Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика20 марта 2017 22:00

Глава Роспотребнадзора Анна Попова: Мы приобрели репутацию защитников от кредиторов

Читать договор, условия продажи и правильно жаловаться - этому учат в ведомстве [инфографика]
Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Совсем недавно покупателю некуда было деваться, если его облапошат в магазине, кафе или в мастерской. А тут еще появились интернет-магазины, откуда тоже могут прислать негодный товар. Но времена меняются. Можно ведь и настучать на нечестных торговцев. И необязательно дело доводить до суда - это дорого и хлопотно. Есть Роспотребнадзор, а также масса общественных организаций по защите прав потребителей, где предоставляют бесплатные юридические услуги. А самое главное, надо следовать правилам безопасного поведения как на традиционных рынках, так и на электронных. Советы, как обезопасить себя от разного рода мошенников, дала руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

МНОГО ЖАЛОБ - НА МИКРОФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

- Часто ли потребители обращаются в Роспотребнадзор за защитой своих прав? Помогает это?

- Обращений стало больше. В 1996 году их было 16 тысяч, а за прошлый год - 700 тысяч. Правда, это все равно на порядок меньше, чем, например, в Великобритании. Но важно, что граждане начали ощущать себя потребителями, они знают и понимают, как им вести себя. Мы консультируем и принимаем обращения 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В прошлом году открыли портал, в котором есть все рекомендации (см. «Полезная ссылка»). Они собраны по рубрикам. Там выложены также все судебные решения, которые принимались в стране по делам о защите прав потребителей.

- Много нареканий в адрес финансовых услуг?

- Они не уменьшаются. Последние два года экономическая ситуация для заемщиков плохая. И они жалуются. В 2011 году было 20 тысяч заявлений, в 2016-м - свыше 30 тысяч. Например, в прошлом году в Роспотребнадзор поступило 1,4 тысячи обращений по деятельности микрофинансовых организаций. Защищая заемщиков, мы приобрели репутацию «защитника от кредиторов». С 1 января 2017 года в законах ужесточили условия и ограничили предельный размер переплаты трехкратной суммой займа (взяв в кредит 5 тысяч рублей, выплатить нужно будет не больше 20 тысяч - это тоже много, но раньше суммы могли расти до бесконечности. - Ред.).

ПОЙМИТЕ, НА ЧТО СОГЛАШАЕТЕСЬ

- Роспотребнадзор является участником проекта Минфина по повышению финансовой грамотности. Что конкретно удалось сделать?

- В 2016 году мы предоставили более четырех тысяч разъяснений, как защищать свои права. В частности, как противостоять мошенникам. Можно прийти на бесплатные консультации в наши отделения. Есть лекции, семинары, тематические беседы, деловые игры, конкурсы и олимпиады для школьников и студентов.

- Что конкретно делать, чтобы не стать жертвой мошенников?

- Любая услуга, которая сопровождается договором, требует изучения. Если вы сами не в состоянии оценить договор, попросите помощи детей, внуков, соседей, общественников или сотрудников Роспотребнадзора. Они помогут разобраться с тем, что вы еще не подписали. Если вам непонятно хотя бы одно слово, документ подписывать не надо. Самое главное - осознать то, на что вы соглашаетесь, понять, сколько вы обязуетесь платить. Здесь все зависит от срока. Но если вы берете 15 тыс. рублей и вам придется отдать 17 тыс. - это нормально. Если сумма возврата превышает 20 тысяч - это хуже.

ОНЛАЙН-МОШЕННИКИ

- Сейчас все чаще покупки совершают дистанционно - через интернет. Многое ли для потребителей меняется?

- Сегодня растут вызовы, связанные с защитой прав потребителей на фоне развития цифровой экономики. Речь об «электронной коммерции». Мы с вами от века к веку обменивались товарами и услугами, имея контакт с продавцом. Под этот принцип сформированы все законы в России. Но сейчас мы все больше покупаем товары и услуги в интернете. По данным независимых исследований, рынок электронной коммерции за последние три года вырос почти на 20%. А по прогнозу Европейской ассоциации интернет-торговли (IMRG), к 2025 году пятая часть всей международной торговли составит розничная посылочная торговля.

- Чего бояться при онлайн-покупках?

- Если покупаете на интернет-площадке, которая находится, к примеру, не в юрисдикции России, мы не понимаем: кто поставщик товара, где он произведен, кто гарантирует качество и безопасность? А если товар не понравился, если я хочу вернуть его? Здесь нужны двусторонние отношения. Зарубежные страны давно это обсуждают на площадке ВТО. Евросоюз одобрил проект директивы, как будут страны обмениваться информацией, как будут наказывать нарушителей торговли. Россия в рамках Евразийского экономического союза старается следовать мировому опыту.

- Если нельзя повертеть товар в руках, на что обратить внимание?

- Почитайте отзывы о товаре, который собираетесь приобрести, на форумах потребителей. Сравните цену у других продавцов. Если решились на покупку, убедитесь, что виртуальный продавец предоставил все необходимые данные о себе, местах самовывоза, способах оплаты - наличными или банковской картой, о сроках и условиях доставки. Если на сайте вы не нашли ответы на эти вопросы, не стоит покупать товар на этом ресурсе.

- Предположим, гражданин решился на покупку в интернете. Но, получив товар, понял, что погорячился. Его можно вернуть?

- Не во всех странах потребитель защищен от неправильной покупки. Но в России по правилам дистанционной продажи любой покупатель имеет право вернуть товар в течение 7 дней с момента его получения, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. Покупатель может отказаться от покупки также до момента передачи ему товара. При этом, он, правда, должен возместить продавцу уже понесенные расходы (в основном транспортные и курьерские).

Как правильно покупать товар в интернете

Как правильно покупать товар в интернете

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

СОВЕТЫ «КП»

Защищаем персональные данные при покупках в Сети

Не покупайте ничего с сайтов с адресом http://. Адрес безопасного ресурса начинается с https://.

Не пересылайте номер вашей кредитной карты по электронной почте. Указывайте минимум личной информации. Ваш ИНН и дата рождения легальным интернет-магазинам не нужны. Используйте надежные пароли при регистрации в интернет-магазинах.

При выборе общественной сети Wi-Fi отдайте предпочтение той, что предполагает пароль.