Премия Рунета-2020
Нижний Новгород
+7°
Boom metrics
Происшествия4 августа 2015 13:28

Отца, убившего шестерых детей, уже пытались лишить родительских прав, но не нашли оснований

После страшного преступления Олег Белов ударился в бега [видео] [обновления]

В детский сад всех своих шестерых ребятишек всегда приводила мама Юлия. А 27 июля пришел отец. Один.

- Отвез жену и детей на дачу, так что пока в сад ходить не будут, - объяснил Олег Белов воспитателям.

Те поначалу и не волновались. Но в следующий понедельник, большое семейство снова не появилось на пороге. Может, на природе задержались? Но воспитатели считали по-другому. Семья непростая. Однако предположить, в какую деревню уехали мама и шесть детей, не мог никто.

- Сотрудники детского сада обратились в полицию, - рассказывают в СУ СК России по Нижегородской области. – Когда полицейские пришли к ним в квартиру, то дверь никто не открыл – пришлось влезть через окно.

Дальше — шок и ужас. Там, в квартире следователи нашли расчлененные тела. Пока нельзя даже сказать, сколько детей убито. Среди погибших 32-летняя Юлия Белова. Она была беременна в седьмой раз.

Бабушка детей (в центре) обращалась в суд с просьбой лишить отца родительский прав из-за жестокого обращения с детьми

Бабушка детей (в центре) обращалась в суд с просьбой лишить отца родительский прав из-за жестокого обращения с детьми

Фото: Ольга КУРЕНКОВА

«Вы мне ребенка своей едой испортили!»

В многоэтажном доме в центре Нижнего Новгорода Беловы жили семь лет. Соседи и воспитатели говорят, что семейство было очень набожное. Поэтому Юлия и рожала каждый год, предохраняться и делать аборты религия не позволяла. Но в православную церковь они не ходили.

- Семья обыкновенная. Дети чистенькие, умненькие. Единственная особенность - они не кушали мясо, рыбу и яйца. Мама специально написала, что они вегетарианцы, - говорит Ольга Казакова, заведующая детским садом №469, куда ходили убитые дети.

Для маленьких Беловых готовили отдельно. Однажды сотрудники недосмотрели и один ребенок поел «неправильной еды». Юлия Белова об этом узнала и устроила в саду скандал, кричала, что ей «испортили детей».

Юлия и Олег не работали. Она постоянно в декрете, он инвалид 2-й группы. Жили на детские пособия и его пенсию.

Особая религиозность пришла в семью от отца, 52-летнего Олега Белова. И под подозрение в страшном преступлении он попал сразу. Соседи видели, как он уходил из дома. Куда, неизвестно. Белова сразу объявили в розыск.

Семья Беловых до страшной трагедии. ФОТО: Соцсети

Семья Беловых до страшной трагедии. ФОТО: Соцсети

Фото: СОЦСЕТИ

Отлучили от церкви адвентистов за прелюбодеяние

В Нижний Белов приехал в 2009 году. Сам он из Гороховца Владимирской области. В 1992 году крестился здесь в церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

Члены общины помнят его, как человека со странностями. Он уже тогда нигде не работал, жил на пенсию по инвалидности, которую получил из-за психического заболевания — шизофрении.

- Я его хорошо помню, - рассказал пресвитер церкви Александр Зимин. - Поначалу все у него было хорошо, изучал библию, участвовал в жизни церкви, но потом завел в Нижнем Новгороде подругу, ездил к ней, жили во грехе. А у нас с этим строго.

В итоге Олега Белова исключили из общины за нарушение седьмой заповеди - за прелюбодеяние. Тогда он и перебрался в Нижний окончательно. С Юлей поженились, пошли дети.

- Там он ходил в церковь, но не как член общины, - рассказывает Александр Зимин. - Говорят, курить начал. Это у нас тоже не приветствуется. У него были психические проблемы. Но в церкви это никак не проявлялось.

Исчерпывающие доказательства жестокости

А вот на семье, видимо, эти проблемы все-таки отразились.

- Еще в 2011 году к нам обратилась бабушка со стороны матери и сказала, что отец Белов жестоко обращается со своими детьми. Она требовала лишить его родительских прав. Но в ходе судебного заседания не было представлено исчерпывающих доказательств его жестокости. Кроме того, сама мама шестерых детей просила суд не лишать мужа родительских прав, - рассказала Екатерина Кутовая, заместитель главы администрации Нижегородского района по социальным вопросам. – Тем не менее, сотрудники органов опеки регулярно посещали эту семью. Последний раз были в июне, следующий визит был запланирован на 22 июля. Но тогда им никто не открыл дверь.

Еще четыре года назад дети могли оказаться в безопасности. Или позже, надо было только обратить внимание, прислушаться. Ведь и в детском саду ребята жаловались воспитателям.

- Папу мы видели не часто. Но никаких признаков агрессии у него не было. Единственное, в прошлом году одна из девочек сказала, что папа ее стукнул. Я вызвала тогда полицию, но ребенка посмотрел врач и никаких травм не нашел, - рассказывает заведующая.

Юля, несмотря на наличие шестерых детей, ни разу не поболтала с мамочками у песочницы – говорила, муж запрещает

Юля, несмотря на наличие шестерых детей, ни разу не поболтала с мамочками у песочницы – говорила, муж запрещает

Фото: СОЦСЕТИ

Меньше месяца назад Юлия Белова уже сама подавала в суд иск о лишении родительских прав отца, но на заседания суда 8 июля и 27 июля не пришла. Возможно, в день, когда должен был состояться второй суд, она была уже мертва вместе с детьми. Восемь жизней вместе с неродившимся младенцем - ичерпывающие доказательства жестокости.

За что, господи?

Главный вопрос, на который никто пока не может дать ответ: за что отец убил жену и детей? Такой набожный человек и детей воспринимал как дар небес. И все-таки поднял руку...

Специалисты, с которыми мы говорили, сходятся на двух версиях. Первая - ссора с женой. Она грозилась отнять детей и уйти. И вот таким страшным способом он решил оставить семью навсегда рядом с собой.

Второй - еще более страшный. Решив, что близок конец света, он решил лично отправить родных людей в царствие Божие - без мук. Тела же расчленил, чтобы избавиться тайно, потому что возобладал инстинкт самосохранения. В пользу этой версии говорит еще одна страшная находка...

Зинаида Белова после переезда сына из Владимирской области так и осталась жить в Гороховце. Однако уже несколько дней пенсионерку никто не видел. Когда на Белова была разослана ориентировка по всем соседним с Нижним регионам, полицейские пришли домой к его матери. Там они никого не застали, однако около частного дома пенсионерки, на огороде, увидели свежевскопанную землу. Раскопав участок, полицейские обнаружили человеческие останки.

- Это тело женщины, предположительно матери Олега Белова, - сказала начальник отдела информации и общественных связей владимирского УМВД полковник Анна Басова. - Сколько они пролежали в земле, пока сказать невозможно, на месте работает оперативная группа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Олега Белова задержали в Коврове вечером 4 августа

Может ли Олег Белов быть причастен к убийству Марии Гликиной?

Следователи допрашивают служителей церкви адвентистов седьмого дня

Сектант-детоубийца мог охотиться в Коврове на свою тещу

Олег Белов попал в реанимацию в городе Коврове

Отец-детоубийца унес с собой часть расчлененных тел

Детоубийцу Олега Белова привезли в нижегородскую больницу

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Любая псевдорелигия разрушает личность»

Церковь Христиан Адвентистов седьмого дня в России не запрещена - у организации свой сайт, целая «духовная академия» и «гуманитарно-экономический институт», есть даже радиоволна и телеканал. По сути, это протестантское течение в христианстве, адепты которого ждут второго пришествия и считают субботу «святым днем». Тем не менее, специалисты предупреждают: опасность все равно есть.

- Адвентисты - не деструктивная организация, не проповедует насилие, изуверство, ритульные жертвы. Однако любая псевдорелигия подавляет волю человека, разрушает его личность, - объяснили «Комсомолке» в Центре религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского. - Если ее адепт убивает, вовсе не значит, что он сделал это под влияением учения. Вероятнее всего, у человека просто психическое расстройство. А вот спровоцировать его могло, в том числе, и чрезмерное увлечение псевдорелигией.

Врач-психиатр Александр Федорович: «Сектант или нет, этот человек очень болен»

- Преступление жуткое, и совершил его, на мой взгляд, явно нездоровый человек. И здесь уже не столь важно – сектант или нет. Судя по той информации, что у нас уже есть – он страдает серьезным расстройством психики. Могу предположить, что речь идет о бредовом расстройстве шизофренического круга. Это когда, например, человек начинает слышать голоса, приказывающие ему сделать что-то.

Каков мотив этого преступления? Здесь варианта два: либо возмездие, либо спасение. Первое – это если дети и жена в чем-то провинились, на его взгляд, и он вот так с ними решил расправиться. Но, конечно, мы видим колоссальное несоответствие между возможными проступками жертв и наказанием. И это еще одно свидетельство, что убийца нездоров психически.

А еще это может быть «спасение». Если убийца и правда состоял в секте, то он мог решить, надо спасать семью от чего-то страшного. Это пока предположение.

Почему он расчленил тела? Здоровому человеку это не понять, потому что у больного человека могут быть какие угодно мотивы. Но что-то он пытался доказать.

Психиатр-криминалист Михаил Виноградов: «Если псих скажет «не хочу лечиться», никто его не заставит»

Один из ключевых вопросов, который задаешь себе после нижегородского трэша, - почему таких «беловых» не закрывают в спецбольницы? Шизофрения 2 степени. Диагноз, извините, не только в медкарте - по лицу все читается. Уже кидался на жену, бил детей. По-че-му? Доктор медицинских наук психиатр-криминалист Михаил Виноградов отвечает коротко: закон не позволяет.

- Вместе с коллегами мы давно добиваемся, чтобы вернули нормы оказания психиатрической помощи, которые работали в советское время, - говорит Виноградов. - Тогда положить больного в стационар и лечить его можно было даже по решению участкового психиатра. Сейчас, в принципе, тоже можно, но. Берет наш пациент ручку и листочек и пишет: «от госпитализации отказываюсь». Все. Врач обязан его отпустить. По Закону «О психиатрической помощи» лечение добровольное. Принудительное - только по решению суда, если «клиент» уже кого-то зарубил топором, зарезал, застрелил пятерых и т.п.

- Есть мнение, якобы в советское время в психушки без разбору отправляли «неугодных».

- Да бросьте. Вот как это происходило и чего катастрофически не хватает теперь. Пример из моей далекой практики, когда я работал участковым психиатром. Вызов - женщина кидается с топором на соседей. Приезжаю с медсестрой - опытной, профессионализм тогда был на уровне. Мы этой даме вежливо: «Поедем-те с нами на обследование». Сажаем в машину: я справа, медсестра слева от нее, топор - под сиденье водителю. В больнице нас уже встречают санитары, госпитализируем пациентку. Утром я докладываю главному врачу и начмеду, почему принял такое решение. Те выдают заключение - согласны. Еду с этим заключение к главному психиатру города, тот высылает в больницу своих помощников - они проверяют, обоснованно ли мы оставили у себя даму с топором... И мы ее лечим. Сколько надо и как надо. После выписки ее регулярно - минимум дважды в месяц - навещает психиатр. Причем, не в белом халате, а в «штатском», чтобы не смущать. А с родственникми и соседями этот врач держит связь постоянно, созванивается.

- Сейчас он не обязан это делать?

- Сейчас получается замкнутый круг, ведь если психически больной не хочет лечиться, врач ничего не может сделать. Хотя при некоторых расстройствах над человеком нужно оформлять опекунство - в том числе, при шизофрении 2 степени, которая у этого Белова. С соответствующим обращением в органы опеки обращается, опять же, психиатр. Только для начала ведь псих должен попасть, что называется, «в руки доктору». А он - не хочет! Второй момент. Опекунство по закону вполне может оформить мать или, например, жена. Которая будет с больным жить, рожать ему детей. И до последнего терпеть его выходки, как «настоящая русская женщина», не собщать о приступах врачу. Как результат - «беловы» по всей стране.

- Кстати, о стране. Психически больной - даже если он лечится, стоит на учете - он ведь может спокойно ездить туда-сюда?

- Да, у нас свобода передвижения. Но если в другом регионе он накуролесит, положить его в больницу станет проблемой. То полиса не окажется, то он - опять же - просто «не захочет». В советское время его бы спокойно госпитализировали и начали лечить - даже если он из Москвы прилетел в Хабаровск. С коллегами мы направили в Госдуму свои предложения, как и почему нужно менять закон о психиатрической помощи. Прошло уже больше года, и только теперь, в этом августе, собираются рассмотреть. Будем ждать результата.

С детьми оба родителя обращались жестко, спуску не давали.

С детьми оба родителя обращались жестко, спуску не давали.

Фото: СОЦСЕТИ

«Вытянуть из психа бредовую идею трудно даже врачу»

Юрий Савенко, психиатр, кандидат медицинских наук:

- Здесь на поверхности то, что это душевнобольной, который давно не проверялся. А диспансеры сейчас перегружены, их число сократилось, и вообще психиатрическая служба в стране развалена. Еще проблема: даже если человек стоит на учете в психдиспансере, врач обязан его проверять только в том случае, если в диагнозе прописана склонность к суициду, агрессии, виктимность - предрасположенность стать жертвой преступления. Остальных проверяют только по сигналу родственников, знакомых, соседей. Могли ли медики не заметить у него склонность к агрессии? Дело в том, что психическое заболевание не стоит на месте, она могла развиться в дальнейшем. Провоцирует же такую жестокость резкое обострение, когда вдруг «слышатся голоса», начинаются псевдогаллюцинации, которые буквально понуждают «убей». А пусковым механизмом может стать, что угодно - проблемы в семье или на работе, какая-то обидная фраза, да элементарно - наступление осени. Кстати, обычно пациенты психиатров - люди неприметные. Чтобы вытянуть из них бредовую идею, даже специалистам приходится тянуть за множество «ниточек».

«Опека должна думать о детях, а не о статистике»

Антонина Макарычева, бывший директор Государственного учебно-методического центра по проблемам опеки «Детство»:

- Государство сейчас помогает многодетным семьям. И только если семья неблагополучная, она берется на особый контроль. Этими проблемами занимаются много служб, главное - вовремя выявить беду. Но, к сожалению, сами семьи не всегда открыты. А иногда и просто отказываются от помощи, не идут на контакт. А если родители, например, сектанты... Эти люди ловкие, хитрые, способны на обман и просто пугающе влияют на детей! Когда мы говорим, что ребенок должен воспитываться в семье, это правильно. Но... В какой семье - такой? Надо в каждом случае подходить индивидуально. А специалисты органы опеки в последнее время просто запуганы - в том числе, СМИ. Попрой после изъятия детей из проблемной семьи в прессе поднимается шум, начинаются нападки. Сейчас государство отчитывается за каждую такую «сохраненую семью». Но надо думать не о статистике, а о детях.

«Убил детей, чтобы они «попали в рай»

Владимир Файнзильберг, врач психиатр-психотерапевт, доцент Московского института психоанализа:

- Я думаю, эти убийства он совершил не по религиозным мотивам. У адвентистов седьмого дня те же христианские заповеди. Другое дело, что чрезмерное увлечение религией — сверхвера - может спровоцировать психическое расстройство. Тогда появляется некая сверхидея. Допустим, что дети не должны попасть в ад и значит их нужно убить - тогда они не успеют нагрешить и окажутся в раю. Либо, убить, чтобы они не мучились в жизни. Вариантов много. А не рожать - делать аборт, даже предохраняться - это религия им запрещает. Была ли эта бредовая жестокость спонтанной или он давно вынашивал план, покажет судмедэспертиза. Кстати, толчком могло стать и то, что его выгнали из религиозной общины.

Записала Александра КОЧНЕВА.

ПЕРВАЯ РЕАКЦИЯ

Елена МИЗУЛИНА, глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:

"Выводы делать еще рано"

- Страшная трагедия! Конечно, необходимо тщательное расследование. Знаю, что на место уже выехали лучшие следователи — представители центрального аппарата Следственного Комитета РФ. Ведется активный поиск убийцы. Судя по той информации, которая поступает, ситуация экстраординарная. Еще слишком рано делать какие-либо выводы. Нужно дождаться результатов следствия.

Антонина Макарычева, бывший директор Государственного учебно-методического центра по проблемам опеки «Детство» : «Социальные службы боятся проявлять строгость»

Федор Кондратьев, доктор медицинских наук, сотрудник ГНЦССП им.Сербского, специалист по сектам, маньякам и одержимым: «Убийство противоречит христианской идеологии, возможно, дело в мести»

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Трагедии, подобные случившейся в Нижнем Новгороде, происходили в России и ранее.

5 ноября 2014 года, Артем, Приморский край

Когда Андрей Ястребов организовал небольшой цех по пошиву вещей, он и представить не мог, что это доведет его до детоубийства. Набрав кредитов, мужчина не смог рассчитаться с банком: его товар не пользовался спросом. Поняв, что вот-вот у него отберут последнее, он решил убить себя и свою семью, сначала он задушил своих сыновей, 8 и 13 лет, убил жену и 2-летнего сына, потом поджег дом и попытался повеситься. После неудавшейся попытки суицида он выбрался из дома и попытался скрыться. Душегуб дожидается приговора в спецлечебнице.

7 июля 2014, Хакасия

40-летний Станислав Кейдалюк, заподозрив свою жену в измене, решил жестоко отомстить ей. Мужчина затопил баню и попросил супругу отпустить их детей, двух девочек 13 и 8 лет и 4-летнего мальчика, помыться. В бане он поджидал их с ножом. Зарезав детей, он попытался покончить жизнь самоубийством. 27 ноября во время этапирования в Москву Кейдалюк покончил жизнь самоубийством, проколов авторучкой сонную артерию и умерев от потери крови. Ему грозило пожизненное заключение. 27 апреля 2014, Санкт-Петербург

После бурного обсуждения, в ходе которого супруги так и не договорились, как будут праздновать день рождения старшего сына, Александр Кириллов убил и расчленил свою жену и двоих сыновей, 2 и 3 лет. Мужчина утверждает, что жена напала на него первой. Останки он расфасовал по пакетам и вынес на пустырь, где через день их обнаружили случайные прохожие. Суд над Кирилловым начался 29 мая и проходит в закрытом режиме. Следствие требует для мужчины пожизненного заключения.

20 марта 2010, Москва

Коммерсант Юрий Меркинд расстрелял из пистолета с глушителем в доме на Рязанском проспекте двух родных дочерей и свою жену. На преступление он решился после того, как суд обязал его полиграфическую компанию выплатить банку задолженность в размере 20 миллионов рублей. За содеянное мужчину приговорили к 20 годам лишения свободы.

Попытаемся разобраться в истоках этой трагедии в программе "Особый случай" с Еленой Хангой и экспертами в 21.05 (мск) на Радио "Комсомольская правда"