Премия Рунета-2020
Рязань
+12°
Boom metrics
Неформат: Интервью21 ноября 2011 14:20

Артур Беркут: «Рок в нашей стране - дело гиблое»

Экс-вокалист «Арии» рассказал «Комсомолке» о новом проекте, участии в шоу Первого канала «Специальное задание» и о том, почему не пошел работать в цирк.

Каких только коллективов не было в карьере Артура Беркута. И «Автограф», принесший первую славу, но почивший в бозе (а жаль - какая классная была команда!). И собственные проекты в США, очень недолгий период в «Мастере», потом сотрудничество с Сергеем Мавриным. И главное, 9 лет в «Арии», с которой Артур расстался в августе, отыграв последний концерт с легендарной группой в рязанском арт-клубе «Планетарий».

Но несмотря на завидный послужной список, с приставкой «экс» Артур мириться, кажется, не собирается. После «Арии» он очень быстро собрал новый проект, записал мини-альбом (или макси-сингл — кому как нравится) — и снова начал колесить по клубам. Компания подобралась приличная: на гитаре Алексей Страйк (экс-участник «Мастера», ныне играющий в группе «Пилигрим»), на басу Алексей «Бах» Моравский (тоже «Пилигрим»), за барабанами барабанщик того же «Мастера» Олег «Кобра» Ховрин.

Алексей Страйк играет не только руками, но и лицом.

Алексей Страйк играет не только руками, но и лицом.

Фото: Виктор ГРАКОВ

Вот этот состав и «зажег» в «Планетарии» в субботу, 19 ноября. Играли в основном старое-доброе. Нашлось место и материалу с нового альбома, и нескольким хитам «Автографа» и «арийским» нетленкам. Впрочем, злоупотреблять ими не стали. Когда при выходе на бис Страйк под радостные вопли фанов завел было «Улицу Роз», Беркут его оборвал:

- Нет, нет, пожалуйста, только не эту песню!

Народ прикол оценил и понял, что эксплуатировать «арийскую» славу Беркут не намерен.

Кстати, об уходе из «Арии» мы Артура спрашивать не стали принципиально, хоть Беркут и был готов отвечать на любые вопросы. И без нас в ближайшие лет десять найдется масса желающих поворошить эту историю. А тем для беседы и без того нашлось предостаточно.

«ИГРАТЬ НУЖНО ТО, К ЧЕМУ ЛЕЖИТ ДУША!»

- Артур, очень стремительно все получилось. 31 августа вы в этом же клубе сыграли последний концерт с «Арией» - и вот уже здесь же с новым проектом и новым материалом. Расскажите, как так получилось, как вы собрали вместе таких замечательных музыкантов?

- Честно скажу — специально никого не собирал. Просто ситуация была настолько экстремальная и внезапная, что я хотел в качестве какой-то отдушины записать пару своих вещей. Позвонил своим друзьям, в первую очередь — Алексею Страйку, мы с ним очень давно друг друга знаем. И он сразу согласился не только записать какие-то песни, но и поучаствовать в этом проекте. То есть никакого отбора музыкантов не было. И готового материала тоже не было — только некоторые задумки. Все аранжировки написали буквально за месяц.

- Насколько записанный материал отражает то, чем дальше будет заниматься группа? Песни все-таки довольно разноплановые...

- Ну да. Но, понимаете, ведь, например, «Металлика» или «Битлз» играли и баллады, и темповые вещи. И все равно можно сказать, что вот это «Битлз», а вот это - «Металлика». У меня просто времени не было выбирать между медленными или более жесткими вещами. Я вообще никогда не задумывался над тем, в каком стиле играть. Зачем? Что душе угодно, в таком стиле и надо играть!

- Да, вы ведь и в «Автографе» себе очень комфортно чувствовали...

- Ну, «Автограф» - это совсем другая музыка, которая была написана очень давно. Некоторые песни «Арии» тоже давно писались, но по сравнению с «Автографом», где клавишные партитуры, как в симфоническом оркестре, это просто «одна палка два струна» (смеется). Так что «Автограф» - это совсем другая история.

Артуру все равно, в каком стиле играть. Лишь бы от души!

Артуру все равно, в каком стиле играть. Лишь бы от души!

Фото: Виктор ГРАКОВ

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ТУПОЙ - ТО ОН И В АРМИИ ТУПОЙ!»

- Вы ведь успели и в проекте «Первого канала» «Специальное задание» поучаствовать. Как вас туда занесло?

- Да очень просто: позвонил продюсер этого шоу, ничего толком не объяснил, сказал только, что будут условия, приближенные к боевым. Я ж не знал, что настолько приближенные...

- И как ощущения?

- Ощущения страшные! В хорошем смысле слова. Я такого не ожидал.

- Но недолго вы там пробыли...

- По сравнению с другими — долго! 12 дней — это в таких условиях очень много!

- Что больше всего понравилось в «Специальном задании»?

- Командная игра. То, что на каждого члена команды (а нас было 8 человек) можно положиться, никто тебя не подведет и в спину стрелять не станет. Это очень важно.

- А вы в армии служили?

- Нет, мне не довелось. К сожалению. После «Специального задания я свой взгляд на этот вопрос пересмотрел.

- Именно из-за командного духа или потому что там много всяких прикольных стреляющих штуковин?

- Потому что армия очень хорошо организует человека. Говорят, что там тупеют, а я считаю, что если человек тупой — то он и в армии будет тупой. А если нормальный — не пропадет.

На "Специальном задании" Беркуту больше всего понравилась командная игра.

На "Специальном задании" Беркуту больше всего понравилась командная игра.

Фото: Виктор ГРАКОВ

«ЕСЛИ ГНАТЬСЯ ЗА МОДОЙ - УСПЕХА НЕ ДОБИТЬСЯ»

- Но вообще вы не производите впечатления неорганизованного человека. Скорее, наоборот: только в последнее время вон во скольких проектах поучаствовали... Вы вообще мобильный человек?

- Да, я легкий на подъем. Кстати, возможно, одной из причин недовольства мною «Арии» было то, что я со всеми тусуюсь. Ну, мне нравится это! И потом, я ведь прожил 9 лет в США, а там вообще нет такого, что, если человек играет в какой-то группе, то больше он ничего не имеет права делать. Они очень легко друг с другом записываются. Например, Томми Ли (барабанщик «Mötley Crüe» - Ред.) со всеми играет, невзирая на стиль. И везде это звучит органично.

- Может, в этом и есть вся фишка? Если играешь с радостью все, что нравится, получается органично. А если загоняешь себя палкой в рамки одного жанра, то ничего хорошего может не получиться.

- Мне тоже так кажется. Есть, конечно, сферы, где этот подход не работает. Например, если человек занимается высшей математикой, то русским языком на высоком уровне он заниматься не может. А музыка настолько обширное, глобальное понятие, что просто интересно пробовать разные направления! Главное, чтобы было от души. А если играть что-то, потому что это сейчас модно, то успеха не добиться. Мода очень быстро меняется.

«НА РОКЕ В РОССИИ ДЕНЕГ НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ»

- В 2006 году под Рязанью было «Нашествие». За несколько дней до него у вас родилась дочка. Как удается такой плотный график совмещать с семейной жизнью?

- Блин, вот это, конечно, жесть! Это такой труд, что мало не кажется никому... Просто хардкор... Очень тяжело. Но удается. У меня ведь и жена занимается музыкой, она, кстати, директор нашей группы. И дети, как ни крути, все понимают: папа на работу пошел.

- Но есть и другие ситуации, особенно у провинциальных, нераскрученных групп. Ведь это в 18 лет легко рок-н-роллить, когда у тебя ни семьи, ни работы... А лет в 25 уже тяжело. Что посоветуете в такой ситуации делать?

- Если возникает противоречие, между музыкой и семьей, то посоветую заниматься бизнесом, а не музыкой. Потому что в нашей стране заработать можно только хорошим шансоном. Стас Михайлов, Елена Ваенга... Это может нравиться или не нравиться — совершенно неважно. Вот они зарабатывают колоссальные деньги.

- То есть, если жена пилит и не пускает на репетиции — бросать репетиции?

- Ну, если есть семья, то нужно, конечно, думать о будущем. А играть рок в нашей стране — это дело заранее гиблое. Конечно, могут люди приходить на концерты, но это люди неплатежеспособные. Расскажу историю, за которую мне стыдно до сих пор. У нас недавно была презентация альбома. Организаторы концерта до последнего нам не говорили, сколько стоит билет. Потом я узнал - 1200 рублей. Я считаю, что это безобразие. Ну как наш поклонник, который учится в институте или колледже, может за такие деньги прийти на концерт, купить нашу майку или шарф? Люди просто не могли попасть на концерт физически, у них нет таких денег.

Песни с нового сингла группы фаны успели не только послушать, но и выучить.

Песни с нового сингла группы фаны успели не только послушать, но и выучить.

Фото: Виктор ГРАКОВ

«СОВОК КАК БЫЛ, ТАК И ОСТАЛСЯ»

- Вы же из цирковой семьи. Никогда не думали о том, какую специальность бы выбрали, если бы по этой стезе пошли?

- Ой, не знаю. Я бы не пошел, честно говоря. Мой отец был против этого.

- А отец кем был?

- Клоуном! А что, по мне не видно? Причем он не гримировался, он лицом делал всякие штуки. Я правда видел только на фото. Так вот он говорил: «Я не хочу, чтобы ты через такую гадость проходил». А дрессировщики - это отдельная история, как там над животными издеваются. А вот дочка моя хочет в цирк пойти! И я просто не имею морального права ей рассказать, что делают с этими тигрятами-котятами, чтобы заставить их делать трюки... Хоть я об этом и знаю.

Тут разговор уходит в сторону, и я невзначай рассказываю Артуру про гостиницу рязанского цирка, в которой приезжие артисты за свои деньги меняют сантехнику. Беркут по этому поводу выносит вердикт:

- Ну, это все соцдействительность. У нас на каждом углу сейчас говорят: «Здесь бизнес такой-то, здесь фирма такая-то, здесь такой-то бренд, такой-то лейбл». Все это — чушь собачья. У нас как был Совок, так и остался.

- На выборы пойдете?

- Да, конечно. И знаю, за кого проголосую. Хотя, это все к вопросу о цирке. Вы же понимаете, что выборы — это самый большой цирк. Ваш голос никуда не пойдет, никому не засчитается... Это просто смешно! Если у вас есть знакомые в аппарате политических партий (а у меня есть), они просто посмеются над вами. Раньше люди на выборы ходили, потому что там пиво продавали, пирожные, которых в магазинах не было. Сейчас мало что изменилось. Жалко наш народ.

ДОСЬЕ «КП»

Беркут, Артур Вячеславович (настоящая фамилия — Михеев) — советский и российский рок-музыкант. Родился 24 мая 1962 года в Харькове на гастролях цирка (выходец из цирковой семьи). Вырос в Москве. Петь начала в 11 лет. После школы учился по классу вокала в училище имени Гнесиных.

В 1981 году сменил в группе «Волшебные сумерки» ушедшего вокалиста Виталия Дубинина (будущего басиста «Арии»). Через год начал петь в группе «Автограф» (тогда взял псевдоним Беркут).

После распада «Автографа» уехал в США. Там поиграл в нескольких проектах. В 1997 году вернулся в Россию. Недолго выступал в группе «Мастер» в качестве сессионного музыканта. Затем провел два года в качестве вокалиста в группе «Маврик» (которую основал экс-ариец Сергей Маврин).

В 2000-м попытался реанимировать «Автограф». Но из-за проблем с авторскими правами группу пришлось переименовать в «Беркут». В ноябре 2002 года проект был закрыт — Артур сменил в «Арии» Валерия Кипелова.

В 2011-м покинул «Арию» и создал собственный проект - «Артур Беркут».