2016-08-24T01:56:45+03:00

Ярославский код «Мастера Леонардо»

2-й межрегиональный симпозиум по городской скульптуре прошел в историко-культурном комплексе «Вятское»
С помощью перфоратора Любовь Казарновская оставила свой автограф. Фото: Михаил ТРОПИН.С помощью перфоратора Любовь Казарновская оставила свой автограф. Фото: Михаил ТРОПИН.
Изменить размер текста:

Разговор без лишних слов

В офисе художественно-производственной компании «Мастер Леонардо» телефонный звонок из Ростова Великого. У настоятеля строящейся там церкви Иконы Державной Божией Матери отца Сильвестра и у председателя общины храма, строителя по профессии, Александра Согласнова к ярославским партнерам и персонально к директору ООО «Мастер Леонардо» Дмитрию Брандукову - конкретные деловые вопросы. Гранит для полов, мрамор для купели в новом храме - со складов его компании, полы и купель готовы, продолжается отделка интерьеров, впереди благоустройство подворья, и конечно, обсудить есть что. Разговор без лишних слов, ярославская компания, чья основная специализация - натуральный камень, судя по всему, близко к сердцу принимает богоугодные заботы православной общины, ее заказы выполняются по ценам с благотворительной скидкой.

Этот наш списанный с натуры «стоп-кадр» из повседневной жизни компании «Мастер Леонардо» - наверное, самый простой и убедительный довод в пользу того, что интересные новости здесь найдутся всегда. В широком партнерском кругу ее менеджеров - церковные приходы и строительные фирмы, архитекторы и дизайнеры, коллеги, российские и зарубежные; ее постоянная клиентура - индивидуальные заказчики из числа новоселов загородных усадеб. В прайс-листе компании - изделия из камня: от уличной брусчатки, фасадной плиты, перил и балясин до предложений посерьезней - на изготовление мемориальной, ландшафтной, монументальной городской скульптуры. Материал - гранит, мрамор, кварцит, известняк, доставка из российских карьеров, из Украины, Китая, с родины Леонардо да Винчи - Италии. Кроме собственного производства и архитектурного бюро, ООО имеет творческую мастерскую скульптуры и мозаики. Ярославцы и особенно люди, неравнодушные к искусству, не говоря уж о профессиональном сообществе, ценят талант, хорошо знают творчество ее руководителя члена-корреспондента академии художеств, заслуженного художника России Елены Пасхиной. Его внушительную ретроспективу зрители увидели в последние годы на персональных выставках Пасхиной в академии художеств в Москве, в Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и совсем недавно - в ярославском концертно-зрелищном центре «Миллениум». Здесь, в одном из залов гостевой зоны КЗЦ, вместе с эскизами, рабочими моделями, фоторепродукциями ее самых известных работ - памятников Федору Ушакову в Рыбинске и Леониду Собинову, жертвам радиационных аварий и катастроф, скульптурных композиций «Постовой Романовской заставы», «Стрижи» памяти погибших в авиакатастрофе хоккеистов «Локомотива» в Ярославле - представлены были и новые станковые и монументальные произведения мастера, выполненные в самых разных техниках, в том числе и эксклюзивной технике рельефа в цвете на стыке скульптуры и живописи.

Золотое сечение

К слову, когда в свое время решили на свой страх и риск вынести в логотип компании имя гения Ренессанса (создателя фрески «Тайная вечеря», легендарного портрета Моны Лизы), то аргументы против возможных упреков в «саморекламе» продумали заранее - доводы оказались вполне основательными, хотя бы потому, что все они - хрестоматийные факты из жизни Леонардо. Был он не только живописцем, но и скульптором, и зодчим, и инженером-конструктором, и естествоиспытателем, и музыкантом, в двадцать лет получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки, изобрел вертолет, парашют, велосипед, прожектор, двухлинзовый телескоп и много чего еще. И это он, мастер Леонардо, следуя античным канонам красоты и гармонии, на века ввел в обиход зодчих и художников само понятие «золотого сечения». Так что бренд ярославского коллективного «Мастера Леонардо» - ничто иное, как образное обозначение целей и ориентиров, базовых начал, когда следование пропорциям «золотого сечения» вовсе не отменяет современных технологий, а утонченное мастерство в своем ремесле - кругозора и строгой академической выучки. «Наш код да Винчи», - пошутил по этому поводу кто-то из команды Дмитрия Брандукова, имея в виду нашумевший роман под таким названием.

Мастерская под открытым небом

А мы о новостях от «Мастера Леонардо». Важнейшая из последних - 2-й межрегиональный симпозиум по городской скульптуре. Проходил он в историко-культурном комплексе «Вятское» по программе осенней сессии фестиваля «Провинция - душа России» и, конечно же, не был оставлен без внимания прессой, и не только региональной. Рука об руку с руководством комплекса, получившего летом гран-при международного фестиваля «Интер-музей - 2015», с ректором академии «Голос и скрипка», оперной певицей с мировым именем Любовью Казарновской и ее супругом австрийским продюсером Робертом Росциком «Мастер Леонардо» снова показал себя на редкость успешным собирателем творческих сил.

На три сентябрьские недели поляна на подходе к Воскресенскому храму, рядом с торговой площадью Вятского, превратилась в мастерскую под открытым небом. Здесь и проходил межрегиональный симпозиум. Первый, напомним, год назад, с участием питерских скульпторов, принимали в Данилове. Его тему - шахматы - подсказал утвержденный еще при Екатерине Великой герб этого города. Вместе с ярославским геральдическим медведем с секирой помещен на нем фрагмент…шахматной доски. По преданию, Петр I во время своего путешествия по европейскому Северу России получил в подарок от даниловских кузнецов серебряные дорожные шахматы. По условиям симпозиума все работы, выполненные из белого известняка от «Мастера Леонардо», навсегда остались в даниловской художественной галерее под открытым небом возрожденного теперь «Парка купца Акимова».

Тема симпозиума в Вятском - Некрасов и его герои - была посвящена нынешнему российскому Году литературы. Рукава засучили семеро художников из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля. К концу второго фестивального дня выставка открылась. «Святой Никола» Галины Додоновой, веселый «Вятский огуречник» с бочонком в руках Ильи Брандукова, жница и косарь, «Жатва» Бориса Сергеева, русские красавицы Ольги Панкратовой из некрасовского стихотворения «Есть женщины в русских селеньях», «Волгарь» Валентина Рещикова с огромной рыбиной в обнимку, некрасовский «Школьник» Семена Жохова, «Дети, бегущие от грозы» Елены Пасхиной - все эти легко узнаваемые персонажи стали теперь новоселами Вятского, села, накрепко связанного с судьбой и поэзией Некрасова.

- Все делалось по вдохновению, на одном дыхании, без рабочих моделей, при любой погоде, - проект представила ее автор Елена Пасхина. - Нашим спонсором был историко-культурный комплекс «Вятское», а о доставке скульптурного камня, белого известняка из карьера во Владимирской области, снова позаботился наш «Мастер Леонардо». Принимающая сторона создала нам все условия для творчества. Работы остаются здесь, надеюсь, они будут достойны этих исторических мест - некрасовского волжского правобережья с родовым поместьем Некрасовых в Грешневе, с их семейным склепом в соседнем Аббакумцеве, окрестными лесами, где поэт охотился, со старинным торговым Костромским трактом и переживающим в наши дни второе рождение почтенным ярмарочным селом Вятское. На симпозиум собрались давно сложившиеся мастера, воспитанники знаменитых академических питерских вузов имени Ильи Репина и Веры Мухиной, известные не только в профессиональном сообществе. Например, Додонову, до академии закончившую Ярославское художественное училище, кто-то знает по памятникам Анне Ахматовой и фонтану «Нева» в Санкт-Петербурге, кто-то - по портрету Пушкина в Пушкинских Горах, ученика Михаила Аникушина Сергеева - по его потрясающей серии образов святых и подвижников, по «Святому Николаю» на истоке Волги, питерскому «Фонарщику» - соавтором этой композиции, как и некоторых других проектов Бориса, была его талантливая супруга Ольга Панкратова.

Серьезные творческие планы

Первый зрительский отклик на открытии сада скульптур все услышали от Любови Казарновской. Свою высокую оценку увиденного - «пятерку с плюсом» - подтвердила она оригинальным способом: автограф на композиции «Дети, бегущие от грозы» Любовь Юрьевна оставила…размашистым росчерком отдаленно похожего на электродрель профессионального перфоратора для обработки камня.

У компании «Мастер Леонардо» серьезные творческие планы и, прежде всего, симпозиум-2016, теперь уже международный. Разослан текст обращения к коллегам и партнерам. Компания сообщает о новом замысле: она готова снова взять на себя организацию симпозиума и ждет конструктивных предложений.

Цель проекта - укрепление российских и международных связей творческой интеллигенции, популяризация изобразительного искусства, а именно - художественной обработки камня.

По убеждению директора компании, Дмитрия Брандукова, эта цель проста и ясна, и она стоит того, чтобы ради нее постараться. Недавно в адрес компании пришел заказанный ею груз с родины Леонардо да Винчи: три блока (самый габаритный весит 8 тонн) белого, «с дымкой», каррарского мрамора. Того самого, из которого построен, например, римский Пантеон, высечены скульптуры работы Микеланджело и его старшего современника - мастера Леонардо.

Юлиан НАДЕЖДИН, член Союза журналистов России.

Подпишитесь на новости:
 
Читайте также