, разровняли все как положено.

- Весна уже, все оттаяло, и дорога не расквасилась, едешь и не вязнешь. Хорошо, но мало, - не унимается человек. - В этом году еще будем просить другой участок отсыпать.

Евгений еще одно дело задумал - говорит, ближе к лету поедет в Куйбышевский дом малютки узнать, в чем дети нуждаются, хочет организовать в поселке сбор помощи. При этом иллюзий насчет жизни в Балмане Евгений не питает:

- Наше село - не чудо чудесное. Много тех, кто пьет, ругается, но и вера живет. Приходят люди в часовню. Когда плохо, ко мне приходят, плачутся, а я им говорю по своему опыту: «Все мы, люди, устроены ненадежно - можем подвести, обидеть. Только Бог, только вера никогда нас не покинет, не оставит в горе. Так что не унывайте, не опускайте руки, верьте - и все однажды встанет на свои места».