Фото: Екатерина ЛЕЩЕНКОВА
Только ленивый не ругает ярославские дороги. Этой весной асфальт на многих улицах сошел вместе со снегом. Специалисты считают, что причина этого - в технологиях изготовления и укладки привычного асфальта. Есть ли выход?
Преподаватель техуниверситета Валерий Готовцев считает, что добиться прочности дорожного покрытия вполне реально. Доктор технических наук изобрел новый материал - структурированный асфальтобетон.
При этом нельзя сказать, что ученый изобрел нечто абсолютно новое. Просто сумел по-другому взглянуть на привычные многим вещи. Ведь состоит ноу-хау из тех же компонентов, которые используются и для изготовления обычного асфальта - битума и минерального порошка. Правда, в асфальт еще добавляют щебень и песок. А изобретатель от этих составляющих намеренно отказался.
- Сейчас все пытаются увеличить количество щебня в асфальтобетонной смеси и именно за счет этого усилить устойчивость покрытия. А я пошел обратным путем, используя давно известное правило - более прочными являются однородные материалы. Ведь в этом случае нагрузка распределяется равномерно по всей поверхности, - пояснил Валерий Готовцев.
Внешне материал представляет собой круглые твердые гранулы и очень напоминает черную икру.
Преподаватель техуниверситета Валерий Готовцев.
Фото: Екатерина ЛЕЩЕНКОВА
- Хоть сейчас закатывай в банки и продавай! Озолотиться можно! - шутит изобретатель, с удовольствием пересыпая в руках драгоценные сердцу комочки.
Эту крошку Валерий Готовцев предлагает насыпать на уложенный асфальт и закатывать катком. По его словам, такой верхний слой позволит уберечь поверхность дороги от разрушения. Ведь полученный материал - водонепроницаемый. А значит, ему не страшен главный бич современных дорог - попадающая внутрь асфальта жидкость, которая при замерзании буквально разрывает его.
Еще один плюс новой смеси - ее стоимость. Некоторые ее варианты могут обойтись на 30 - 40% дешевле обычного асфальта.
По словам Валерия Готовцева, единственный недостаток его изобретения - слишком гладкая глянцевая поверхность. И если ее оставлять в таком виде, машины будут по ней скользить. Однако решение этой проблемы у ученого есть.
- В верхний слой материала надо вкатать мелкий щебень и он обеспечит нужное для транспорта сцепление с дорогой, - объяснил Валерий Готовцев.
Недавно профессор презентовал свое изобретение на заседании общественного совета при областном департаменте дорожного хозяйства. Новинка заинтересовала региональных чиновников, и они дали добро на укладку пробной партии материала на небольшой участок Юго-Западной окружной дороги. Работы намечены на сентябрь.
- В лабораторных условиях мы сделали 1,5 тонны материала. Этого количества хватит, чтобы заасфальтировать примерно 25 квадратных метров дороги, - рассказал изобретатель. - Главное, чтобы погода не подвела! Это же первый опыт! Очень хочется провести его условиях, близких к идеальным, - чтобы было тепло и сухо.
Хотя в конце Валерий Готовцев признался, что не очень-то верит, что его задумка все-таки претворится в жизнь. Ведь свое изобретение он запатентовал еще в 2002 году. И до сих пор оно было никому не нужно.
- Необходимо, чтобы какой-то интерес возник на федеральном уровне. Рассчитывать на частные инвестиции пока не приходится. Предприниматели не рискуют вкладывать деньги в изобретения, экономический эффект от которых не совсем понятен, - с горечью констатировал Валерий Готовцев.