Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
В мире14 ноября 2016 19:22

Дональд Трамп - это новый Рональд Рейган?

Какую Америку получил новый президент США и чем это для всех закончится
Президент Трамп будет сильно отличаться от кандидата Трампа.

Президент Трамп будет сильно отличаться от кандидата Трампа.

Фото: REUTERS

В первые дни после неожиданного успеха Дональда Трампа на президентских выборах в США большинство комментаторов в России и мире занялись объяснением: почему аналитики ошиблись в прогнозах и каков масштаб сдвига, случившегося в американской политике. Сейчас - время отнестись к событию менее эмоционально.

Причин у победы Трампа несколько, но все они таковы, что позволяют говорить о его избрании - как о довольно случайном событии. Безусловно, в Америке углубляется раскол между большинством и меньшинствами, равно как между бедными и богатыми, между «глобализированной» прослойкой и никогда не выезжавшим из страны большинством. Сегодня 1% наиболее состоятельных американцев контролируют 44,5% национального богатства, что превышает максимальные показатели начала ХХ века. За время, прошедшее после кризиса (2009-2015 годов) на долю этого 1% пришлось более половины прироста реальных доходов в стране. И, что наиболее существенно, размывается «средний класс»: минимальная почасовая зарплата в реальном выражении сейчас меньше, чем была в середине 1970-х годов. Этот раскол сейчас и проявляется в американской политике: консерваторы и либералы становятся всё более непримиримыми. Между тем поддержка собственных кандидатов в президенты - почти одинакова. Республиканцы получают голоса за счет критики излишних свобод разного рода меньшинств. Демократы - за счет программам соцподдержки малоимущих и иммигрантов. В результате дефицит только по социальному страхованию и Medicare (страховой медицины) в этом году превысит $475 млрд. (это 35 трлн. руб. - три годовых бюджета России – Прим. ред.). Что в общем и составляет «цену», которую Америка платит за «социальный мир». И поэтому средний разрыв между основными кандидатами на выборах за последние 16 лет составил - 3%. Так что назвать победу Трампа закономерной никак не получается. Равновесие в обществе настолько хрупко, что попытки нового президента пересмотреть текущий курс вызовут мобилизацию миллионов граждан, получающих от государства существенную помощь, и остановят его на следующих выборах, через четрые года.

В пользу этой же трактовки говорит и то, что Трамп получил на выборах не самого сильного соперника: Хиллари Клинтон выиграла номинацию от демократов с гигантскими усилиями. Ее популярность в обществе была низкой, а количество скандалов – запредельным. Не стоит забывать и о специфическом стиле агитации, который по сути никогда не применялся американскими политиками, не склонными к популизму. Но, повторю, всё это не означает, что в Штатах наступила «эпоха» популизма и антиглобализма, и тем более не значит это, что подобная волна захлестнёт вскоре весь мир. Скорее, мне кажется, мы увидим диаметрально обратный процесс.

С одной стороны, президент Трамп будет сильно отличаться от кандидата Трампа. И речь идёт даже не о «сдержках и противовесах» – в первые два года республиканцы смогут позволить себе очень многое – сколько о том, что в США (в отличие от России) популизм может быть применён первым лицом, но не распространён в среде экспертов и политиков. Администрация Трампа будет сформирована из людей менее склонных к эпатажу, чем он сам – и поэтому слова будут одними, а дела другими. Во внешней политике не следует ждать резкой смены курса, а экономическая программа президента (особенно его стремление нажать на Китай и обеспечить максимальный рост добычи энергоносителей в самих США) чревата ростом ставок и снижением цен на нефть, что невыгодно России. Мне кажется, что собравшиеся вокруг Трампа республиканцы скорее будут проводить курс типа рейгановского (имеется в виду поддержка собственной экономики, и сдерживание России - тогда СССР. - Ред.).

С другой стороны, феномен Трампа крайне напугает умеренные силы не только в Америке, но и в мире. Демократы в США наверняка сделают из случившегося необходимые выводы – и переизбрание Трампа кажется мне практически невероятным (тем более что на период его президентства почти наверняка придётся новый циклический экономический кризис). В Европе победа американского популиста накануне выборов в Германии и во Франции скорее станет фактором, работающим на умеренные силы, а не на националистически настроенных популистов (первым сигналом, прав ли я в этом предположении, станут выборы президента Австрии 2 декабря). Не исключено, что мы увидим период формирования широких коалиций умеренных партий, противостоящих тем, кто будет пытаться эксплуатировать образ Трампа в своей предвыборной риторике. При этом не исключено, что в мире будет складываться такое же настороженное отношение к Америке, какое наблюдалось при президенте Дж. Буше-мл. – и оно также станет фактором консолидации умеренных сил.

Подводя итог, скажу: произошедшее в Америке 8 ноября – это в гораздо меньшей степени победа Трампа, чем провал его противников. В конце концов, победаТрампа является не отрицанием демократии, а её следствием, и не попирает «американскую мечту», а выступает её практически идеальным воплощением…