Премия Рунета-2020
Иркутск
-5°
Boom metrics
Происшествия20 декабря 2016 11:22

Смертельный суррогат: продажу "Боярышника" в Иркутске хотели запретить еще полгода назад

Пострадавших от ядовитого алкоголя уже почти сотня [видео, эксклюзив]
Тот самый смертоносный "Боярышник". ФОТО Кирилл Шипицин/ТАСС

Тот самый смертоносный "Боярышник". ФОТО Кирилл Шипицин/ТАСС

58 погибших, 38 человек в больницах, в основном в тяжелом состоянии. Это шокирующая статистика ЧП, произошедшего в Иркутске. Люди отравились суррогатным алкоголем. Если вчера вся страна обсуждала, что жертвы сами виноваты в своей смерти: все-таки пить концентрат для ванн «Боярышник» отважатся безнадежные алкаши, живущие в колодцах и теплосетях, то сегодня ситуация видится совсем иначе. В реанимации оказались пенсионеры, воспитательница детского сада, медсестра, многодетная мать… Не пьяницы-пропойцы, а обычные люди со средним достатком. Помимо «Боярышника» на подпольном заводе катали «Пшеничную», «Царскую охоту», «Белую березу», «Финское серебро» – самые народные марки водки. Только вместо пищевого спирта - этанола - по бутылкам разливали смертельный яд - метанол.

- Я встретился со старыми знакомыми, решили посидеть душевно, а что? Воскресенье, же, выходной, - рассказывает 33-летний медик Алексей. - Водку купили мои знакомые, какую именно, не помню, запах обычный, а вкус у нее был странный, отдавало горечью. Я выпил всего одну рюмку, а потом домой поехал. Вечером еще поиграл с ребенком, поужинал с семьей, лег спать. А утром ослеп: никак не мог разглядеть даже то, что написано в телефоне. Хотел встать, а ноги не слушаются. Вызвал скорую, меня сразу в реанимацию отвезли.

Пострадавший Алексей.

Пострадавший Алексей.

Фото: Алена ЧИЧИГИНА

Алексей, как говорят, родился в рубашке, он единственный, у кого есть надежда на полное восстановление – к нему вчера вечером вернулось зрение, то остальные находятся в крайне тяжелом состоянии. У соседки Алексея по боксу шоковой терапии, 28-летней Валентины, поражены все внутренние органы, она подключена к аппарату искусственной вентиляции легких.

- А где мой муж? Не знаете..? – едва прошептала женщина и разрыдалась.

А 7-летняя первоклашка осталась круглой сиротой. Мама и папа умирали на ее глазах. Девочка в слезах побежала просить помощи соседей, скорая приехала быстро, но уже было поздно…

- У нее больше никого нет - ни бабушек и дедушек, - рассказали «КП» в школе, где учится ребенок. - Она сейчас находится в социальном реабилитационном центре. Уповаем только на то, что откликнутся дальние родственники и удочерят ее.

Можно ли было избежать этой трагедии? Оказывается, горожане уже били тревогу с просьбой изъять из продажи тот самый «Боярышник». Доказательства тому имеются. И веские! В июле, когда на иркутских прилавках магазинов появилась «новинка» иркутяне стали обращаться в администрацию города. Просили запретить продажу дешевого напитка, на который «подсели» многие. Хоть этикетка и предупреждает: «Опасно принимать вовнурь», писалось это только для галочки. Как раз, видимо, для контролирующих структур. И продавали-то смертельное пойло в отделах бытовой химии, чтобы уж совсем никто не придрался. Но назначение концентрата для ванн было совершенно определенным. Как видно эти злые бюрократические проволочки сыграли злую шутку позже.

Администрация Иркутска за подписью начальника департамента развития предпринимательства и потребительского рынка Евгения Семенова 13 июля отправила в местный Ропотребнадзор обращение (цитируем выдержку из него): «Население использует концентрат для ванн в качестве алкогольного напитка. Просим Управление Роспотребнадзора по Иркутской области ужесточить контроль за розничной продажей на территории Иркутска бытовой химии, имеющей в своем составе высокое содержание этилового спирта».

Обращение

Обращение

Обращение в Роспотребнадзор.

Обращение в Роспотребнадзор.

Ответ пришел 21 июля:

«Концентрат для ванн «Боярышник» относится к парфюмерно-косметическим товарам, не являются пищевым продуктом, и не предназначен для пищевых целей. В связи с чем ведомство не имеет законных оснований по проверке законности продажи».

В городе начались тотальные проверки всех торговых точек. Особое внимание – маленьким ларькам и уличным павильонам. За два дня изъяли 10 тонн паленого алкоголя. Конкретно «Боярышника» 3700 бутылок. Кроме этого, губернатор Иркутской области запретил торговлю «суррогатной спиртосодержащей непищевой продукции».

– Чтобы контролировать продажу таких настоек, нужны изменения в федеральном законодательстве, - заявил губернатор Приангарья Сергей Левченко. - Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области обращалась в Министерство промышленности и торговли РФ с предложением инициировать вопрос по введению запрета на продажу спиртосодержащей жидкости с экстрактом боярышника. Как ответили из федерального органа, данная информация будет учтена при внесении изменений в соответствующие законы. Уверен, что теперь этот процесс пойдет быстрее.

Так в маленьком городке Саянске, что в 250 км от Иркутска проблему с продажей смертоносного «Боярышника» решили еще год назад. Там после многочисленных жалоб от жителей мэру удалось договориться с предпринимателями и они убрали с прилавков опасное зелье.

- Разговор был по душам: «У вас доход с одной такой бутылочки в 5-10 рублей, а сколько вы проклятий в свой адрес получите? Сколько горя людям принесете, - говорит глава Саянска Олег Боровский. - Запретить продажу мы не могли. Так что это, по сути, была договоренность. Я их попросил, ко мне прислушались.

Вчера в Иркутске был День траура по погибшим. Завтра пройдут первые похороны.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Владелец подпольного цеха, где разливали убивший 54 человека «Боярышник», сбежал за границу?

После массового отравления суррогатом полицейские продолжают прочесывать каждый закоулок в Иркутске в поисках подпольных цехов и незаконных точек сбыта. Один из заводов, где разливали смертельное пойло, сыщики нашли в садоводстве на окраине города. На следующий день побывали там и корреспонденты «Комсомолки».

Среди кирпичных и деревянных дач стоит павильончик с зазывающей рекламой «Разливные напитки. Низкие цены». А на картинках – фотографии дорогущих виски, бренди, ликеров. Буквально в метре от павильона и тот самый цех: поставки суррогата шли, видимо, бесперебойно. Даже забор у магазинчика и цеха общий! Заглядываем туда. Серое неприметное здание из пеноблоков, во дворе валяется пустая канистра, пластиковые бутылки, ведра. И множество следов на снегу. Похоже, еще недавно здесь кипела работа. А сейчас ни души. Мини-заводик охраняет большая собака.

- Алло, ваш участок на Ключевой? – дозвонились мы до владельца участка.

- Да. А что случилось (явно подозревая, о чем пойдет речь на ломаном русском отвечает горе-предприниматель).

- Полицейские к вам приходили вчера. Были на месте?

- Нет, я вообще в Азербайджане.

- А цех по розливу алкоголя ваш?

- Какой цех? Ничего не знаю. Я пирожками занимаюсь уже восемь лет. Четыре года назад купил участок, начал производство. Никакого там алкоголя нет. Я последний раз был на участке 7 декабря. Ключи от дома никому не оставлял. Вот вернусь к новому году, наведу порядок.

Еще один подпольный цех полицейские нашли под Иркутском, в городе Шелехове. Суррогат там разливали в здании заброшенного бывшего молокозавода. По документам сейчас там зарегистрирована автомастерская. Но, увы, двери ее оказались заперты, и ни один из телефонов не отвечает.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Надежда ГРОШЕВА, профессор, декан Сибирско-Американского факультета ИГУ

«Если цены повысить, всегда найдется тот, кто продаст дешевле»

-Жалко людей. У всех остались родственники, остались дети. К каким бы слоям общества они не принадлежали. С человеческой точки комментировать такую трагедию просто невозможно. А с точки зрения экономики это выглядит просто: рост акцизов и подорожание «законного» алкоголя неизбежно приводит к росту производства подпольного алкоголя, качество которого никто и никак не гарантирует. И необходимо, конечно, контроль усиливать за всем, что продается в аптеках и в ларьках.

Но есть еще одна опасность – впасть в крайности, и запретить все спиртосодержащие жидкости, поднять на них цены. Это приведет только к тому, что будут покупать самогон и всяческую бормотуху.

Есть еще один момент – власти еще летом говорили об этой проблеме. Но, увы. Им сейчас просто не хватает полномочий, чтобы прекратить опасную торговлю, они могут только порекомендовать отказаться от этого. Конечно, муниципалитетам нужно больше прав на своей территории.